Главные вкладки

    Конспект НОД в средней группе "Золотая осень"
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Ситникова Наталья Павловна

    НОД в средней группе по познавательному и художественно-эстетическому развитию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_zolotay_osen.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Хрущево»

    Конспект НОД

     по познавательному и художественно-эстетическомуразвитию

    в средней группе по теме:

    «Золотая осень»

    Воспитатель: Ситникова Н.П.

    Тула 2014

    Тема: «Золотая осень»

    НОД по содержанию - интегрированная.

    Цели:

    1) обобщить и систематизировать знания  детей об осени;  закрепить                                  умение четко  отвечать на  вопросы,  описывать   сюжетные картины; научить нетрадиционной технике рисования – печатание на бумаге половинкой яблока;

     2) развивать  связную  речь   детей,  логическое  мышление,  память;  развивать  творческое   воображение  при  изготовлении коллективной  поделки;  

      3) воспитывать  наблюдательность, аккуратность, любовь      к природе родного края.

    Программное обеспечение:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

    Оборудование:

     ветка  дерева;  репродукции картин, посвященные  осени;  картонные    листья  клена  с  загадками;  большой  конверт  с письмом;   муляжи  овощей  и  фруктов;  две  корзинки;   «банка»   из    картона;     гуашь  (красная,  желтая,  черная);   кисти; тряпочки;  баночка   с   водой;   кусочек   ткани;   ленточка;  DVD диск    с мультфильмом Уолта Диснея «Фантазия», 1940 год;   музыкальное    сопровождение;   костюм  зайчика;  яблоки.  

    Предварительная работа:

    изучение темы «Осенние явления в природе» по познавательному развитию; наблюдения за   изменениями в природе на прогулках и  экскурсиях по участку; наблюдения за деятельностью человека осенью; рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций картин художников, посвященных ранней и поздней осени; словарная работа с определением «золотая осень»; разучивание стихотворений и игры «Зайка».

    Методы и приемы:

    - словесные (беседа, чтение стихотворений, загадки);

    - наглядный;

    - игровой;

    - практический.

    Формы организации:

    - фронтальная;

    - групповая;

    - индивидуальная.

    Ход НОД

    I. Мотивация деятельности.

     Дети сидят на стульях полукругом. Рядом стоит ветка дерева. Неожиданно открывается дверь, воспитатель, исполняющий роль почтальона, приносит большой конверт, в котором лежит письмо и картонные листья клена с загадками.

    -  Ребята, интересно, от кого этот конверт. Посмотрим (вскрывает конверт). Тут написано: «От зайцев из леса детям средней группы». В конверте письмо.

    «Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в лесу время золотой осени. Как красиво кругом! Но у нас в лесу возник спор. Подскажите нам, пожалуйста, какое время года придет на смену осени: лето или зима. Заранее спасибо. Зайцы».

    II. Основная часть.

    - Что же нам ответить зайчикам? Какое время года придёт на смену осени? (Скоро наступит зима, на улице станет очень холодно и голодно, ударят морозы,  землю укроет снег).

    - Правильно, так мы и напишем.( Берет конверт, из него выпадают листья из картона с загадками). Ой, что это? Да это же кленовые листочки с загадками. Это, наверно, зайцы напоминают нам об уходящей осени. Давайте отгадаем эти загадки.

    1. Листья желтые кругом.

        Все промокло под дождем.

        Заскучала детвора,

        Что за скучная пора? (Осень)

    2. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

    3. Белка я, живу в лесу.

        У меня пушистый мех.

        Я грибок в дупло несу,

        Шишку и лесной … (Орех)

    4. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

    5. Серый зайчик ликовал,

        Сам себя нахваливал:

        Вот какой я ловкий,

        Раздобыл … (Морковку)

    - Молодцы, умеете разгадывать загадки. Давайте украсим это деревце яркими листочками (5 детей выходят и вешают листочки).

    - Посмотрите, как красиво получилось. Настоящая золотая осень! Интересно, почему раннюю осень так называют? (листья красные, желтые, оранжевые, коричневые – похоже на золото).

    - Да, верно. Посмотрите на осенние картины (показ иллюстраций об осени).

    - О золотой осени написано много стихотворений. Кто из вас может рассказать стихотворение? (Ребенок рассказывает стихотворение.)

    Осень

                                    Осень на опушке краски разводила.

                                    По листве тихонько кистью проводила.

                                    Пожелтел орешник и зарделись клены.

                                    В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.

                                    Утешает осень: не жалейте лето,

                                    Посмотрите, роща золотом одета!

    - Молодец!

    - Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы осени? Чтобы это узнать, мы поиграем в игру «Да или нет». На мои вопросы вам надо отвечать «да» или «нет».

    Игра «Да или Нет»

    Осенью цветут цветы?

