Определение готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Определение готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС
Готовность к школе – познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.
Характерные мотивы для шестилетних детей:
- Собственно познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности
- Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учиться
- Позитивный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими
- Внешние по отношению к самой учебе мотивы, например, подчиненность требованиям взрослых
- Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу
- Мотив получения высокой оценки, поощрения
Предпосылки к учебной деятельности:
- Потребность детей сознательно подчинять свои действия правилу
- Способность ориентироваться на заданную систему требований
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предложенные в устной форме
- Возможность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников = целевые ориентиры, которые в свою очередь разделяются на предпосылки к универсальной учебной деятельности (УУД) и классические критерии готовности к школе.
Универсальная учебная деятельность – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Предпосылки универсальных учебных действий.
Личностные:
- Адекватная самооценка
- Осознанность важности и необходимости учения
- Соблюдение нравственных норм и правил поведения
Коммуникативные
- Проявление активности во взаимодействии
- Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
- Умение выражать свои мысли в общении с педагогом и сверстниками
- Умение находить способы разрешения конфликтов на основе учета интересов и позиции всех участников
Регулятивные:
- Осуществление учебных действий (осуществление действий по образцу и правилу)
- Планирование (умение организовать деятельность в соответствии с целью)
- Контроль и самоконтроль (умение сопоставлять результат действий с поставленной целью)
- Коррекция (умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого)
- Оценка (умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников)
Познавательные:
- Общеучебные (широкий кругозор, достаточный объем знаний об окружающем мире)
- Опыт целенаправленной продуманной контролируемой деятельности
- Знаково-символические (умение использовать знаково-символические средства для решения задач)
- Информационные (умение находить и выделять необходимую информацию, умение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию, умение передавать информацию)
Критерии готовности ребенка к школе
Бывают психологические (интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная), социально-коммуникативные, физиологические.
Эмоционально-волевая готовность:
- Волевой контроль
- Радостное ожидание начала обучения в школе
- Достаточно развитые высшие чувства:
Моральные, интеллектуальные, эстетические.
- Сформированность эмоционального свойства личности (сопереживание, сочувствие, эмпатия и др.)
- Достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижение количества импульсивных реакций
Личностная готовность
- Мотивационная сфера (познавательные мотивы, соподчинение мотивов)
- Произвольность поведения
- Отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе
Социально-коммуникативная готовность
- Потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп
- Умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда
- Готовность к новым формам общения
- Умение взаимодействовать, сотрудничатть
Физиологическая готовность
- Соответствие нормам физического развития – рост, масса тела, смена зубов, группы здоровья
- Ребенок должен действовать уверенно при застегивании и расстегивании пуговиц, одеваться, раздеваться, шнуровать ботинки и др.
- Бегать, прыгать, кататься на велосипеде, на лыжах, играть в мяч, прыгать через скакалку
- Выполнять движения на координацию и ловкость
- Хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять движения руками, ногами, туловищем и т.п.
- Хорошо манипулировать мелкими деталями
- Иметь элементарные знания о видах спорта, знать правила основных из них
- Соблюдать нормы гигиены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест «Определение готовности ребенка к школе»
Тест «Определение готовности ребенка к школе»...
Экспресс тест "Определение готовности ребенка к школе"
Дополнительные занятия дома родителей с детьми...
Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...
"Системное взаимодействие с родителями по формированию готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО"
Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО...
Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО
Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобр...