Определение готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Конспект лекций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Определение готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС

Готовность к школе – познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Характерные мотивы для шестилетних детей:

  1. Собственно познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности
  2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учиться
  3. Позитивный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими
  4. Внешние по отношению к самой учебе мотивы, например, подчиненность требованиям взрослых
  5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу
  6. Мотив получения высокой оценки, поощрения

Предпосылки к учебной деятельности:

  • Потребность детей сознательно подчинять свои действия правилу
  • Способность ориентироваться на заданную систему требований
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предложенные в устной форме
  • Возможность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников = целевые ориентиры, которые в свою очередь разделяются на предпосылки к универсальной учебной деятельности (УУД) и классические критерии готовности к школе.

Универсальная учебная деятельность – умение учиться, т.е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Предпосылки универсальных учебных действий.

Личностные:

  • Адекватная самооценка
  • Осознанность важности и необходимости учения
  • Соблюдение нравственных норм и правил поведения

Коммуникативные

  • Проявление активности во взаимодействии
  • Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
  • Умение выражать свои мысли в общении с педагогом и сверстниками
  • Умение находить способы разрешения конфликтов на основе учета интересов и позиции всех участников

Регулятивные:

  • Осуществление учебных действий (осуществление действий по образцу и правилу)
  • Планирование (умение организовать деятельность в соответствии с целью)
  • Контроль и самоконтроль (умение сопоставлять результат действий с поставленной целью)
  • Коррекция (умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого)
  • Оценка (умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников)

Познавательные:

  • Общеучебные (широкий кругозор, достаточный объем знаний об окружающем мире)
  • Опыт целенаправленной продуманной контролируемой деятельности
  • Знаково-символические (умение использовать знаково-символические средства для решения задач)
  • Информационные (умение находить и выделять необходимую информацию, умение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию, умение передавать информацию)

Критерии готовности ребенка к школе

Бывают психологические (интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная), социально-коммуникативные, физиологические.

Эмоционально-волевая готовность:

  • Волевой контроль
  • Радостное ожидание начала обучения в школе
  • Достаточно развитые высшие чувства:

Моральные, интеллектуальные, эстетические.

  • Сформированность эмоционального свойства личности (сопереживание, сочувствие, эмпатия и др.)
  • Достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижение количества импульсивных реакций

Личностная готовность

  • Мотивационная сфера (познавательные мотивы, соподчинение мотивов)
  • Произвольность поведения
  • Отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе

Социально-коммуникативная готовность

  • Потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп
  • Умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда
  • Готовность к новым формам общения
  • Умение взаимодействовать, сотрудничатть

Физиологическая готовность

  • Соответствие нормам физического развития – рост, масса тела, смена зубов, группы здоровья
  • Ребенок должен действовать уверенно при застегивании и расстегивании пуговиц, одеваться, раздеваться, шнуровать ботинки  и др.
  • Бегать, прыгать, кататься на велосипеде, на лыжах, играть в мяч, прыгать  через скакалку
  • Выполнять движения на координацию и ловкость
  • Хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять движения руками, ногами, туловищем и т.п.
  • Хорошо манипулировать мелкими деталями
  • Иметь элементарные знания о видах спорта, знать правила основных из них
  • Соблюдать нормы гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Определение готовности ребенка к школе»

Тест «Определение готовности ребенка к школе»...

Экспресс тест "Определение готовности ребенка к школе"

Дополнительные занятия дома родителей с детьми...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

"Системное взаимодействие с родителями по формированию готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО"

žРазвитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация

Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО...

Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО

Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобр...