Консультация для родителей "Влияние палочек Кюизнера на речевое развитие детей"
консультация на тему

Формирование речи это предмет повседневной заботы педагога. Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка. Они широко применяются на занятиях по развитию речи дошкольнико

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

            « Влияние палочек Кюизнера на речевое развитие детей»    

          Формирование речи это предмет повседневной заботы педагога. Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка. Они широко применяются на занятиях по развитию речи дошкольников. Игры и упражнения с ними помогают решать такие задачи: закрепление понятий: длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, один – много, больше - меньше - закрепление знания о цвете; развитие психических процессов: памяти, воображения, логического мышления; обучение ориентировке в пространстве; - развитие творческого мышления; тренировка глазомера; развитие мелкой моторики рук. Рекомендуется использовать как часть занятия не более 3 мин.

          Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений; называние частей предмета; закрепление грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных); закрепление коротких стихов, потешек; использование предложений с однородными определениями; автоматизация звуков речи; формирование навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии.

           Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть их, из чего они состоят.

                   Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

       Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, голубую палочки.                   Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.  Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета. Перечисли цвета всех палочек на столе. Покажи не красную палочку, не желтую и т.д. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей, красной и синей, голубой, оранжевой и черной, и т.д.                  Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу. Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка?

          Почти каждая лексическая тема дает возможность педагогу использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на занятиях по развитию речи. В средней и старшей группе дети выкладывают палочки по образцу, в подготовительной к школе группе – по представлению, из собственного опыта. Вот фрагменты некоторых занятий для детей разного возраста.

                                   Средняя группа.

         При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую скамейки из палочек. (Зайка сидит на высокой скамейке) Вспоминая стихотворение А. Барто  «Зайка», дети составляют предложения с предлогом на: «Мишутка сидит на высокой скамейке. Чебурашка сидит на низкой скамейке». Для построения «Пирамидки» дети сначала находят самую длинную палочку из 10 различных цветов, потом короткую и т.д. пока не получится красивая, ровная разноцветная пирамидка. Педагог дает задания: поставь маленькую игрушку слева, справа, впереди, сзади пирамидки. Играя с игрушками, дети учатся ориентировке в пространстве. Изучая тему «Фрукты», дети выкладывают из палочек дерево – яблоню и отвечают на вопросы логопеда предложениями: «на яблоне поспели красные яблоки», «На моей яблоне растут желтые, зеленые, красные яблоки». Для правильного употребления в речи предлогов «на», «по» дети строят из цветных палочек лесенку, дополнительно получая мелкие игрушки. Далее они рассказывают, кто сидит на лесенке, а кто шагает по лесенке.  При выкладывании из палочек овощей, фруктов дети отвечают на вопросы: Что вверху? Что внизу? Что справа? Что слева? Какая груша? Какая морковка? Где растут груши? Где растет морковь?  Выкладывая красивые цветы (астры, тюльпаны, подснежники, васильки, лилии) из цветных палочек Кюизенера, дети закрепляют согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

                                     Старшая группа.    

        При постройке прекрасного дома – дворца с крыльцом дети усваивают понятие «признак», особенно после чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Используя альбом «Посудная лавка» можно по образцу выложить из палочек разную посуду (кастрюлю, чашку, вазу, чайник, самовар), одновременно закрепляя употребление предлогов в, из и обучаясь счету (сколько получилось у нас самоваров, чайников, чашек?).  Предлог «над» удобно отрабатывать при изучении темы «Транспорт». Дети составляют предложения с предлогом «над»: «самолет пролетает над городом, над лесом. Воздушный шар пролетел над пшеничным полем».   Выкладывая из цветных палочек цветущие деревья и кустарники, дети по – разному представляют себе, как цветут яблоня, черемуха, вишня. Прослушав стихотворение «Яблонька» И. Токмаковой, дети подбирают слова – синонимы, эпитеты, сравнения. Маленькая яблонька у меня в саду. Белая – пребелая вся стоит в цвету. Я надела платьице с белою каймой Маленькая яблонька, подружись со мной.

                                Подготовительная группа.

      Дети выкладывают из палочек, фантазируют и упражняются в употреблении в речи притяжательных прилагательных, дополнительно получая маленькие игрушки зверей. Заяц живет под кустом. Это заячий дом. Я сделал медвежью берлогу. Волчица с волчонком живут в логове. Это волчье логово. Мышка живет в норке. Это мышиная норка.Дети пересказывают русскую народную сказку «Заюшкина избушка» с элементами драматизации. Перед тем как выложить домики лисы и зайца, уточняется, какой нужно выбрать цвет палочек: для ледяного домика лисы – палочки холодных тонов, для деревянного домика зайца – палочки теплых тонов. После драматизации сказки дети выкладывают из палочек домики лисы и зайца на выбор и еще раз проговаривают сюжет сказки. Можно придумать еще много интересных и полезных моментов на логопедических занятиях, используя цветные палочки Кюизенера. Порой дети даже лучше, интереснее взрослых могут изобразить тот или иной предмет. Работа с ними приносит как детям, так и педагогам большое удовольствие. А самое главное - они получают знания. Накапливают опыт, действуя с предметами, экспериментируют, фантазируют, а значит, развиваются.

           Игры и упражнения с палочками Кюизенера способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом. Таким образом, мы можем говорить о том, что развитие речи дошкольников имеет большое значение для формирования математических представлений. От решения этой проблемы зависит развитие математического мышления детей дошкольного возраста и успешность обучения математике в начальной школе.



Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

            « Влияние палочек Кюизнера на речевое развитие детей»    

          Формирование речи это предмет повседневной заботы педагога. Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка. Они широко применяются на занятиях по развитию речи дошкольников. Игры и упражнения с ними помогают решать такие задачи: закрепление понятий: длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, один – много, больше - меньше - закрепление знания о цвете; развитие психических процессов: памяти, воображения, логического мышления; обучение ориентировке в пространстве; - развитие творческого мышления; тренировка глазомера; развитие мелкой моторики рук. Рекомендуется использовать как часть занятия не более 3 мин.

          Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений; называние частей предмета; закрепление грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных); закрепление коротких стихов, потешек; использование предложений с однородными определениями; автоматизация звуков речи; формирование навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии.

           Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть их, из чего они состоят.

                   Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

       Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, голубую палочки.                   Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.  Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета. Перечисли цвета всех палочек на столе. Покажи не красную палочку, не желтую и т.д. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей, красной и синей, голубой, оранжевой и черной, и т.д.                  Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу. Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка?

          Почти каждая лексическая тема дает возможность педагогу использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на занятиях по развитию речи. В средней и старшей группе дети выкладывают палочки по образцу, в подготовительной к школе группе – по представлению, из собственного опыта. Вот фрагменты некоторых занятий для детей разного возраста.

                                   Средняя группа.

         При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую скамейки из палочек. (Зайка сидит на высокой скамейке) Вспоминая стихотворение А. Барто  «Зайка», дети составляют предложения с предлогом на: «Мишутка сидит на высокой скамейке. Чебурашка сидит на низкой скамейке». Для построения «Пирамидки» дети сначала находят самую длинную палочку из 10 различных цветов, потом короткую и т.д. пока не получится красивая, ровная разноцветная пирамидка. Педагог дает задания: поставь маленькую игрушку слева, справа, впереди, сзади пирамидки. Играя с игрушками, дети учатся ориентировке в пространстве. Изучая тему «Фрукты», дети выкладывают из палочек дерево – яблоню и отвечают на вопросы логопеда предложениями: «на яблоне поспели красные яблоки», «На моей яблоне растут желтые, зеленые, красные яблоки». Для правильного употребления в речи предлогов «на», «по» дети строят из цветных палочек лесенку, дополнительно получая мелкие игрушки. Далее они рассказывают, кто сидит на лесенке, а кто шагает по лесенке.  При выкладывании из палочек овощей, фруктов дети отвечают на вопросы: Что вверху? Что внизу? Что справа? Что слева? Какая груша? Какая морковка? Где растут груши? Где растет морковь?  Выкладывая красивые цветы (астры, тюльпаны, подснежники, васильки, лилии) из цветных палочек Кюизенера, дети закрепляют согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

                                     Старшая группа.    

        При постройке прекрасного дома – дворца с крыльцом дети усваивают понятие «признак», особенно после чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Используя альбом «Посудная лавка» можно по образцу выложить из палочек разную посуду (кастрюлю, чашку, вазу, чайник, самовар), одновременно закрепляя употребление предлогов в, из и обучаясь счету (сколько получилось у нас самоваров, чайников, чашек?).  Предлог «над» удобно отрабатывать при изучении темы «Транспорт». Дети составляют предложения с предлогом «над»: «самолет пролетает над городом, над лесом. Воздушный шар пролетел над пшеничным полем».   Выкладывая из цветных палочек цветущие деревья и кустарники, дети по – разному представляют себе, как цветут яблоня, черемуха, вишня. Прослушав стихотворение «Яблонька» И. Токмаковой, дети подбирают слова – синонимы, эпитеты, сравнения. Маленькая яблонька у меня в саду. Белая – пребелая вся стоит в цвету. Я надела платьице с белою каймой Маленькая яблонька, подружись со мной.

                                Подготовительная группа.

      Дети выкладывают из палочек, фантазируют и упражняются в употреблении в речи притяжательных прилагательных, дополнительно получая маленькие игрушки зверей. Заяц живет под кустом. Это заячий дом. Я сделал медвежью берлогу. Волчица с волчонком живут в логове. Это волчье логово. Мышка живет в норке. Это мышиная норка.Дети пересказывают русскую народную сказку «Заюшкина избушка» с элементами драматизации. Перед тем как выложить домики лисы и зайца, уточняется, какой нужно выбрать цвет палочек: для ледяного домика лисы – палочки холодных тонов, для деревянного домика зайца – палочки теплых тонов. После драматизации сказки дети выкладывают из палочек домики лисы и зайца на выбор и еще раз проговаривают сюжет сказки. Можно придумать еще много интересных и полезных моментов на логопедических занятиях, используя цветные палочки Кюизенера. Порой дети даже лучше, интереснее взрослых могут изобразить тот или иной предмет. Работа с ними приносит как детям, так и педагогам большое удовольствие. А самое главное - они получают знания. Накапливают опыт, действуя с предметами, экспериментируют, фантазируют, а значит, развиваются.

           Игры и упражнения с палочками Кюизенера способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом. Таким образом, мы можем говорить о том, что развитие речи дошкольников имеет большое значение для формирования математических представлений. От решения этой проблемы зависит развитие математического мышления детей дошкольного возраста и успешность обучения математике в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»

Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки, рассказывали сказки, пели колыбельные. Психологи предлага...

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей...

Консультация для родителей на тему:"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи реб...

Консультация «Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»

Консультация для педагогов по использованию эффективных методов речевого развития....

Консультация для родителей по ОБЖ "Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии"

«Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:самостоятельное наблюдениепр...