Тренинг антикоррупционной устойчивости
методическая разработка на тему

Зайцева Светлана Ивановна

Тренинг поможет педагогам  осознать собственные чувства, связанные с получением подарков, понимание выгоды, которую хочет получить даритель в ответ на подарок, позволит понять то, что человек всегда должен осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о коррупции. В начале нашей встречи я предлагаю вам послушать притчу «Старательный дровосек».  «Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали:  хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей».                                   

   О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.   Сегодня мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.

Что такое коррупция?

В течение 30 секунд подберите синонимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает? Определение по словарю ….

Юридический словарь

КОРРУПЦИЯ (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.

Большой Энциклопедический словарь

КОРРУПЦИЯ — (от. лат. corruptio подкуп) прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности …  

Что мы знаем о коррупции?

История возникновения и развития коррупции

С явлением коррупции история знакома уже очень давно. Еще Аристотель говорил: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Проявления коррупции обнаруживаются как в государствах с тоталитарным, так и демократическим режимом, в экономически и политически слаборазвитых странах и супердержавах.

Впервые цивилизованное человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена, позже находим ее признаки по существу повсеместно.

Например, одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В это время в римском праве появился специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.  

С аналогичными вопросами сталкивались и правители древнего Египта. Документы, обнаруженные в процессе археологических исследований, свидетельствуют и о массовых проявлениях коррупции в Иерусалиме в период после вавилонского пленения евреев в 597 - 538 гг. до Рождества Христова.

Тема коррупции обнаруживается и в библейских текстах. Более того, о ее наличии и вреде с горечью говорят многие авторы. Например, в одной из книг библии Книге премудрости Иисуса сына Сирахова отец наставляет сына: «Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим... Да не будет рука твоя распростерта к принятию... Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды и она уклонится от тебя... Не домогайся сделаться судье, чтобы не оказаться бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою...». Библия. Сирах. 1, 29, 4, 9.С.644.

    В России упоминают о мздоимстве еще в XIII веке, начиная с Ивана III. Даже известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «нормы» для наместников и их аппарата. О взятках упоминается и в Древней Руси митрополит Кирилл осуждал «мздоимство» наряду чародейством и пьянством. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся с монетами. В Российском уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845г. (в редакции 1885г., действовавшее в России до октября 1917г.) уже различался состав получения взятки - мздоимства и лихоимства.

Для отечественной истории характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.

Вопросы

Правильные ответы

Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличие от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения. Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

Подарок может быть завуалирован под взятку

Что такое коррупция  в Вашем понимании?

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

-  Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

-  Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

-  Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией?

              

Упражнение «Подарки»

Упражнение помогает осознать собственные чувства, связанные с подарками, и тренировать навык понимания выгоды, которую хочет получить даритель в ответ на подарок.

Ведущий в произвольном порядке раздает каждому участнику карточку с названием подарка. Ведущий: «Ваша задача - написать на карточке ответы на вопросы.

Наименование подарка

От кого вы могли бы принять такой подарок?

Кому вы откажете в таком подарке?

Какие чувства вызывает у вас этот подарок?

Что хочет получить от вас человек, подаривший такой подарок?

  1. букет цветов        
  2. конфеты        
  3. шоколадка  
  4. пирог  
  5. декоративная свеча
  6. открытка, сделанная ребенком зонт
  7. билеты в театр
  8. планшет
  9. серьги с бриллиантами        

  1. вино  
  2. чай        
  3. кофе        
  4. варенье
  5. магнит на холодильник
  6. игрушка
  7. сертификат на массаж  
  8. путевка в санаторий  
  9. телефон

  1. набор полотенец
  2. средства для душа        
  3. сервиз  
  4. картина  
  5. шарф        
  6. сумка
  7. постельное белье
  8. спа-процедура на двоих
  9. фотоаппарат

                                                 

Затем участники по кругу называют подарки и свои ответы.

Далее работает вся группа: необходимо разложить подарки в порядке от наиболее безопасного с точки зрения вероятности обвинения во взятке к наиболее опасному (то есть, от самого дешевого к самому дорогому). Участники должны совместно решить, где пролегает граница, после которой стоит отвергнуть подарок.

Упражнение  «Сплетни»

Упражнение помогает развивать навыки безопасного общения в обсуждении финансовых вопросов.

Ведущий: «Сплетни - один из главных источников обвинения во взятках, пристрастном отношении, коррупции. Как поступить, если кто-то из коллег заводит с вами разговор, который может дать повод для слухов и обвинений?

Представьте, что к вам обращается коллега, известная своей недоброжелательностью и склонностью к сплетням.

Ведущий: «Ваша задача - ответить так, чтобы снизить риск слухов о взятках и о вашем материальном положении. Покажите короткую инсценировку»

«Что-то частенько эта мама к тебе бегает!»

