Фрагмент календарно-тематического плана Старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Тофт Юлия Михайловна

Тема недели: Народные умельцы

Цель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно- прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_umeltsy.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Народные умельцы

Цель: расширить знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно- прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.

Итоговое мероприятие: Выставка поделок «Дело мастера боится»

Пн.

24.09.18г.

ООД

ОДРМ

СДД

Утро

Беседа «Золотые руки мастеров»- развивать интерес к народному изобразительному искусству.

Презентация «Как делают глиняную посуду?» - приобщать детей к истокам народного творчества, воспитывать любовь к людям труда.

Д/и «Цветы на платке»-познакомить детей с элементами русского орнамента.(Авдей, Аня)

Утренняя гимнастика.

Дежурство по столовой – продолжать формировать самостоятельность детей при выполнении обязанностей дежурных.

Совместный труд в уголке природы: полив и рыхление растений, мытье поддонов – формироватьсоответствующие  трудовые умения при уходе за растениями, привлекать к посильному труду.

Самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО. «Приготовим Насте мы платок, чтоб на празднике всякий удивиться мог!» - развитие инициативы, самостоятельности и творческого мышления у детей.

Оод

Социальный мир (Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.58)

Тема:«Игрушки не простые- глиняные, расписные»

Цель: Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства.

Средства:Иллюстрации с изображением дымковских игрушек и материалов, из которых они сделаны, магнитная доска, таблица с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами дымковского промысла, д.и. «Не ошибись».

Способы:Рассказ воспитателя, беседа, физкультминутка «Весёлые игрушки», рефлексия.

Изобразительная деятельность -лепка (Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.60)

Тема: «Лошадки»(по мотивам дымковской игрушки).

Цель: Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора. Формировать обобщённые способы созданияобразов.

Средства:Солёное тесто, дощечки, клеёнки, стеки, игрушка- дымковская лошадка, схема с показом способа лепки.

Способы:Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Лошадки», беседа о способе лепки, показ воспитателя основных способов лепки, самостоятельная деятельность, физкультминутка «Эй, ребята, выходите»,  рефлексия.

Физическое развитие «Город мастеров»

Цель: Способствовать формированию навыка самоконтроля правильной осанки и дыхания; создать условия для развития координации, развития ловкости и сноровки движений.

Роль воспитателя: Координировать движения детей, следить за дисциплиной, за дыханием, страховка при выполнении ОВД.

Прогулка

Спортивное упражнение с мячом. Развивать умения подбрасывать мяч вверх и  ловить его.

(Саша, Веня, Кирилл)

Наблюдение за небом- обратить внимание на цвет неба, что оно стало хмурым, серым.Формировать умения детей сравнивать и подводить итоги наблюдения.

П.и. «Ловишки»- формировать умение действовать по сигналу, развивать быстроту, ловкость.

Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на участке - формировать навыки трудовой деятельности.

Самостоятельная двигательная деятельность: подвижные игры-развитие инициативы, организаторских способностей и творчества.

Вечер

Д.игра «Цепочка слов»- закреплять умения детей подбирать слова (сущ. и прилаг.), характеризующие какие-либо объекты с аналогичными признаками(Миша, Тимур)

Индив. работа с Семеном и Андреем С. по изобразительной деятельности– формирование навыков работыс пластилином  с использованием  разных приёмов(скатывание, размазывание…)

Чтение сказки «Конёк-горбунок» Ершова – создать условия для воспроизведения сюжетной линии сказки, вызвать интерес к творчеству Ершова.

Оздоровительная гимнастика после сна.

Ситуативный разговор о правилах личной гигиены (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода) –формировать умение вести диалог со взрослым, закреплять навыки в практической деятельности,  развивать память, речь.

Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры- создавать условия для организации  игрового взаимодействия.

Вечерняя прогулка

Спортивные упражнения: катание на самокате - упражнять детей в правильности выполнения поворотов на самокате, сохранять равновесие. (Веня)

Наблюдение за вечерним небом- развивать умения замечать изменения в природе, вызывать желание фантазировать.

П.и. «Карусель»- формировать умения выполнять игровые действия, понимая суть задания, развивать координацию движений.

Трудовые поручения –подмести дорожку у веранды - формировать у детей ответственное отношение к работе, умение работать сообща.

Игры с песком - развивать фантазию, воображение, поощрять использование природного материала.

Самостоятельные игровая деятельность детей- стимулировать самостоятельность детей при выборе игр и атрибутов.

Тема недели: Народные умельцы

Вторник

25.09

        ООД        

ОДРМ

СДД

Утро

Рассматривание выставки хохломских мастеров- систематизировать знания детей о народных промыслах.

Словесная игра «Вы хотите -мы хотим» - формировать умения образовывать разные формы глагола хотеть (хочу -хочет, хотим, хотят)(Ева, Настя)

Утренняя гимнастика.

Дежурство в уголке природы- систематизировать умения детей выполнять обязанности дежурного по поливу растений.

Формирование КГН: «О чём нам рассказало Витино полотенце»-закреплять умения детей чисто мыть руки в определённой последовательности.

Самостоятельная художественная деятельность: закрашивание раскрасок «Золотая хохлома», «Дымка»-закреплять умения правильно использовать цветовую , гамму, развивать замысел, творчество.

ООД

Обучение грамоте«Согласный звук С (С). Определение места звука в трёх позициях» (Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» с.26)

Цель: познакомить с новым звуком и новой буквой; упражнять в нахождении слова со звуком С, определять его место в слове; упражнять в выполнении звукового анализа слова.

Средства:магнитная доска, мяч, разрезная азбука, карточки с изображением букв и слогов.

Способы: Беседа, фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком С», загадки, физкультминутка «Раз, два, три», индивид.работа по разрезной азбуке, рефлексия.

Рисование «Золотая хохлома»(Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.)

Цель:продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно- прикладного искусства. Формировать навык рисования элементов росписи, воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Средства: Альбом «Золотая хохлома», таблица с характерными элементами и цветосочетаниями, листА4,гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой.

Способы:Презентация «Золотая хохлома», беседа, рассматривание таблицы с элементами узоров, показ способа рисования, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, рефлексия.

Музыкальное развитие

Цель: Формирование умений передачи игровых и танцевальных образов различного характера в соответствии с музыкой.

Репертуар: «Вальс» муз.Д.Кабалевского, «Урожайная» муз. А. Филлипенко, «Листья золотые» муз. Т.Попатенко, «Переменный шаг» рус.нар.мелодия.

Роль воспитателя: Способствует созданию условий для обучения детей несложным танцевальным движениям в парах и по одному, развивать самостоятельность и активность. Отмечает выразительное и эмоциональное исполнение песен, поощряет и активизирует певческую деятельность.

Прогулка

Спортивное упражнение: катание на самокате – развитие координации, закреплениеправил езды на самокате (Андрей, Тимур)

Наблюдение за работой дворника – расширять знания детей о труде взрослых осенью.

П/и «Я садовником родился»- понимание и выполнение задания в соответствии с текстом.

Труд в природе: сбор семян- выполнять простые поручения (сбор семян для последующей посадки их весной).

 Самостоятельная деятельность детей – обогащать игровой, двигат.детей.

Вечер

Инд.раб. по изобразительной деятельности :прорисовывание элементов «дымковский индюк»(Соня, Настя)- закреплять навыки рисования  элементов дымковской росписи при украшении заданной формы.

Д.и. «Назови элемент правильно»- развивать умения  называть элементы росписей.( Даша)

Д/и «Одень кукол Машу и Агашку»- закреплять представления детей о предметах национальных костюмов (русского и мордовского)(Даша Т., Даша Б.)

Оздоровительная гимнастика после сна.

Самообслуживание: игровая ситуация «Я проснулся» -закреплять навыки детей самостоятельно, последовательно и аккуратно выполнять все необходимые действия после сна, оказывать помощь сверстникам.

Игры на русских народных музыкальных  инструментах: создание условий для творческой импровизации на деревянных ложках, колокольчиках, трещотках- помочь детям выбрать инструмент по желанию, обогащать музыкальный опыт детей при исполнении несложных мелодий по собственному желанию.

Вечерняя прогулка

Д.и. «Моё облако»- развивать воображение, образное восприятие природы.(по желанию)

Наблюдение за облаками- расширять представления о многообразии неживой природы (рассказать о видах облаков(кучевые, перистые). Развивать умение видеть красоту неба.

Труд: уборка участка от веток и камней – воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Игра- забава «Мыльные пузыри»-развитие положительных эмоций.

Подвижные игры по выбору детей- развивать интерес к подвижным играм. Напомнить детям правила безопасного поведения во время игр.

Тема недели: Народные умельцы

Среда

26.09

ООД

ОДРМ

СДД

Утро

Рассматривание альбома «Национальный орнамент»- систематизировать представление  детей об элементах орнамента русского и мордовского костюма.

