Формирование элементарных математических представлений у дошкольников на основе использования занимательного материала
проект на тему

Буряк Екатерина Валерьевна

       Социальные изменения в России потребовали реформы образования. Основным ее направлением стала гуманизация.

       Причины для беспокойства действительно есть. Ускорение темпов обучения детей дошкольного возраста методами, переносимыми из практики школьного образования, действительно чревато перегрузками и эмоциональным недоразвитием ребенка. На первом месте как наиболее опасное в этом отношении стоит обучение математике.

       Ребенок познает мир с помощью органов чувств, и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информацией – с эмоциями. И если выполняются эти простые, но очень важные законы, познание приносит ребенку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, эмоциональности, нервно-психическим перегрузкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буряк Екатерина Валерьевна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 24 «Сказка» города Тамбова «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский Формирование элементарных математических представлений у дошкольников на основе использования занимательного материала

Слайд 2

Актуальность: Социальные изменения в России потребовали реформы образования. Основным ее направлением стала гуманизация . Причины для беспокойства действительно есть. Ускорение темпов обучения детей дошкольного возраста методами, переносимыми из практики школьного образования, действительно чревато перегрузками и эмоциональным недоразвитием ребенка. На первом месте как наиболее опасное в этом отношении стоит обучение математике. Ребенок познает мир с помощью органов чувств, и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информацией – с эмоциями. И если выполняются эти простые, но очень важные законы, познание приносит ребенку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, эмоциональности, нервно-психическим перегрузкам.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Создание системы работы по формированию математических представлений, познавательной активности и мышления на основе использования занимательного математического материала Задачи : 1. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом. 2. Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации , счета, нахождения закономерностей и т.д. 3. Развитие внимания, памяти, креативности , вариативности мышления и воображения.

Слайд 4

Гипотеза Умелое применение занимательного математического материала в процессе обучения поможет активизировать мыслительную деятельность, формировать элементарные математические представления, развивать самостоятельность, формировать активную позицию ребенка в учении. Развивающие игры и игровые упражнения, задания помогут развить логическое мышление, воображение и сообразительность ребенка, привьют интерес к творческой деятельности.

Слайд 5

База проведения МБДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Сказка» Участники проект: Воспитанники группы Воспитатели Специалисты Родители СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 2014 – 2015 учебный год

Слайд 6

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 7

Этапы проведения проекта: I ЭТАП – поисково-констатирующий (сентябрь 2014 г) Изучение научно-педагогической литературы в области исследуемой проблемы Изучение и внедрение в практику развивающих технологий обучения, основанных на личностно-ориентированном подходе к ребенку Изучение технологий сохранения и укрепления здоровья детей для внедрения их в практику Изучение индивидуальных особенностей воспитанников группы Подготовка инструментария к проведению мониторингового исследования Проведение первичного диагностического исследования математических представлений детей старшего дошкольного возраста Разработка перспективного плана по формированию и развитию у детей старшего дошкольного возраста ЭМП Приобретение и изготовление демонстрационного и раздаточного материала для совместной деятельности с детьми

Слайд 8

противоречия Новые потребности к уровню оказания образовательных услуг Новые требования к организации развивающей среды Авторитарный подход взрослых к организации процесса обучения Традиционная форма обучения математике Недостаточный уровень профес - сиональной компетенции отдельных педагогов Существующие условия Актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста Новые требования к организации образовательной деятельности

Слайд 9

Условия решения проблем и противоречий Обновление педагогического процесса; Создание условий для овладения детьми основами ЗУН в области математики; Реализация совместной деятельности взрослого и ребенка на партнерских взаимоотношениях; Целесообразный отбор учебного материала, форм и методов обучения, воспитания в соответствии с возрастными особенностями; Сочетание коллективной и индивидуальной работы детей; Дифференцированный подход к детям; Учет психологических особенностей и возможностей каждого ребенка; Систематизация работы на основе планов, диагностического материала, комплексов занятий, игр и др. Организация их самостоятельной поисковой деятельности; Творческое отношение воспитателя к занимательному математическому материалу

Слайд 10

Ii ЭТАП – Формирующий (октябрь 2014 г.– апрель 2015 г.) Внедрение в практику разработок по учебно-методическому комплекту «Моя математика»; Использование занимательного математического материала, демонстрационного и раздаточного материала; Проведение нетрадиционных форм консультаций и собраний для родителей; Проведение консультаций, мастер-класса для воспитателей; Наблюдение за продуктивной деятельностью детей в процессе работы

Слайд 11

Использование технологии личностно-ориентированного общения (индивидуальный и дифференцированный подход) Внедрение развивающих технологий в работу по реализации проекта : проблемно-поисковый метод моделирование продуктивное взаимодействие игровые приемы Внедрение оздоровительных технологий (физкультминутки, разные виды гимнастик, релаксация)

Слайд 12

Принципы организации образовательного процесса Принцип дифференцированного подхода Принцип психологической комфортности Принцип деятельности Принцип интеграции Принцип доминирования интересов Принцип творчества Принцип целостного представления о мире

Слайд 13

Формы организации деятельности фронтальные подгрупповые индивидуальные кружковая работа досуговая деятельность Игровые Тематичес кие Комплексные Интегрированные Сюжетно-ролевые Проблемно-поисковые Задания Упражнения Коррекционно-развивающая работа Творческая работа Игры-соревнования Олимпиады Игры-соревнования Работа с родителями Формирование ЭМП; развитие воображения, мышления, анализа, синтеза, самостоятельной творческой активности

Слайд 14

Предметно-развивающая среда Принципы: Полифункциональности Трансформируемости Вариативности

Слайд 15

Занимательный математический материал Развлечения Математические (логические ) игры, задачи, упражнения Дидактические игры, упражнения Загадки, Задачи-шутки, Ребусы, Кроссворды, Головоломки, Математические квадраты и фокусы « Танграм » «Пифагор» « Колумбово яйцо» «Кубики для всех» С блоками, кубиками на включение, нахождение Шашки, шахматы Словесные, Игры с предметами, Настольно-печатные

Слайд 16

Формы представления занимательного материала Совместная игра воспитателя с ребенком Самостоятельная деятельность детей Математические праздники и развлечения Образовательная деятельность (в соответствии с учебным расписанием) Чтение математических сказок Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок

Слайд 17

Формы взаимодействия с семьей Индивидуальная «беседа-встреча»; Консультирование; Коллективное сотрудничество; Анкетирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка; Осуществление взаимодействия родителей и специалистов МДОУ; Совместная досуговая деятельность; Физкультурно-оздоровительная работа; Презентация достижений.

Слайд 18

Iii этап –аналитический (май 2015 г.) Итоговая диагностика воспитанников Анализ организации образовательного процесса Представление документации и материалов по проекту, презентации итогов работы Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми Определение перспективы дальнейшего развития проекта

Слайд 19

Сравнительный анализ диагностических данных по математическому развитию

Слайд 20

Уровень развития игровых навыков у детей

Слайд 21

результативность Разработан методический пакет (перспективный план, конспекты занятий, дидактический материал, рекомендации для педагогов и родителей); Изготовлен демонстрационный и раздаточный материал для образовательной деятельности и индивидуальной работы; Создана предметно-развивающая среда При проведении диагностики по формированию и развитию математических представлений дети показали хорошие результаты: увеличился объем памяти и внимания, уровень ЗУН значительно повысился Проведены семинар и консультаций для родителей. Повысилась активность родителей в участии воспитательного процесса детей

Слайд 22

выводЫ : Применение занимательного математического материала в процессе обучения помогает активизировать мыслительную деятельность, формировать элементарные математические представления, развивать самостоятельность, формировать активную позицию ребенка в учении. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и занимательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

Слайд 23

Распространение опыта Обобщен опыт на уровне МБДОУ; Участие в МО; Мастер-класс для педагогов; Показ интегрированной образовательной деятельности в рамках «Марафона педагогических идей»; Участие в интернет - форумах: ТОИПКРО, Open Class , NS портал; Участие в научно-практических конференциях: публикации статей.

Слайд 24

Перспектива завтрашнего дня Продолжить работу по намеченной цели Продолжить усовершенствование предметно-развивающей среды Продолжить работу по созданию оптимальных условий для индивидуализации коррекционно - педагогического процесса Всемерно способствовать самовыражению, накоплению опыта творческой деятельности через участие детей в математических конкурсах, викторинах

Слайд 25

Информационные ресурсы Ерофеева Т. И. Математическое образование и развитие дошкольников. – М., 1997 «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике» – Ребенок в детском саду №2, 2007 Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 2005 Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс , 2008 УМК «Моя математика» С.А. Козлова, М.А. Корепанова , О.В. Пронина. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – Санкт-Петербург: Детсво-Пресс , 2001 Носова Е. Н. , Непомнящая Р. Н. Логика и математика у дошкольников. - Санкт-Петербург: Детсво-Пресс , 2002 Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - Санкт-Петербург: Детсво-Пресс , 2004 Интернет-ресурсы www.doshkolnik.ru www.detsad-kitti.ru www.openclass.ru www.festival.1September.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...

Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Занимательная математика"

Программа рассчитана на 1 год на детей 5,5 – 6,5 лет.Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.  Большую часть программы составляют практические заня...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе:«Занимательная математика».

Задачи:обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет на две, четыре части;уточнить знания о прямом и обратном счете;уточнить знания о геометрических фигурах;продолжить формир...

Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий

В ходе ООД у детей продолжают формироваться  элементарные математические представления.  Дети продолжают учиться  решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается раб...

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занимательная математика

Технологическая картапо формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеЗанимательная математика...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».

Консультация для педагогов.«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала»....