«А Анне Михайловне родители цепочку золотую подарили...»

«У тебя-то в группе все семьи богатенькие!»

«А ты знаешь, что родители из группы Ольги Петровны каждый месяц дарят ей деньги?»

«У тебя платья все такие дорогие...»

«Телефон хороший. Подарили?»

«Я смотрю, ты все с этим ребенком возишься, охота тебе бесплатно-то?»

«Говорят, тебе родители подарки таскают»

«Ну что, опять одни конфеты тебе принесли? Хоть бы что ценное!»

«Ты опять в обновке? И откуда только деньги берешь?»

Упражнение  «Кейсы»

Ведущий: «Разделитесь на три команды. Каждая команда получает кейс - описание ситуации из жизни. Вам нужно показать инсценировку кейса и аргументировать свое решение. У команды есть 10 минут на подготовку».

Кейс 1. Мальчик, который посещает вашу группу, случайно разбил подставку для ручек, стоящую на вашем столе. На следующий день его мама приносит вам такую же подставку. Принять ли ее? Что сказать? Другой вариант: мама приносит вам 2000 рублей и просит вас самостоятельно купить подставку, мотивируя это отсутствием времени на поиски такой, которая подойдет вам. Эта же ситуация, но мама дарит вам подарочный сертификат в магазин косметики на 5000 рублей и просит простить ее ребенка. Вы знаете, что эта семья состоятельная.

Кейс 2. В вашу группу приходит новый ребенок. Он плохо адаптируется в детском саду: часто плачет, хочет все время быть с вами, не контактирует с другими детьми. Его мама просит вас помочь ребенку и дарит вам цветы и конфеты. Как поступить?

Та же ситуация, но мама дарит вам 3000 рублей. Говорит, что решила не покупать вам цветы и конфеты, так как у вас наверняка этого полно, и ей было бы приятно, чтобы вы сами купили себе что-нибудь в награду за трудности, которые возникают в работе с ее ребенком.

Та же ситуация, но мама предлагает ежемесячно принимать от нее в дар по 3000 рублей и говорит, что может оформить это через банк как добровольное пожертвование.

Подсказка: в первых двух ситуациях однозначно отказаться. Родители предлагают вознаграждение за прямые должностные обязанности воспитателя. В третьем случае - отправить родителей к заведующему. Пожертвование можно оформить только на уставные цели детского сада.

Кейс 3. Вы переезжаете на другой конец города. До детского сада теперь добираться далеко. Рядом с новым местом жительства для вас есть вакансия. Но родители воспитанников вашей группы дарят вам роскошный букет и торт и просят довести группу до конца года (осталось 4 месяца). Как среагировать?

Та же ситуация, но родители говорят, что понимают, как вам будет трудно добираться до работы, поэтому готовы компенсировать вам транспортные расходы и платить по 3000 рублей в месяц. Та же ситуация, но родители дарят вам смартфон.

Подсказка: во всех трех случаях отказаться. Родители предлагают вознаграждение за прямые должностные обязанности воспитателя.

«О чем гласит народная мудрость»

Задание:  Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?    

Не подмажешь, не поедешь - вымогательство, взяточничество.

Рука руку моет - групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Богатому идти в суд — трын-трава, бедному — долой голова.

Вору потакать — что самому воровать.

Дай грош - будешь хорош.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Законы святы, да законники супостаты.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

Рыба гниет с головы.

Ты - мне, я - тебе.

Рефлексия: А сейчас я предлагаю вам выразить свое отношение к обсуждаемой теме. Перед нами  камешки белого и черного цвета. Ваша задача взять белый или черный камень и положить его на разные чашечки. Если весы перевесят белые камни, то значит,  мы будем бороться с проявлениями коррупции в нашем государстве, если перевесят черные, значит, наша жизнь будет обречена на унижения и разорения, и разочарования.

Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор.

Спасибо всем за общение! Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Федора Ивановича  Тютчева

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Эмоциональная устойчивость воспитателя"

Материалы для воспитателей включают в себя теоретическую и практическую часть работы по выгоранию педагогов...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Антикоррупционное воспитание в детском саду

Перспективный план мероприятий по антикоррупционному воспитанию в детском саду...

Регламент работы антикоррупционной комиссии по обращению граждан.

Регламент работы антикоррупционной комиссии по обращению граждан....

Республиканский конкурс методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Детям  о коррупции»для детей старшего дошкольного возраста...

Антикоррупционная политика в ДОУ

Антикоррупционная политика в ДОУ...

Конспект антикоррупционного занятия в подготовительной группе.

Цель: создание условий для формирования у детей антикоррупционногоМировоззрения. Образовательные задачи:-дать понятие коррупции-уточнить знания детей о честности, порядочности Разв...