Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Букина Валентина Николаевна

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Усвоение норм и правил поведения в процессе воспитания способствует тому, что непосредственные проявления агрессивности сменяются просоциальными формами поведения. В тоже время у некоторых детей агрессивное поведение сохраняется и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате этого возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, деформируется личностное развитие, отношение к себе и другим характеризуется преобладанием негативизма[4].

Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы. Именно потому, что агрессивное поведение препятствует гармоничному развитию личности ребенка дошкольного возраста, этой проблеме уделяется большое внимание исследователей.

Отечественные исследователи (М.А. Галагузова, Р.В, Овчарова, Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами — ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Как отмечает исследователь Е. О. Смирнова, агрессивность детей имеет различную природу, в соответствии с этим можно выделить две группы агрессивных детей. Первую группу агрессивных детей характеризует то, что они воспитываются в духе ослабленного внимания к ним родителей, между членами семей часто существует конфликтные напряжённые отношение, в которые вовлекаются и сами дети, ребёнок подвергается строгим наказаниям. Агрессия проявляется в таких семьях в различных формах [5].

На фоне агрессии у ребёнка возникает соответствующее отношение к родителям, чаще всего оно характеризуется неприятием, а также тревожностью. Агрессивные дети второй группы характеризуются не только тем, что растут в благополучных социальных условиях, но и отличаются определёнными личностным особенностями. Эти дети не испытывают недостатка в признании со стороны родителей, характерной особенностью семьи является то, что в семьях преобладает взаимопонимание, взаимная поддержка. В то же время родители сами могут проявлять агрессивность и враждебность по отношению к окружающему миру, при этом у детей также формируется уже в процессе воспитания агрессия как механизм адаптации к окружающему миру. Природа агрессивности у детей этих двух групп различна: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и связана с неудовлетворением базовых потребностей в любви и принятии, во втором случае агрессия является следствием усвоения неправильных ценностных установок и агрессивных форм поведения.

Важное значение в предупреждении агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста играет психолого-педагогическая профилактика. Она представляет собой систему предупредительных мер, связанных с установлением внешних причин, факторов и условий, которые вызывают те или иные проблемы в поведении и развитии ребёнка.

Разработка системы профилактики связана с выделением определённых условий, которые влияют на преодоление агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста. Анализ литературы показывает, что существует определённый спектр условий профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях многих авторов отмечается, что на формирование агрессивных форм поведения детей большое влияние оказывают условия семейного воспитания. По мнению Л. И. Божович, агрессивное поведение ребёнка выступает как защитная реакция, которая формируется в результате противоречивости требований к ребёнку со стороны родителей.

 В результате использования наказания детей как способа отреагирования и разрядки взрослым своих собственных негативных эмоций. В результате преобладание негативного стиля общения с ребёнком, характеризующегося использованием приказов, обвинений, угроз, вербальных оскорблений, игнорированием чувств ребёнка, его желаний.

В соответствии с этим, одним из важнейших условий профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста является организация работы с родителями, построенная на выявлении факторов семейного воспитания, обуславливающих агрессивное поведение ребёнка и формирование у родителей конструктивных форм взаимодействия с ребёнком, способствующих предупреждению агрессивности. Выделение условий профилактики агрессивного поведения дошкольников связано и с анализом причин возникновения агрессивного поведения. Мы уже отметили, что целый ряд причин связан с особенностями семейного воспитания. Кроме того, существуют и причины возникновения агрессивности, носящие сугубо личностный характер. Как указывает Э. Ш. Бубнова, агрессивность ребёнка может быть связана с внутриличностными конфликтами между отдельными побуждениями, может быть обусловлена недостаточной сформированностью у ребёнка коммуникативных навыков [1].

Также недостаточный уровень развития интеллекта, заниженная самооценка, нарушение взаимоотношений со сверстниками. В соответствии с этим ещё одним важным условием профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста выступает формирование у детей навыков взаимодействия с окружающими людьми, формирование положительного отношения к себе, адекватной самооценки. В условиях педагогического процесса профилактика агрессивного поведения зависит также от того, насколько эффективные методы и приёмы используются для предупреждения агрессивного поведения детей.

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление де​виантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что организация профилактической работы по предупреждению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста включает в себя учёт педагогических условий, к числу этих условий мы отнесли следующие: организацию работы с детьми, построенную на изучении причин агрессивного поведения, подборе адекватных методов и приёмов профилактики; организация работы с родителями, направленная на формирование конструктивного взаимодействия родителей с детьми, гармонизацию детско-родительских отношений; организация работы с педагогами, направленная на формирование у педагогов умений и навыков реагирования в ситуациях проявления агрессивного поведения детьми старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Бубнова Э. Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: автореферат дис…канд. психол.наук. М.,2008. -18 с.

2. Ленденева И. Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: автореферат дис. канд. психол. наук. — Иркутск, 2009. — 170 c.

3. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.:Речь,2013. 190 с.

4. Петрова Е. В. Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. —№11.—С.1514-1516.
5. Смирнова Е. О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 17–25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...