Отчет на тему "Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре"
материал (подготовительная группа) на тему

Кальченко Галина Петровна

Этот материал поможет воспитателям овладеть практическими методами и приемами теории игры на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytraboty.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме «Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре».

Вот уже несколько лет я  занимаюсь изучением сюжетно-ролевой игры и практической реализацией связанных с ней исследований и рекомендаций известных психологов и педагогов. Так как считаю, что с помощью игры можно дать ребенку знания, сформировать те качества, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности и отношения с людьми.

Перед собой поставила задачи:

  • Изучить литературу по теме.
  • Овладеть практическими методами и приемами реализации теории игры на практике.
  • Сделать игру инструментом воспитания личности ребенка.

Подготовила  модель сюжетно-ролевой игры. С помощью тризовской фантограммы придумывала героев, ландшафты сказочных стран и планет, чудо-животных, волшебные вещи, которые помогали героям в их путешествиях.

В работе с детьми модели сюжетно-ролевой игры использовала в красиво оформленных "волшебных коробочках"  где  была собрана  тематическая картотека.

  • Куда (лес, море, Африка, Северный полюс, тридевятое царство, сказочная планета и т.д.).
  • На чем (машина, лошадка, ковер-самолет, зонтик, летающая тарелка,воздушный шар  и т.д.).
  • К кому (крокодил Гена, Чебурашка, инопланетяне, Василиса Прекрасная, морской царь,Мальвине,Карлсону и т.д.).
  • Какие волшебные вещи помогают (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, , волшебная палочка и т.д.).
  • Что может произойти во время путешествия (разразился  ураган, разбился корабль; встретился кто-то в пути - зайчик, старичок- лесовичок, Баба Яга и т.д.).
  • Финал путешествия (концерт, цирковое представление, дискотека и т.д.).

При подготовке к игре предлагала детям, используя картинки из "волшебных коробочек", составить план игровых действий,используя  тризовские приемы: раскладывла  картинки на листе бумаги и соединяла их по своему замыслу, дети создавали  сюжеты, и это помогало  развивать их творческую фантазию.

Моя  задача была реализовать в игре все творческие задумки детей, для того,чтобы  они почувствовали  себя их хозяевами.  И еще  была одна важная проблема - умение ребят вести диалог между собой. Так как ,чем лучше сформированы речевые навыки детей, тем больше у них возможностей для интересного взаимодействия. Этой теме посвятила целый ряд занятий по развитию речи. С помощью инсценировок разыгрывались  всевозможные сюжеты: продавец Степашка, покупатели Мальвина и Незнайка. Каждый персонаж вел  себя соответственно своим характеристикам: Незнайка забывает говорить вежливые слова, Мальвина - вежливая, приветливая покупатель, а Степашка - примерный продавец. Дети очень любят такие игры и охотно принимают в них участие.Таким же  образом инсценировались диалоги, наиболее распространенные в играх детей: врач - пациент; парикмахер - клиент; мама - дочка и т.д.

Также разыгрывала сценки –упражнения с телефоном и вызов врача на дом, разговор мамы с дочкой и т.д.

в работе использовала  анализ и решение сложных ситуаций.

разыгрываются мини-спектакли, содержанием которых являются ситуации,    требующие обсуждения и принятия решения. Например:

 Каркуша, Филя и Степашка решили играть в "Космическое путешествие". "Чур, я командир корабля", - говорит Степашка. "Ты вчера был командиром. Ты каждый день командир", - запротестовали Филя и Каркуша.

Задавала  вопросы детям: правильно ли поступает Степашка, стремясь быть капитаном в каждой игре? Какое правило надо придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

 Степашка быстро взял себе  все игрушки для игры в "Космическое путешествие", а другим не с чем играть.Филя и Каркуша отказались продолжать игру.

Вопросы детям: правильно ли поступил Степашка? Как нужно было распределить игрушки?

На основе таких инсценировок сделала книгу с правилами "Как мы играем". Здесь каждое правило проиллюстрировано моими  рисунками и рисунками  детей, на которых изображены различные игровые моменты. Книга постоянно пополняется, дети о ней помнят и часто возвращаются к обсуждению ее содержания. Эта книга  служит анализом игры.

Для  игр  я также использовала интервью, которое берет "корреспондент" журнала или газеты у участников игры. Дети вспоминают о происшедших событиях, анализируют свое участие в игре и своих товарищей, при этом намечают план продолжения игры, возрождения ее в новых вариантах, производится коррекция своего поведения.

Таким образом через игру дети получили  хорошие знания об окружающем мире, у них развилась творческая фантазия, сформировалось оптимистическое восприятие жизни и навыки культурного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре""

Цель: повышение компетентности педагогов по организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста, направленного на формирование навыков ролевого диалога в сюжетно-ролевой игр...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Обоснование  актуальности  проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...

Ролевые действия дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»...

Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.  Игры помогают детям понять, какое место они зан...

«Развитие познавательного интереса и творчества дошкольников посредствам сюжетно ролевой игры»

В соответствии  с ФГОС игра является  ведущим  видом деятельности ребенка. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удов...

Отчет самообразования на тему:«Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Отчет самообразования на тему:«Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»....