Главные вкладки

    Педагогический совет «Красота – это то, что создает человек»
    методическая разработка по теме

    Трухина Галина Борисовна

    Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet_.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет №2

    «Красота – это то, что создает человек»

     (эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ)

    1.Теоретическая часть (Путешествие в страну эстетики)

    2. Форма проведения – деловая игра «Путешествие на затерянный остров с ФГОС дошкольного образования»

    3. Культурные практики

    4. Решение педагогических ситуаций.

    5.Разное

    Теоретическая часть

    Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

    1. Что такое эстетическое воспитание?

    Д. Б. Лихачёв так определил, что такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

    В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

    Карл Маркс: эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

    Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

    1. Это процесс целенаправленного воздействия
    2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
    3. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного
    4. Это  формирование эстетических вкусов и идеалов личности

    2. Задачи эстетического воспитания

    Их можно разделить на две группы:

    1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
    2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

    3. Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

    Выбрать и сгруппировать:

    • Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)
    • Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)
    • Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)

    Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

    Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

    Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.

    Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать внимание детей к красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

    Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания.

    Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

    • Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс
    • Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус
    • Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения
    • Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.
    • Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом
    • Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.

    Ведущий.

    Уважаемые коллеги! Мы с вами отправимся в морское путешествие.

    1. Упражнение «Порядковый счет»

    •  Но прежде надо проверить вся ли команда собралась. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.

    А теперь наоборот … поплыли….

    •  Но пока мы плыли, вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Я успела только схватить чемодан с ФГОС ДО (расшифровать).
    • Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.

     (Участникам нужно разделиться на 2 команды: (Полочка красоты, Уголок природы, Зеркало). Членам команды придумать название команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.

    1. Первое задание «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).

    1-ая команда:

    • Между мамами состоялся следующий разговор:

    - «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо».

    – «А вы пробовали его учить?»

    - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей».

    Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей.

    • Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

    2-ая команда:

    • Папа купил сыну (2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не появлялась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получилось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.
    • Мальчик (6 лет) при рисовании на тему «Моя семья» нарисовал в центре листа большой телевизор, рядом – кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками. Ближе к краю мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руке. После того, как мальчик закончил рисунок, воспитатель спросил: «Всех ли членов семьи ты нарисовал? Почему себя не нарисовал?». «Мало места, я не уместился», - ответил мальчик. Можно ли считать детские рисунки ценным материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребенка. Почему?

    1. Второе задание

    Культурные практики в дошкольном образовании.

    С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.

    ФГОС дошкольного образования включает Целевые ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий» 

           Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

         Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.

     Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

    Вопрос командам:

    Зачем нужны культурные практики?

    (Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.)

    Вопрос командам:

    Когда лучше проводить культурные практики?

    (Специально организованная деятельность воспитателя и детей происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.)

       

      Вопрос командам:

    В качестве ведущей культурной практики выступает что?...

    (В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности. Для организации свободной сюжетно-ролевой и подвижной  игры можно использовать различные виды деятельности детей в микрогруппах по два-три человека. Такая форма работы с детьми может быть создана по интересам, способностям, то есть по замыслу детей.)

    Вопрос командам:

    Что же  еще можно считать культурной практикой?

    Вам нужно подобрать правильные понятия

    1.Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) 

    2.Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

    3.Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

    4.Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

    5.Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

    6.Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

    7.Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

      

    На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

    Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в обогащении содержания детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

    Я предлагаю:

    В нашем детском саду проводить культурные практики после сна. В перспективных планах указывать культурные практики. Один раз в месяц по средам проводить досуги: музыкальный и физкультурный. Музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие.

    Примерные виды и формы культурных практик

    Возраст детей

    Культурная практика

    Виды и формы работы

    Младший дошкольный возраст

    Совместная игра воспитателя с детьми

    - Сюжетно-ролевая игра - Режиссерская игра - Игра-инсценировка; игра – драматизация; - Игра-экспериментирование

    Старший дошкольный возраст

    Совместная игра воспитателя с детьми

    В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

    Младший дошкольный возраст

    Творческая мастерская

    проектная деятельность - мини-коллекционирование - образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка»

    Старший дошкольный возраст

    Творческая мастерская

    В старшем дошкольном возрасте добавляются: - студийная, кружковая работа - творческие проекты - коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.Все

    Все возрастные группы

    Досуги

     «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен.      «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.

     «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы;  «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;  «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;  «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.

    Старший дошкольный возраст

    Чтение художественной литературы

    - группировка произведений по темам - длительное чтение - циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

    1. Задание «Мы с тобой похожи»

    Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

    1. Задание

    Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!

    Игра-викторина

    Необходимо выбрать правильный ответ.

    1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

    • осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
    • фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
    • предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

    2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

    • сюжетно-ролевая игра;
    • личностное общение с взрослым;
    • учебная деятельность;
    • нет правильного ответа.

    3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

    • Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
    • Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
    • Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
    • Игра не влияет на развитие произвольности.

    4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

    а) социально-коммуникативное развитие;

    б) речевое развитие;

    в) художественно-эстетическое развитие;

    г) физическое развитие.

    Ответ: познавательное развитие

    5. На что нацелен Стандарт ДО?

    а) формирование знаний, умений, навыков;

    б) формирование интегративных качеств личности;

    в) целевые ориентиры дошкольного образования;

    6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

    а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

    б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

    в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

    7. Исключите лишнее

    Образовательная среда по ФГОС:

    1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
    2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
    3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
    4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
    5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
    6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

    8. Согласно ФГОС ДО родитель:

    1. становится активным участником образовательного процесса;
    2. исключается из образовательного процесса;
    3. нет правильного ответа.

    Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли.

    Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается.

    Проверим вся ли команда собралась. Один человек говорит “десять” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “девять” и т.д.

    Вот мы и приплыли обратно в наш детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»

    Методическая разработка. Педагогический совет  «Красота – это то, что создаёт человек»...

    Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»

    Педагогический совет«Красота – это то, что создаёт человек»Теоретическая частьИдеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» проис...

    педагогический совет "Красота это то что создает человек"

    презентация для педагогического совета  по художественно -эстетическому воспитанию...

    Презентация педсовета "Красота - это то. что создает человек"

    Если человек создает вокруг себя красоту, он сам становится красивым. Воспитатели обязаны создавать вокруг себя красоту, чтобы деалть красивыми себя, детей, их родителей и обстановку вокруг себя....

    Красота – это то, что создает человек

    Доклад на тему:«Красота – это то, что создает человек»...

    Педагогический совет «Красота – это то, что создает ребенок» (развитие художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста)

    laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А.В. Сухомлинский...