Д.и. «Продолжи ряд»- упражнять в составлении узора из счётных палочек.(Миша, Андрей)

Индивид.работа с Веней, Настей по формированию навыков работы с ножницами.

Утренняя гимнастика.

Ситуативный разговор: опасность разговора за столом- направление детей на поиски решения проблемы, закреплять правила поведения за столом.

 «Мы на ярмарке народных промыслов».

«Ты в магазине сувениров» - формировать самостоятельность при описании предметов народного творчества, подводить к творческому рассказыванию.

Закрашивание раскрасок по теме.

ООД

Математическое развитие«Счет до семи»(Г.Е.Сычёва «Формирование элементарных математических представлений» с.31)

Цель: Обучение счету до семи, закрепление навыков согласования числительных, развитие мелкой и общей моторики

Средства: Магнитная доска, сюжетная картинка, предметные картинки по количеству детей, корзинка, мешочки, простые и цветные карандаши.

Способы: Художественное слово, рассказ, беседа, динамическое упражнение,рефлексия.

Аппликация «Укрась фартук узором» (Н.Н.Леонова «Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» с.222)

Цель: формирование  умения составлять узоры для фартука из знакомых элементов. Развивать интерес к искусству оформления русского костюма.

Способы: Художественное слово, презентация, вопросы воспитателя, д.и. «Одень куклу Машу», показ способа работы, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, рефлексия

Средства: Ноутбук, клеёночки, кисточки для клея, салфетки, баночки для клея, клей, тарелочки для заготовок, заготовки фартуков, ножницы, некоторые элементы узора.

Физическое развитие«Город мастеров»

Цель: Создать условие для развития пространственной ориентировки, скоростных и силовых качеств, умения мягко приземляться в прыжках в высоту.

Роль воспитателя: Координировать движения детей, следить за дисциплиной, за дыханием, страховка при выполнении ОВД.

Прогулка

И.упр. «В зарослях крыжовника»- упражнять Веню, Кирилла., Соню в ходьбе с высоким подниманием колен с перешагиванием через предметы

Наблюдения за деревьями- формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих с деревьями.

Д.и. «Узнай дерево по листочку»-развивать умения находить и называть дерево по внешнему виду листьев.

П.и. «Попробуй, достань»- развивать прыгучесть, ловкость, воспитывать уверенность в себе.

Труд в природе- подготовка огорода к зиме- совершенствовать трудовые умения детей, пользоваться детским инвентарём, выбирать рациональные приёмы работы.

Самостоятельная двигательная деятельность детей- формировать и совершенствовать двигательные  умения в процессе двигательной деятельности, обеспечение условий для использования пособий в организации подвижных игр и упражнений.

Вечер

Д.и. «Назови правильно» - закреплять знания детей о народных промыслах, их признаках.

Д.и. «Что перепуталось»-закреплять навыки порядкового счёта(Веня,Лена).

Разучивание стихов с Аней, Авдеем к празднику осени.

Беседа «Был ли ты в музее?» - способствовать возникновению интереса к культурным местам нашего города, углубить и систематизировать знания о культуре поведения в общественных местах.

Оздоровительная гимнастика после сна.

Самообслуживание: упражнение «Я всё делаю сам»- формировать у детей полезные привычки, осознанно относиться к своему внешнему виду.

Игры в уголке физического воспитания- развивать самостоятельность, творчество, поощрять активность.

Вечерняя прогулка

Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по бревну Еву, Настю

Д/и «бывает – не бывает?» - развивать память, логическое мышление.(группа детей)

Наблюдение: трава осенью- выявить изменения, происходящие с травой осенью, рассказать о них по результатам наблюдений.

П.и. «В огород мы пойдём»- развивать координацию движений, способствовать повышению согласованности движений и слов.

Труд: на участке - совершенствовать умения детей самостоятельно планировать и организовывать свою работу, распределять обязанности, поддерживать чистоту на участке.

 Игровая деятельность по интересам детей- формировать умения детей выступать организаторами игр, создавать условия для организации самостоятельных игр, подбора необходимого инвентаря и атрибутов.

Тема недели: Народные умельцы

Четверг

27.09

ООД

ОДРМ

СДД

Утро

Беседа «Обычаи и занятия наших предков»-расширять и систематизировать представления детей об обычаях наших предков, традициях родного края.

Рассматривание альбома народных умельцев, скульптуру и резьбу о дереву - продолжать знакомить детей с  разными видами искусства

Утренняя гимнастика.

Игровая ситуация: «Грустныйшкафчик»-совершенствовать умения детей поддерживать порядок в своём шкафу.

«Представь, что ты народный умелец, мастер».

