Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО.
консультация на тему

Митрофанова Раиса Михайловна

В связи с потребностями модернизации системы образования  в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования.

У детей с ОВЗ в развитии отсутствуют возможности усвоения социального опыта окружающих путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, вследствие этого отмечается дефицит моделей и образцов социального поведения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве  социального опыта. Познавательная и социальная пассивность, вызванная ограниченностью социальных контактов, приводит к трудностям в формировании коммуникативной компетентности детей, что также затрудняет социализацию.

Успешность социализации ребенка с ОВЗ в развитии в первую очередь зависит от той образовательной среды, в которую он попадает. А так же зависит от  взаимодействия ДОО с родителями воспитанников. Существуют различные формы и направления работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО.

Задачи воспитания и развития будут успешно решены

в том случае, если педагоги будут поддерживать

связь с семьей, и вовлекать ее в свою работу.

В.А.Сухомлинский.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

В связи с потребностями модернизации системы образования  в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.

У детей с ОВЗ в развитии отсутствуют возможности усвоения социального опыта окружающих путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, вследствие этого отмечается дефицит моделей и образцов социального поведения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве  социального опыта. Познавательная и социальная пассивность, вызванная ограниченностью социальных контактов, приводит к трудностям в формировании коммуникативной компетентности детей, что также затрудняет социализацию.

Социализация как двусторонний процесс включает в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. Ребенок не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Таким образом, в процессе социализации ребенка с ОВЗ в развитии можно выделить следующие компоненты:

• социальное познание (о самом себе, взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях, о построении общества);

• овладение навыками практической деятельности (как предметный, так и социальный мир);

• усвоение определенных норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения;

• выработка собственной системы ценностей.

Успешность социализации ребенка с ОВЗ в развитии в первую очередь зависит от той образовательной среды, в которую он попадает. А так же зависит от  взаимодействия ДОО с родителями воспитанников.

Взаимодействие ДОО и семьи включает в себя заинтересованность обеих сторон в изучении личности ребенка с ОВЗ, в раскрытии и развитии в нем скрытого потенциала. В моей работе взаимодействие строиться по принципу взаимного доверия и уважения, взаимной поддержке и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Взаимодействие включает в себя:

- Индивидуальный подход;

- Доброжелательный стиль общения;

- Сотрудничество;

- Серьезная подготовка;

- Динамичность форм общения.

Работу по взаимодействию ДОО с семьями необходимо начинать со сбора данных путем анкетирования и бесед. Работая в данном направлении  важно учитывать интерес и потребности родителей в той или иной информации.

Существуют различные формы и направления работы с родителями.

Формы включают в себя:

- Традиционные (коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные);

- Нетрадиционные (досуговые, познавательные, информационно-аналитические).

Коллективные формы можно использовать в работе с родителями для ознакомления с определенной  информацией. Используются как по инициативе педагога, а также и по запросу родителей. К ним относятся родительские собрания, «круглые столы», конференции и др.

Индивидуальные формы используются для донесения до родителей информации по достижениям в развитии ребенка, ответы на вопросы родителей, получение рекомендаций. Данные формы могут осуществляться разными специалистами ДОУ. К ним относятся беседы, консультации.

В наглядно-информационных формах необходимо делать акцент на ознакомление родителей с условиями содержания детей, методами их воспитания и обучения в условиях ДОУ и с другой полезной информацией. К ним относятся стенды, ширмы, папки. Они могут быть как информационно-ознакомительные, так и информационно-просветительские.

Познавательные формы используются для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями развития детей, методами и приемами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Данная форма может быть направлена на активизацию родителей. В нее входят различные деловые игры, викторины и др.

Основные направления работы с родителями:

- Общение: родительские собрания, индивидуальные консультации.

- Обучение: анкетирование, проектная деятельность, открытые занятия.

- Семья: родительские вечера, спортивные праздники, тематические беседы.

Все эти направления и формы работы должны сопровождаться равноправным творческим взаимодействием ДОО и семьями детей с ОВЗ. Именно это и является залогом полноценного развития ребенка с ОВЗ.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....

«Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»

В своей статье я попыталась раскрыть основные формы работы с родителями....

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

«Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Основные направления работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»...