Главные вкладки

    Эссе «Поддержка и помощь семьи в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста»
    статья на тему

    Волкова Александра Владимировна

         Мне кажется, что главными проблемами современной жизни являются: необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей и все это приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители все чаще выплескивают на детей. Дети становятся гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости неудовлетворенна. На мой взгляд родители, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассуждая на тему «Поддержка и помощь семьи в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста», я написала эссе о взаимоотношениях детей, родителей, педагогов. В нем обозначила проблемы сегодняшнего дня.

        Мне кажется, что главными проблемами современной жизни являются: необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей и все это приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители все чаще выплескивают на детей. Дети становятся гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости неудовлетворенна. На мой взгляд родители, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. В современных семьях я наблюдаю снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.    И я как, педагог, знаю – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители. А родителям просто не хватает времени на внимание к ребенку: днем детский сад, вечером посещение секций, кружков. В выходные дни: воскресные школы, занятия в бассейне, совместные походы по магазинам. Конечно занятия в спортивных секциях, кружках – это дополнительное развитие ребенка. Но я опасаюсь, чтобы ребенок не стал «игрушкой», для удовлетворения желаний родителей в выполнении плана «идеальный ребенок». По мнению большинства опрошенных мною родителей, что они не успели в свое время сделать, выучить, познать, увидеть – всё это должны сделать за них их дети. 

    Вспоминая свои детские годы, для меня было важно, как можно больше времени проводить с самыми близкими мне людьми- родителями. Ведь каждую секунду, когда они разговаривали со мной, пели песенку, читали книгу или просто обнимали, каждый такой момент чувственных взаимоотношений являлся неповторимой и незабываемой частичкой общения с ними. 

    Задавая родителям вопрос, что главнее воспитание или образование, они чаще отвечают образование. А я не могу с этим согласиться- образование ничто без воспитания! Воспитание детей в семье только сначала кажется довольно легким и простым процессом. Но при этом   необходимо донести, что от них будет зависеть будущее   ребенка, насколько он вырастет отзывчивым, чутким, благородным и понимающим. И конечно на мой взгляд воспитание детей в семье играет самую большую роль в становлении характера и образа жизни ребенка, поэтому стоит отнестись к нему внимательно и может в чем-то творчески. Ребенок должен расти и воспитываться в позитивной и доброжелательной обстановке.

    Статья 18 п.1 закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве». Из своего опыта вижу, что зачастую родители, не скрывая этого, перекладывают ответственность за воспитание своих детей на нас педагогов.

     В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка так же одна из ключевых ролей отводится воспитателю. Не случайно так важно создание в любом образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Чтобы взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессу развития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладать рядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет среди своих подопечных. На мой взгляд ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация развивающих игр; это первый шаг, определяющий судьбу человека.

    В основе моего взаимодействия с семьей лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. На данный момент вижу необходимость взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Я считаю, что да. Кто же им поможет? Конечно мы воспитатели, педагоги. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Мне кажется, что многие родители готовы поддержать мои начинания, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.  Мы должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

    В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества с семьей выделилась давно. Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей её разработки послужили работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к творческой деятельности, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Я согласно с исследователями самых различных теоретических ориентаций - в признании ведущей роли общения с взрослым в психическом развитии ребенка. Разумеется, далее пути ученых расходятся: понимание характера самого этого общения и его детерминирующих функций в развитии может быть существенно разным. Мне ближе из классиков установки того подхода к анализу названной проблемы, которые связаны с именем Л.С. Выготского. Я согласна с Львом Семеновичем в том, что ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

    На современном этапе проблемой организации сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе занимаются: В.Н. Кленова, В. Ф. Ломова, А.В. Меренков.

    Тут я согласна с авторами, что нужно большое внимание уделять активизации сотрудничества детей со взрослыми по различным направлениям деятельности с целью создания условий наибольшего благоприятствования для развития воспитательных возможностей образовательных учреждений, усиления познавательной мотивации дошкольников, повышения эффективности творческой совместной деятельности детей и взрослых.

    Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

     Опираясь на современные концепции дошкольного образования я ориентируюсь на создание оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных возможностей развития каждого воспитанника, в сотрудничестве с родителями.

    Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Моя задача как, педагога детского сада на данном этапе: не только выстраивание образовательного процесса как такового, но и эффективное вовлечение родителей в него. 

    Считаю важной задачу которая обозначена в стандарте обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования охраны и укрепления здоровья.

     Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи веду последовательно, системно. Я пользуюсь наиболее распространённые методы изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи.  Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания я подбираю наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

    Я сделала вывод, что современным выходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи является партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов.  ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. Я располагаю к себе родителей партнерской позицией: доброжелательностью; открытостью; искренней заботой о ребенке; похвалой и поощрением. Стимулирую к разговору (рассказ об успехах ребенка, о мероприятиях в ДОУ); тактичностью (не обсуждаю других детей, не высказываю необоснованных догадок и предположений); справедливостью и честностью. Всегда благодарю за помощь. В общении с родителями использую технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Я не даю негативной оценки, не обвиняю другого человека- это оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), я выражаю словами проблему, чувства, возникающие у меня в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражаю конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению ситуации.

          Для эффективности взаимодействия часто использую общее дело, в котором затрагиваю совместные интересы, образуется связующая нить между педагогом – детьми - родителями. Каковы же общие дела – вот здесь просторы для творчества, воображения, экспериментирования как для взрослых, так и для детей. Руководствуясь технологиями развивающего обучения использую проектные технологии

    Я не устаю говорить, что роль родителей в подготовке, участию в общих делах с воспитанниками ДОУ огромна и значима. Готовясь к очередному событию в садике, либо делая поделку на выставку, родители и дети сплачиваются, больше общаются, находят совместные решения, повышается авторитет родителей. Дети чувствуют гордость за своих маму, папу, бабушку или дедушку. 

    В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов и родителей. Одной из основных целей для себя считаю– установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Результат, моей работы использование разных форм работы по взаимодействию с родителями, это способствует возникновению у родителей интереса к работе детского сада и воспитанию детей раннего возраста. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.

    Изменить эту ситуацию возможно, и я призываю! Вечно спешащие мамы и папы, остановитесь и прислушайтесь к вашему малышу. И тогда ваш ребенок станет для вас бесконечной Вселенной, а вы для него распахнутой дверью в богатый мир человеческих отношений, наполненных любовью и пониманием.

                                                                                         С любовью к Вам и Вашим Детям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

    Программа эмоционально - волевого развития ребенка дошкольного возраста

    Развитие эмоционально волевой сферы  в игровой форме и беседах....

    Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"

    В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...

    Эссе на тему: «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста.»

    От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш.В. А....

    Конкурс. Эссе «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития детей дошкольного возраста»

    Педагогическое кредо: Воспитатель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение....