Доклад "Детский санаторий на современном этапе"
материал на тему

Пагилева Людмила Васильевна

Текст выступления на педагогическом совете санатория. Рассматриваются функции воспитательной среды санатория, виды деятельности в составе воспитательной системы санатория, модель интеграции учебно-воспитательного и лечебно-профилактического процессов детского санатория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_detskiy_sanatoriy_na_sovremennom_etape.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Детский санаторий на современном этапе»

Истоки становления санаторно-курортных здравниц на государственном уровне уходят своими корнями в далекие петровские времена. В 1717 г. по указу Петра I "О приискании в России минеральных вод", которыми можно пользоваться "от разных болезней", начались разведывательные работы по изысканию и эксплуатации "ключевых минеральных вод". Однако специализированные детские оздоровительные учреждения санаторного типа появились двумя веками позже. В 1920 г. в России насчитывалось 31 лесная школа, 59 школ-интернатов, 60 колоний санаторного типа, 13 школ-санаториев для нервнобольных детей. В 1960 г. получила развитие система оздоровительных лагерей сезонного типа и специализированных санаторных учреждений круглогодичного действия. К 1982 г. в стране дополнительно функционировал 31 санаторий для родителей с больными детьми, лечение которых проходило одновременно с их обучением.

Современное сложное социально-экономическое положение подавляющего большинства российских семей, напряженный режим работы и неблагоприятные гигиенические условия обучения во многих образовательных учреждениях - эти и другие причины обусловливают нарастание у детей различных патологий. Практика показывает, что регулярные лечебно - профилактические мероприятия, проводимые на этапах восстановительного лечения по схеме поликлиника - стационар - санаторий - поликлиника, позволяют предотвратить переход острых заболеваний в хронические формы у подавляющего большинства больных детей.

У нас в стране накоплен ценный опыт обучения, воспитания и сохранения здоровья детей в санаторных учреждениях. Однако он еще не систематизирован и не обобщен, особенно опыт детских лагерей санаторного типа круглогодичного действия.

Медицинский и педагогический коллектив санатория, анализируя причины возникновения тех или иных нарушений физического развития детей, постоянно убеждается, что ребенок, находясь в условиях социально-педагогического "голода", чаще подвергается опасности хронизации острых заболеваний и перехода функциональных состояний в заболевания.

Опыт работы доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама становится пусковым механизмом коррекции физического здоровья ребенка (порой даже без медикаментозного вмешательства).

Цели и задачи воспитательной системы санатория формируются коллективом отделения социально- педагогической  реабилитации с учетом специфики заболеваний, потребностей детей и родителей и согласуются и корректируются на медико-педагогических советах в рамках каждого заезда.

Воспитательная система санатория имеет ряд особенностей, среди которых выделим относительную его автономность, цикличность заездов, специфический социальный контингент воспитанников, складывающийся из часто болеющих детей нефропатологией и, как следствие этого, с несформированностью коммуникативных навыков, неуспешностью в учении, низкой адаптивностью.

Выделим основные функции воспитательной системы санатория: защита, коррекция и компенсация. 

Для многих детей санаторий - это единственное место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразная экологическая ниша. Однако попадая в новые для него условия, ребенок испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни, новый мир ему незнаком и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания, недоверия, незнакомых людей.

Поэтому функция защиты занимает ведущее место в деятельности педагогического коллектива.

Функция коррекции обусловлена тем, что в рамках такого достаточно автономного учреждения, как   санаторий, его коллективу приходится корректировать асоциальное влияние внешней среды, неблагополучно сложившихся отношений в семье и школе, противопоставляя им ценностные ориентации и правила жизни, сложившиеся в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой деятельности, найти свое "я", реализовать потребность в общении.

Функция компенсации реализуется и в процессе обучения.

Эти функции наиболее полно осуществляются в санатории с учетом автономности этого учреждения, временности пребывания в нем, отсутствия стереотипов, сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно. Мы не знаем, каким он был дома. Нам легче поверить в его достоинства, способности, доброту.

Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная, досуговая, учебная и жизнедеятельность первичных детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации.

Особое место в системе санатория занимает неполная средняя общеобразовательная школа, работающая по модели школы лечебно-коррекционной педагогики.

Основная особенность нашего санатория - круглогодичная работа и кратковременность пребывания детей. Но даже такой малый период может оказать значительное влияние на всю последующую жизнь ребенка. Вернется ли он домой окрепшим физически, уверенным в себе, жизнестойким, наполненным новыми впечатлениями, или в его памяти останутся только скучные лечебные процедуры и безуспешные попытки самоутвердиться в группе сверстников - это в значительной мере зависит от совместных педагогических действий нашего коллектива.

Пребывание в санаторном лагере - часть полнокровной жизни ребят. Как организовать ее, чтобы она способствовала обретению опыта коллективных, взаимообогащающих гуманных отношений, содействующих становлению их нравственности, духовно-культурному росту? В какую деятельность и как включать детей, чтобы научить сотрудничеству, развить инициативу, самостоятельность, пробудить стремление к самосовершенствованию и творчеству? Эти и другие вопросы волнуют каждого взрослого, будь то врач, учитель, медсестра, повар, садовник... Каждый член нашего коллектива - не только специалист своего дела, но и человек, и воспитатель, способный понять воспитанников, проявить чуткость, терпение, бережное и внимательное отношение к ребенку, душевную щедрость, оптимизм, тактично помочь в развитии его самостоятельности и самосознания, словом, осуществить индивидуальный подход к каждому.

Подобрать кадры - полдела, труднее создать коллектив единомышленников, в котором каждый, стремясь внести свою лепту в общее творчество, постоянно учится у своих коллег, поддерживает продуктивную идею, выдвинутую другим. Важнейшее условие слаженной работы - формирование единой педагогической позиции сотрудников курортного детского учреждения. Взаимоотношения, поведение, характер общения взрослых воздействуют на детей сильнее, чем слова. И как важно, чтобы поступки, образ жизни воспитателей не расходились с тем, что они внушают ребятам. Именно это и создает особую атмосферу воспитательных отношений. Важно объединить усилия врачей, учителей, строить лечение, обучение и воспитательную работу как единый процесс, когда в центре внимания становится личностно ориентированный подход, направленный на полноценное обучение, укрепление физического и нравственного здоровья. Врач должен думать о том, как лечение способствует воспитанию, а учитель о том, как и чему учить, чтобы избавить от излишней нагрузки и содействовать выздоровлению школьника, какую методику воспитывающего обучения выбрать с учетом психологии больного ребенка.

В санатории действует модель интеграции учебно-воспитательного и лечебно-профилактического процессов, которая состоит из трех блоков: обучающей, воспитывающей и лечебно-профилактической деятельности.

Первый блок (обучение) предполагает проектирование и организацию учебных занятий, создание оптимальных условий для продуктивной умственной деятельности учащихся; усвоение знаний, умений и навыков; стимулирование познавательной активности и интереса к самостоятельной учебной деятельности. Все это обеспечивается с учетом индивидуальных и физиологических особенностей каждого обучаемого в соответствии с рекомендациями работников медицинской службы.

Блок воспитания включает разнообразную внеклассную работу, организацию досуговой деятельности с учетом интересов и творческих способностей. Главная задача - содействовать гармоничному развитию школьников, укреплению их веры в свои силы, стремлению самоутвердиться в сфере общения со сверстниками.

Основное содержание труда работников лечебно-профилактической службы заключается в том, чтобы вести реабилитационно-восстановительную работу; осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; контролировать ход лечения; оказывать психологическую поддержку, проводить реабилитационно-воспитательную работу по оздоровлению детей. Особое внимание уделяется созданию условий для социально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем: восстановлению адаптационных, коммуникативных, творческих способностей детей. Программа такой реабилитации разрабатывается с учетом личностных ресурсов ребенка, т.е. совокупности его физических и психических способностей, позволяющих при создании определенных условий формировать потребности к самоактуализации, самореабилитации, самоопределению, самоорганизации.

Детский санаторий на современном этапе - это медико-педагогическое учреждение, в котором  осуществляются восстановительное лечение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями. Умелую педагогическую работу в нем можно считать и лечебным фактором. Неслучайно именно в детских санаториях появился термин "лечебная педагогика", под которым подразумевается система педагогических воздействий, благоприятно влияющих на психику ребенка. Этому способствует использование естественных лечебных условий, физиологических защитных свойств и механизмов организма человека.

К специфическим задачам коллектива медиков и педагогов, связанным с социально-педагогической и психологической поддержкой, а по возможности и с реабилитацией, отнесем следующие:

- обучение больного ребенка способам психологической защиты от состояния ущербности;

- формирование потребности в здоровом образе жизни и необходимых навыков и привычек; приобщение к культуре быта;

- педагогическая коррекция патохарактерологических личностей с помощью лечебных методов и психотерапевтических приемов;

- создание условий для содержательного межличностного общения;

- формирование опыта творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей обучаемых;

- ликвидация пробелов в знаниях учащихся, формирование умений, необходимых для продолжения обучения в своих постоянных учебных коллективах;

- оказание профориентационной помощи с учетом состояния здоровья.

Для решения этих задач необходим комплекс организационно- педагогических и материально-технических условий, которые мы и создаем в санатории. Они способствуют, с одной стороны, предотвращению развития у школьников имеющихся заболеваний, обеспечивают коррекцию их поведения, нарушенного болезнью, а с другой - пробуждают у них отсутствующий или утраченный интерес к учебе, устраняют педагогическую или социальную запущенность, развивают навыки самоорганизации и профессиональные наклонности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями на современном этапе.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии значительно возрос. ; во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН. Всемирная организац...

Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе

В статье освещена необходимость воспитания патриотизма у молодого поколения....

Проблемы специального образования на современном этапе

В статье отражены основные проблемы специального образования на современном этапе...

Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе.

Материал описывает практическое применение процесса эстетического воспитания в формировании  личности ребенка  в МКДОУ "Ласточка"....

Развитие игры дошкольника на современном этапе

Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя....