Фрагмент календарно-тематического плана «Родная страна»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Березкина Ольга Николаевна

Фрагмент календарно-тематического плана «Родная страна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rodnaya_strana.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Родная страна».

Дата: 10.10.16 –14.10.16

Цель: расширять представления детей о родной стране, представления о том, что Россия – огромная многонациональная страна; формировать интерес к малой родине; познакомить со столицей России, с гербом, флагом и гимном РФ; воспитывать патриотические чувства.  

Итоговое мероприятие: Досуг «Праздник у русской березки».

Дата: 13.10.16

ПОНЕДЕЛЬНИК

10.10.16

Непосредственно-образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Утро

 Беседа на тему «Наша родина - Россия». 

Цель: формирование представление детей о России. 

Чтение отрывка из рассказа К.Ушинского «Наше отечество». 

Цель:

Дидактическая игра «Узнай предметы по описанию».

Цель: развитие умения узнавать предметы по описанию.

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.

Слушание песни «С чего начинается Родина». (Музыка В. Баснера, слова М.Матусовского).

Цель: формирование интереса к родине. 

Рассматривание карты России.

Создание игровой ситуации «Что может рассказать карта России».

НОД

(групповая)

НОД №1 Социальный мир (Познание предметного и социального мира)

Тема. Наша родина – Россия

Цель: формировать представление детей о России как о родной стране.

Задачи: дать детям представление о родине – России, ее столице; развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город в котором живем; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.  

Способы: слушание рассказа, беседа,   работа по карте глобусу, творческая деятельность.

Средства:  Глобус, карта, символика России.

НОД №2     Изобразительная деятельность (Рисование)

Тема: Флаг России.

Цель:  закреплять представление о флаге России, о расположении цветов на флаге.

Задачи:  развивать навыки рисования флага, умение рисовать кончиком кисточки контур, закрашивать всем ворсом, развивать чувство композиции, умение располагать работу в центре листа бумаги. 

Способы:  беседа, проблемные вопросы воспитателя, показ образца, рассматривание.  

Средства:   флаг России, краски, палитра, баночки, кисточка и пр. 

НОД №3  Музыкальная деятельность

Роль воспитателя: личным примером воспитывать у детей умение слушать музыкальное произведение, следить за дисциплиной; участвовать в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

Прогулка

Физкультурное упражнение «Перепрыгни через ручей». (Коля, Миша, Даниил). 

Цель: развитие координации, умения перепрыгивать через препятствие, отталкиваясь двумя ногами. 

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Цель: развитие речи детей.

Наблюдение за солнцем.

Цель: продолжать наблюдение с детьми за продолжительностью светового дня и высотой стояния солнца.

Подвижная игра «Гори-гори ясно».

Цель: развитие двигательных навыков, умения действовать в соответствии с правилами.

Опыт с камешками.

Цель: помочь сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее.

Трудовые поручения на участке: собрать сухие веточки, подмести веранду.

Самостоятельная деятельность детей.

Вечер

Беседа на тему «Как жили люди на Руси».

Цель: формировать у детей представление о том, как жили люди в старину на Руси.

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Предметы быта».

Гимнастика после сна.

Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.

 Ситуативная беседа на тему «Еда вкусная и полезная. Молочные реки».

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через  знакомство с блюдами русской народной кухни.

 Рассматривание мужской и женской одежды на Руси.

Цель: развивать интерес детей к русскому народному костюму.

Рассматривание иллюстраций русской избы.

Создание игровой ситуации  «Русская изба, чем ты красна».

Вечерняя прогулка

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию».

Цель: развивать речь, угадывать по описанию. 

Упражнения с мячом. «Поймай мяч». 

Цель: развивать ловкость, координацию. 

Наблюдение на тему «Сезонные изменения».

Цель: закрепить знание детей о смене времен года; уточнить представления об особенностях каждого сезона. 

Подвижная игра

Цель:

Трудовые поручения на участке. Уборка опавших листьев.

Цель: развивать трудовые навыки, желание содержать в порядке участок группы.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)


ВТОРНИК

11.10.16

Непосредственно-образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Утро

 Беседа на тему: «Какие народы живут в России».

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Индивидуальная работа по развитию речи. (Вика, Таня)

Цель: формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальной кухни разных народов России.

Рассматривание альбома «Русский народный костюм».

Создание игровой творческой ситуации «Украшаем кокошник».

НОД

(групповая)

НОД №1 Двигательная деятельность (Физическая культура)

Роль воспитателя: проверить и обеспечить наличие спортивной формы; во время ОРУ проходить между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания.     

НОД №2  Коммуникативная деятельность (Развитие речи)  

Тема. Модификация русской народной сказки «Колобок».

Цель:  развитие речи детей средствами ТРИЗ. 

Задачи: вспомнить вместе с детьми сказку «Колобок», изменить сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию используя элементы ТРИЗ; формировать умение подбирать слова действия к предметам.

Способы:  драматизация, игра с элементами ТРИЗ, художественное слово.  

Средства: театр би-ба-бо, ширма, иллюстрации.  

Прогулка

Физкультурное упражнение. «Прыжки на одной ноге».

Цель: развивать двигательные навыки.  

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Наблюдение на тему «Небо».

Цель: формировать представление о том, что небо – это воздух, окружающий нашу планету.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цель: активизировать двигательную активность детей. 

Трудовые поручения на участке. Сгребание листьев в кучи и их уборка. 

Самостоятельная деятельность детей.

Вечер

Чтение сказок народов России: «Девушка на Луне» - чувашская народная сказка; «Красавица береза» - удмуртская народная сказка.

Цель: развитие

Дидактическая игра по речевому развитию «Найди картинку на заданный звук».

Цель: развитие фонематического слуха.

Гимнастика после сна.

Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.

Игры малой подвижности: «Кольцеброс», «Шароброс».

Цель: развитие меткости, координации.

 Настольно-печатные игры по выбору детей.

Разрезные картинки «Собери из частей целое. Предметы русского быта».

Организация игровой ситуации: «Мы поедем по стране…»

Вечерняя прогулка

 Дидактическое упражнение «Найди дерево, которое раньше всех готовится к осени».

Цель:  развитие представлений об особенностях сезонных изменений.

Наблюдение на тему «Термометр». 

Цель: формировать умение детей определять температуру воздуха с помощью термометра; обогащать словарный запас.

Подвижная игра «Золотые ворота».

Цель: развитие ловкости, двигательной активности, умения слушать и выполнять команду. 

Труд на участке. Сбор семян растений и их сортировка в разные пакеты.

Цель: развитие трудовых навыков, желания помогать взрослым.

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)


СРЕДА

12.10.16

Непосредственно-образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Утро

 Беседа на тему «Государственные символы России».

Цель: формирование представления детей о государственных символах.

Разучивание стихотворение В.Степанова «Флаг России».

Индивидуальная работа по изодеятельности «Игра маленький художник».

Цель: закрепление знаний цветов и их оттенков.

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.

Прослушивание гимна РФ.

Цель: познакомить детей с торжественной величественной мелодией гимна; формировать умение слушать гимн стоя.

Раскрашивание флага России и орла на гербе.

Цель: закрепление представлений о флаге и гербе России.

НОД

(групповая)

НОД №1 Познавательно-исследовательская деятельность (Математическое развитие)

Тема. Состав числа 6.

Цель: познакомить детей различными вариантами образования числа 6.

Задачи: закрепить навыки сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыка замещения предмета условными обозначениями;  закрепление навыка обратного счета; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики.

Способы: беседа, показ демонстрационного материала, художественное слово, проблемные вопросы воспитателя.    

Средства:  магнитная доска и фланелеграф, набор картинок, набор геометрических фигур, простые и цветные карандаши, цветные ручки.  

НОД №2  Музыкальная деятельность    

Роль воспитателя: личным примером воспитывать у детей умение слушать музыкальное произведение, следить за дисциплиной; участвовать в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

НОД №3  Изобразительная деятельность (Аппликация)

Тема. Цветной домик.

Цель:  формировать умение «строить» домик из бумажных кубиков. 

Задачи:  продолжать формировать умение детей пользоваться ножницами, разрезать широкие полоски на глаз, показать прием деления квадрата на два треугольника для получения крыши дома; развивать глазомер, чувство формы и композиции. 

Способы:   показ образца, рассматривание образца, художественное слово, вопросы воспитателя, рефлексия.

Средства:   ножницы, полоски бумаги, клей ПВА, клеевые кисточки, салфетки, клеенки, варианта аппликативных композиции, листы бумаги разного цвета для фона.  