    Осенью растут грибы?

         Тучки солнце закрывают?

          Холодный ветер задувает?

    А листочки опадают?

         Ну а птицы гнезда вьют?

    А насекомые летают?

        Звери норки закрывают?

     Урожай все собирают?

     Птичьи стаи улетают?

           Часто-часто льют дожди?

                                                                Достаем ли сапоги?

                 Солнце светит очень жарко?

         Можно детям загорать?

            Ну, а что же надо делать?

             Куртки, шапки доставать!

    - Верно, значит,  деревья к зиме подготовились: листву сбросили и заснули до весны. А вот есть деревья, которые и зимой стоят зеленые. Какие это деревья? (Это елка и сосна). Птицы улетели на юг. А все ли из них улетели? (Только перелетные: ласточки, стрижи, гуси, лебеди, журавли). А какие птицы остались? (Зимующие: вороны, галки, сороки, воробьи. Они прилетели поближе к человеческому жилью).

    - А что же осенью делют звери в лесу? (Готовятся к зиме) Как к зиме готовится белочка? (Подготовила теплое дупло, запасла орехи, шишки, грибы. Поменяла рыжую шубку на более густую серую).

    - Кто из вас помнит стишок про белочку? (Ребенок рассказывает стихотворение).

    Белочка

    Рыжая белочка с рыжим хвостом

    Маленький рыжик нашла под кустом.

    Маленький рыжик она засолила:

    В банку большую его положила.

    Белке теперь не страшны холода:

    Есть у нее на всю зиму еда.

    -Умница! А что осенью делают ежик и медведь? (Ложатся спать до весны).

    - Правильно. А волк и лиса тоже спят? (Нет, они ходят по лесу и ищут еду).

    - Верно. А зайцы как-нибудь готовятся к зиме? (Они меняют серую шубку на белую, чтобы их не было видно на снегу.)

    III. Динамическая пауза.

    - Молодцы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зайка»

    Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

                      Вот так, вот так (сидят в круге, шевелят пальцами).

           Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

                                               Вот так, вот так (хлопают в ладоши).

          Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать.

                                               Вот так, вот так (скачут на месте).

                                           Зайку волк напугал, зайка тут же убежал. (Побежали на места).

    - Итак, природа подготовилась к долгой зиме. А что же осенью делали люди? (Собирали урожай хлеба, овощей и фруктов. Собирали грибы, орехи. Делали заготовки: варенья, компоты, соленья и т. п.)

    - А  умеете ли вы различать овощи и фрукты? А может, кто-то будет варить щи из яблок, а варенье из капусты?

    - Нет? Вот мы сейчас это и проверим с помощью игры!

    Игра «Две корзины»

    - Вам нужно быстро и правильно разложить овощи и фрукты в две корзины. Один из вас собирает овощи, а другой фрукты. Начали.

    - Молодцы, справились с заданием. Я предлагаю вам самим сделать заготовку на зиму -  приготовить «яблочный компот».

    IV. Самостоятельная деятельность.

     «Яблочный компот»

    - Нам понадобится «банка» из картона; красная, желтая, черная гуашь; кисточка; половина яблока; кусочек ткани и ленточка. Намазываем половинку яблока красной и желтой красками и делаем на «банке» отпечатки. Затем подрисуем зернышки. Горлышко нашей банки обмотаем тканью и завяжем ленточкой. «Яблочный компот» готов! Красота!

    V. Сюрпризный момент. Подведение итогов. Анализ деятельности.

     (В группу вбегает мальчик в костюме зайца и раздает детям яблоки – лесное угощение. Говорит:  «Это вам от нас, зайцев, в благодарность за ответ на наше письмо. А вот еще и подарок-сюрприз – мультфильм»).

    - Спасибо, зайчик. Давайте посмотрим. (Просмотр фрагмента мультфильма)

    - О чем этот мультфильм? (Мультфильм о том, как  зима незаметно пришла на смену осени.) Скажем ей: «Здравствуй, зимушка-зима!».

    - Молодцы! Так мы зайцам и напишем в письме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект прогулки в средней группе «Осеннее путешествие»

    В данном материале  начинающие воспитатели могут найти классическую структуру построения прогулки (совместной деятельности на прогулке с детьми в средней группе детского сада)     ...

    План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"

    План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"...

    конспект НОД в средней группе "Осенний пейзаж"

    развитие мелкой моторики рук детей среднего возраста...

    Конспект занятия в средней группе «Осень в родном краю»

    Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире  В. Бианки...

    План-конспект занятия в средней группе : "Осень золотая в гости к нам пришла"

    Тема: «Осень золотая в гости к нам пришла». Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья; Задачи:-учить детей обобщать в изображениях результаты своих наблюдений за изме...

    Конспект занятия в средней группе "Осень"

    занятие "Осень" средняя группа...