Главные вкладки

    Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста
    статья (младшая группа) на тему

    Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста

             Особое место в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста занимает игровая деятельность.   Развивающая игровая деятельность эффективно  используется в образовании и воспитании детей на протяжении всей истории педагогики, позволяя детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него.

             Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения.

         Одна из задач реализации  образовательной области «Социализация» является формирование гендерной принадлежности и идентичности.

     

         Формирование гендерной принадлежности и идентичности – это формирование семейной и гражданской идентичности, а не половое или полоролевое воспитание, как это было раньше.

              Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

     

          Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и полезным формам поведения окружающих, и вредным социальным привычкам (брань, курение и т.п.) Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.

             Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.

            В соответствии с Федеральными государственными требованиями, где одним из требованием является календарно – тематическое планирование – на примере темы «Семья» мы поделимся опытом по формированию первичных гендерных представлений  у детей II младшей группы.

            Первоочередной задачей, стоящей перед нами  являлось  создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды по теме «Семья». Для этого мы  проанализировали состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и  дополнили её  необходимым материалом и оборудованием.

     

           При подборе материалов и оборудования для игр мы  руководствовались, как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом гендерных особенностей. Во II младшей группе  по  программе «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Е.С. Комаровой, М.А.Васильевой стоят следующие задачи:

    • Формирование элементарных представлений о росте и развитии ребёнка, изменении его социального статуса;
    • Постепенное формирование образа Я. Сообщение детям разнообразных, касающихся непосредственно их сведений, в том числе сведений о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о проишедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать, знаешь «вежливые» слова);
    • Формирование начальных представлений о человеке. Формирование первичных гнедерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

        Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляли в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группе нами было создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой), так и для девочек (семья, парикмахерская, магазин).

             Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений и знаний об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для этого в совместной деятельности с детьми  мы провели следующие мероприятия:  в  ОО «Познание» -  «Моя семья», ОО «Коммуникация»  -  «Мама, папа, я». С целью:   обеспечить детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре; способствовать пониманию роли взрослых и детей в семье, вызывать у ребёнка гордость за свою семью; учить называть членов семьи по имени, формировать умение вести диалог с педагогом. В структуру каждого занятия включались следующие элементы:  гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари, и т.д.)  

         Особую роль  в формировании гендерной принадлежности играло  чтение художественных    произведений  в непосредственной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах во II половине дня с последующей этической беседой. Так  на примере  русских народных сказок -  «Гуси – лебеди»,  « Кот, петух и лиса», стихотворения И. Косякова «Всё она» раскрывали перед детьми нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к другим.  На примере сказки «Лиса  и заяц»,  произведений К. Чуковского «Краденое солнце», «Муха – цокотуха», «Айболит» - раскрывали качества мужественности: смелости, стойкости,  обращали  внимание на то, что герой не может не оказать помощь нуждающимся в ней. Использовали пословицы о семье и поговорки, заучивали потешки, стихи, использовали пальчиковые игры: «Семья», «Дом».

          В ОО «Художественное творчество»   с использованием нетрадиционной техники рисования мы раскрашивали чашечки для мам и пап. В лепке закрепляли семейные отношения с помощью героев русской народной сказки «Три медведя» - лепили миски для медведей.

         В непосредственной  образовательной деятельности «Музыка» совместно с музыкальным руководителем подбирали материал с учётом пола детей. Для девочек движения более пластичные, для мальчиков более ритмичные. 

        В совместной деятельности в режимных моментах  проводили индивидуальные беседы  с целью — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседы включали такие вопросы:

    1. Ты мальчик или девочка?

    2.  Мальчик и девочка — одинаковые или разные?

    3.  Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?

                      Проводились  индивидуальные и групповые беседы с целью понимания роли взрослых в семье с использованием дидактического материала.

           Так же проводились беседы по семейной фотографии.

          Использовали проблемные ситуации, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения

             Беседовали отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, где обсуждали,  каким должен  мальчик, какой должна быть девочка, дети приводили примеры из собственной жизни.

            Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний также были изготовлены дидактические игры: «Одень Машу и Сашу»

    Дидактическая игра «Чей портрет?»

    Дидактическая игра  «Кому, что нужно»

    Дидактическая игра «Матрешки»

    Дидактическая игра «Дорожка»

    Дидактическая игра  «Кто кем работает »

    Дидактическая игра  «Семья»

     Дидактическая игра «Колобки»

         Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала.  Дети этого возраста, вначале под руководством воспитателя в непосредственно образовательной деятельности, а затем самостоятельно охотно конструируют. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

           Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

          Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто  нам приходилось  наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд. В играх девочек однообразие проявлялось  в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. Поэтому,                               что бы  дети не играли  на уровне подражания, и не ограничивались  «ролью в действии», взрослые  должны принять меры по устранению этих недостатков.

          Роль воспитателя в младшем докольном возрасте состоит  в  ежедневном участии  в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

             Не менее важной задачей  является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик.

       Метки для шкафчиков для одежды.

       Полотенца для девочек и мальчиков.

       Фартуки  для сюжетно – ролевых игр и  для уголка дежурства.

           Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться.

           С этой целью нами проводились различные формы работы с родителями: провели консультацию для пап «Отец – семьянин»; родительское собрание «Влияние гендерного воспитания на развитие ребёнка», беседы, наглядная информация по таким темам как:  «Девочки и мальчики», «Советы по воспитанию мальчиков», «Советы по воспитанию девочек»,   «Роль отца в воспитании детей». Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья». На конкурс были представлены рисунки, поделки, макет «Древо моей семьи».

         Бабушка  сочинила сказку «Новая сказка про репку и дружную семью Репкиных» мы  её инсценировать вместе с нашими детьми.

           Совместно с родителями оформили газету «Моя  семья», которую разместили в группе на уровне глаз детей. Каждый ребёнок  мог подойти, расмотреть, рассказать  о своей семье своим сверстниккам. Родители принимали активное участие в подготовке материала и оборудования для оснащения предметно – развивающей среды.  

               Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие  личностии позволит им быть успешными в современном обществе.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи

    Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...

    «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

    Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

    "Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."

    При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...