Прогулка

Физкультурное упражнение. Ловля и бросание мяча. 

Цель: развивать ловкость, координацию.  

Дидактическая игра  «Высоко - низко».

Цель: развитие слухового внимания.  

Наблюдение за листопадом.

Цель: расширение знаний детей о сезонных изменениях  в природе; формировать умение отражать впечатления от своей речи.

Подвижная игра «Волк и овцы».

Цель: развитие координации, ловкости, быстроты движений.   

Труд на участке. Уборка листьев на участке детского сада. 

Цель: развитие трудовых навыков.

Самостоятельная деятельность детей.

Вечер

Рассказ воспитателя о неофициальных символах России: матрешке, балалайке, самоваре.

Цель: расширять представление детей о традициях русского народа.

Чтение сказки М.Горького «Самовар».

Цель: развивать представления детей о традициях русского народа. 

Индивидуальная работа по развитию координации «Ориентировка на плоскости». 

Гимнастика после сна.

Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.

Ситуативная беседа на тему «Как вести себя в детском саду».

Цель: формирование здоровьесберегающего поведения.

Слушание аудиозаписи игры на балалайке.

 Раскрашивание русских матрешек, самоваров, балалаек.

Организация игровой ситуации «Посиделки у самовара».

Вечерняя прогулка

 Индивидуальное задание. 

«Постой на одной ноге».

Цель: развивать координации.

Дидактическая игра «Найди перелетных птиц».

Цель: развивать представления детей о птицах перелетных и зимующих.

Наблюдение за птицами.

Цель: расширять представления детей о птицах; воспитывать познавательный интерес к миру птиц.  

Подвижная игра «Кот и мыши».

Цель: активизировать двигательную активность.   

Труд на участке. Сбор крупного мусора на участке. 

Цель: воспитывать желание следить за чистотой своего участка. 

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)


ЧЕТВЕРГ

13.10.16

Непосредственно-образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Утро

 Игра-путешествие «Москва – главный город нашей родины».

Цель: формирование у детей знания о Москве – столице, главном городе России.

Дидактическая игра «Назови правила поведения на улице».  

Цель:  развивать здоровьесберегающее поведение. 

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.

Чтение стихотворения М. Лисянского «Моя родина».

Рассматривание иллюстраций с видами Москвы: Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Царь пушка.

Цель: обогащение представлений о столице РФ.  

НОД

(групповая)

НОД №1 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

Тема. Составление рассказа по скороговоркам.

Цель: формировать умение составлять рассказ по скороговоркам.

Задачи: формировать навыки связанной речи; формировать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения; уточнять и закреплять правильное произношение звуков (с), (ш).

Способы:  игры «Скажи какой», «Угадай на ощупь», «Найди точное слово», художественное слово, беседа.

Средства:  демонстрационный материал, интерактивная доска.

НОД №2 Двигательная деятельность (Физическая культура)    

Роль воспитателя: проверить и обеспечить наличие спортивной формы; во время ОРУ проходить между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания. 

Прогулка

Физкультурное упражнение с мячом.

Цель: продолжать формировать умение бросать мяч вверх, о землю, ловить его обеими руками.

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Наблюдение за работой дворника.

Цель: воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

Подвижная игра «Найди, где спрятано».

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.  

Труд на участке. Окапывание деревьев и кустарников. 

Цель: воспитывать желание трудится. 

Самостоятельная деятельность детей.

Вечер

Досуг «Праздник у русской березки».

Цель: воспитывать интерес детей к обычаям и традиция русского народа; формировать эстетические чувства, вызывать положительные эмоции.

Гимнастика после сна.

Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.

 Подготовка детьми работ  к выставке «Береза – символ России».  

Вечерняя прогулка

 Дидактическая игра «Что предмет может рассказать о себе».

Цель: развитие умения составлять небольшой рассказ. 

Рассматривание березы.

Цель: закрепить знания о строении березы.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель:  развивать двигательную активность, ловкость. 

Труд на участке. Сбор листьев березы. 

Цель: развивать трудовые навыки.

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

ПЯТНИЦА

14.10.16

Непосредственно-образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная)

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности

Утро

 Развивающая образовательная ситуация «Путешествие по природным зонам».