Творческая мастерская «Мастерим кукол для сказки» (из бумаги) – способствовать возникновению интереса к ручному труду, изготовлению поделок из бумаги.

ООД

Развитие речи «Сочини сказку»(В.Н.Волчкова,  Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» с.29

Цель: формирование умения самостоятельно придумывать сказки о мастерах- умельцах.

Способы: Художественное слово, вопросы воспитателя, игра «Хорошо- плохо», игра «Нарисуй волшебный лес», физкультминутка, рефлексия

Средства: Картинки с изображением сказ.героев, аудиозапись «В гостях у сказки», карточки-схемы, медали «Знаменитый сказочник»

Конструирование из бумаги«Веселая матрешка»  (из конуса)(Н.Н.Леонова «Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ»  с.111)

Цель: формирование умение изготавливать поделку из бумаги, сложенной конусом, дополняя ее различными деталями.

Средства: матрёшка. ножницы, цветная бумага, клеёнки, кисти для клея, баночки для клея, салфеточки, клей, картон разных цветов.

Способы:Худ.слово(загадка), беседа, д/и «Укрась матрёшкам сарафаны», показ этапов работы, самостоятельная работа детей, р.н.игра «Карусель», рефлексия

Музыкальное развитие

 Цель: Формирование умений передачи игровых и танцевальных образов различного характера в соответствии с музыкой.

Репертуар: «Вальс» муз.Д.Кабалевского, «Урожайная» муз. А. Филлипенко, «Листья золотые» муз. Т.Попатенко, «Коробейники» муз. Т.Суворовой,  «Удивительный узор» рус.нар.мелодия, «Переменный шаг» рус.нар.мелодия.

 Роль воспитателя:Способствует созданию условий для обучения детей несложным танцевальным движениям в парах и по одному, развивать самостоятельность и активность. Отмечает выразительное и эмоциональное исполнение песен, поощряет и активизирует певческую деятельность. Способствовать развитию умений слышать начало и окончание музыки, смену муз.фраз в муз.подвижной игре «Удивительный узор» рус.нар.мел.

Прогулка

Игра –эстафета «Прокатите, да не уроните» - упражнять Дашу, Семена в ходьбе по гимнастической скамейке, продвигаться, прокатывая перед собой мяч. Развивать гибкость, ловкость.

Наблюдение за погодой –предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о ветре, осадках, о солнце. Составить краткие рассказы о том, кому какая погода нравится.

П/и «Затейники» -продолжать знакомить  детей с правилами игры и правилами безопасности, контролировать правильность выполнения основных движений .

Трудовые поручения – уборка на участке- организовывать совместную трудовую деятельность, закреплять умения работать сообща.

Самостоятельная двигательная деятельность – формирование потребности в двигательной деятельности, создание у детей эмоционального подъёма.

Вечер

 «Скороговорки» -продолжать знакомить с устным творчеством русского народа.

Индивид.раб. с  Тимуром, Славой по составлению небольшого рассказа по картине.

Д/и «Назови звук» - формировать умение называть звук по символу (Егор Ш, Андрей Л.)

Оздоровительная гимнастика после сна.

Упражнение «Аккуратные пальчики»- формировать умения детей следить за состоянием ногтей. Рассказать об опасностях, связанных с грязными ногтями.

Творческая мастерская: рисование «Моя любимая сказка»-закреплять умения детей правильно передавать образ героев сказок.

Вечерняя прогулка

Спортивное упражнение «Школа мяча» - упражнять детей в выполнении подбрасывания и ловле мяча одной рукой, совершенствовать умение бросать мяч вверх, набивать о землю и ловить одной или двумя руками. (Слава, Ева, Семен, Егор )

Наблюдения в природе- формирование правил безопасного поведения в природе.

П.и. «Стрельба в мишень»- совершенствовать технику метания предмета в горизонтальную цель. Развивать меткость, интерес к подвижным играм.

Труд в природе – обсудить с детьми назначение выполняемой трудовой операции, предложить выбрать для работы необходимые инструменты. Воспитывать трудолюбие, формировать умение работать в коллективе.

Самостоятельная игровая деятельность – развивать умения детей выступать в качестве организаторов игрового взаимодействия, развитие самостоятельности в организации игр.

Тема недели: Народные умельцы

Пятница

28.09

ООД

ОДРМ

СДД

Утро

Рассматривание иллюстраций к русским и мордовским народным сказкам- продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Компьютерная презентация «Народные промыслы Нижегородской области» закрепление знаний детей о народных промыслах Нижегородской области.

Утренняя гимнастика.

Игровая ситуация: носовой платочек- закреплять КГН, следить за состоянием носа и рта, при кашле и чихании пользоваться носовым платком.

Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры- создать условия для организации  игрового взаимодействия детей, закреплять умения соблюдать правила игры.

ООД

Рисованиедекоративное «Нарядные лошадки»(И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» с.62)

Цель:инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок- украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штриховками). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками- рисовать кончиком кисти на объёмной форме.

Способы: рассказ воспитателя о мастерицах, д.и. «Назови элемент», показ росписи, самостоятельная работа детей, физкультминутка, рефлексия

Средства: вылепленные лошадки, гуашь, кисточки для красок, клеёнки, салфеточки, баночки с водой, ватные палочки, таблица с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями.

Ознакомление с худ.литературой.  Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (О.С.Ушакова «Знакомим с художественной литературой» с.82)

Цель:Систематизировать умения понимать эмоционально- образное содержание произведения.

Способы:Д.и. «Настроение», игровое упражнение «Передай мимикой», чтение р.н.с. «У страха глаза велики», вопросы воспитателя, физкультминутка «На лесной полянке, д.и. «Наоборот», психогимнастика «Нарисуй свой страх», рефлексия.

Средства:Иллюстрации к сказке, магнитная доска.

Физкультура на воздухе: Упражнять детей в умении выполнять знакомые движения в естественных условиях, закреплять умение выполнять метание вдаль:принимать правильное и.п. выполнять замах для увеличения силы броска.

Прогулка

Д.и. «Природа и человек»- систематизировать и дополнить знания детей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа (Даша Б, Соня).

Наблюдение за птицами- закреплять знания о зимующих птицах. Рассказать каких птиц можно увидеть на участке, какие птицы остались зимовать, чем питаются.

П.и. «Не попадись»-упражнять детей в прыжках через линию.

Труд –уборка мусора на участке- формировать умение включаться в общую работу, доводить начатое до конца (Егор Ш, Слава)

Самостоятельная игровая деятельность детей- закреплять навыки совместно- игровой деятельности.

Вечер

Чтение р.н.с. «Царевна- лягушка»- продолжать знакомить с волшебными сказками, формировать понятие о жанрах литературы

Д.и. «Угадай сказку» -продолжать знакомить детей с русскими и мордовскими сказками.

Инд.работа в тетрадях – «Штриховка»  – формировать умение работать в тетрадях, развивать мелкую моторику руки (Ева, Кирилл)

Оздоровительная гимнастика после сна.

Дежурство по столовой: работаем сообща-  совершенствовать умения детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, развивать коммуникативные способности.

Ситуативный разговор «Чем  вам понравились изделия народных промыслов?» - способствовать расширению активного словаря детей с использованием слов «хохломская роспись, городецкая роспись, гжель, дымковская, каргопольская игрушки».

Самостоятельная деятельность в центре творчества: изготовление украшений из бумаги- развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.

Вечерняя прогулка

Д/и «Летает, бегает, плавает» - систематизировать знания детей о способах передвижения животных.(подгруппами)

Упражнять Настю, Дашу в прыжках через скакалку.

Д.и. «Корзина»-бросить в корзину фразу о дожде- формирование грамматически правильной речи у детей.

Наблюдение: осенний дождь- предложить детям составить рассказ о дожде по результатам наблюдения и из личного опыта- развитие связной речи, умение и желание выражать свои мысли.

П.и. «Солнышко и дождик»-совершенствовать умения детей действовать в соответствии с текстом.

Трудовые поручения: поддерживаем порядок на дорожках к групповому участку – учить детей брать на себя ответственность за поддержание порядка.

Самостоятельная двигательная деятельность- развивать ловкость, повышать двигательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент календарно-тематического плана «Родная страна»

Фрагмент календарно-тематического плана «Родная страна»...

Фрагмент календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Осенины"

Осень - щедрая, хлебосольная пора. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник - праздник благодарности природе за щедрый урожай. На огородах созрели овощи, в полях - хлеба, в лесах ...

Фрагмент календарно - тематического планирования на неделю тема "Деревья"

Фрагмент календарно - тематического планирования на неделю в старшей группе....

Фрагмент календарно-тематического планирование на 2 недели

Тема: Осень (4.09 – 15.09)Задачи: расширение знаний детей об осени. Продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правила безопасности поведения в природе. Форм...

Фрагмент календарно-тематического планирования на ноябрь 2021г.

Фрагмент календарно-тематического  планирования на ноябрь 2021г....