Цель: формировать у детей целостное представление о природных зонах России. 

Дидактическая игра «Что вы ведите в бинокль».

Цель: формирование у детей знания о разнообразии природного богатства России.

Утренняя гимнастика.

Задачи: воспитывать привычку ежедневно выполнять физические упражнения, формировать правильную осанку, организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе.

Беседа во время рассматривания иллюстрации  на тему «Природа России».

Цель: ознакомление детей с природным разнообразием России (растительным и животным миром). 

Раскрашивание пейзажей России.

Цель: расширять представления детей о России.  

Самостоятельная трудовая деятельность.

Организация игровой ситуации «У каждой игрушки свое место».

НОД

(групповая)

НОД №1 Природный мир (Познание объектов живой и неживой природы)

Тема. Беседа «Реченька, реченька, река».

Цель: расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. 

Задачи: формировать понятие о возникновении рек, ее истоках, воспитывать эстетические чувства к природным явлениям.

Способы:  беседа, рассказ воспитателя, показ демонстрационного материала, дидактические игры, наглядное моделирование.

Средства:  демонстрационный материал «Реки», наглядные модели, карта России.

НОД №2  Двигательная деятельность (Физическая культура на свежем воздухе)  

Роль воспитателя: проверить и обеспечить наличие спортивной формы; во время ОРУ проходить между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания.   

НОД №3  Коммуникативная деятельность (Чтение художественной литературы)    

Тема. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. 

Цель:  формирование представлений о жанровых особенностях пословиц и поговорок.

Задачи:  формировать представления о назначении пословиц и поговорок, их отличие от других малых фольклорных форм; формировать умение осмысливать значение пословиц. 

Способы:   беседа, проблемные вопросы воспитателя, игровая ситуация.

Средства:   иллюстрации к пословицам, интерактивная доска.

Прогулка

Физкультурное упражнение «Часовой».

Цель: формировать умение ходить четко, ритмично.

Дидактическая игра «Высоко - низко».

Цель: развивать слуховое внимание. 

Наблюдение за ветром.

Цель: формировать умение детей определять силу ветра, обогащать представления о неживой природе.  

Экспериментирование. Определение направление ветра с помощью вертушки.

Подвижная игра «Море волнуется».

Цель:  развивать у детей координацию движений воображение. 

Труд на участке. Уборка сухих веточек и листьев на участке.

Цель: воспитывать желание работать вместе сообща.

Самостоятельная деятельность детей.

Вечер

Просмотр презентации на тему «Водные просторы России».

Цель: обогащать знания детей о водном пространстве России.

Чтение главы «Волга-кормилица» из книги С.Баруздина «Страна, где мы живем».

Цель: расширять представления детей о водных просторах России.

Гимнастика после сна.

Задачи: Повысить эмоциональный подъем, способствовать скорейшему пробуждению.

Слушание аудиозаписи «Шум волн».

 Организация игровой ситуации «Поплывем по реке Волге…»

Вечерняя прогулка

 Дидактическая игра «Подбери слово по смыслу».

Цель: развивать речь детей. 

Физкультурное упражнение. Перепрыгни через препятствие.

Цель: развивать координацию, умение прыгать через препятствие, отталкиваясь двумя ногами.

Наблюдение за рябиной. 

Цель: формировать представления детей о рябине, ее особенностях.

Подвижная игра «Коршун и наседка».

Цель:  развивать двигательную активность. 

Труд на участке. Сбор листьев для поделок из природного материала. 

Цель: активизировать детей на аккуратность выполнения задания. 

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Осенины"

Осень - щедрая, хлебосольная пора. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник - праздник благодарности природе за щедрый урожай. На огородах созрели овощи, в полях - хлеба, в лесах ...

Фрагмент календарно - тематического планирования на неделю тема "Деревья"

Фрагмент календарно - тематического планирования на неделю в старшей группе....

Фрагмент календарно-тематического планирование на 2 недели

Тема: Осень (4.09 – 15.09)Задачи: расширение знаний детей об осени. Продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правила безопасности поведения в природе. Форм...

Фрагмент календарно-тематического плана Старшая группа

Тема недели: Народные умельцыЦель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно- прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к...

Фрагмент календарного плана ""Родная страна" старшая группа

Календарно- тематическое планирование в старшей группе по теме ""Родная страна"...