Конспект НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Бабенко Анжелика Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познвательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи

Развивающие:

-развивать речевые умения и навыки;

-развивать у детей двигательные качества и умения, чувство ритма, учить координировать свои движения;

- развивать умение любоваться красотой зимнего леса.

Воспитательные: 

-воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение к животным.

Образовательные

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения;

- учить, по следам узнавать животных;

- закрепить представления об особенностях внешнего вида диких животных: зайца, белки, волка, лисы, медведя, повадках и приспособлении к зимним условиям жизни;

-закрепить знания детей о зимнем времени года

Оборудование:

-видеопроектор, экран, ноутбук;

-фонограмма вьюги;

-деревья и елочки  для оформления группы;

-слайд-шоу «Зима в лесу»;

- материалы для рисования.

Предварительная работа: 

- Рассматривание картины из серии «Дикие животные зимой»;

- рассматривание альбома «Времена года»;

- беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о животных;

 - дидактические игры «Дикие животные», «Мир животных»;  

- чтение рассказов из серии книг «Животные леса»;

- чтение художественной литературы по теме «Зима».

                       Ход НОД:

1.Организационный момент

Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Раздаётся звук вьюги.

Воспитатель. На прогулку приглашаю, там загадки загадаю:

        

                               Снег на полях,

                               Лёд на реках,

                               Вьюга гуляет,

                               Когда это бывает?

                                                          (Зимой.)

                              Лишь стукнет она.
                             К нам в окошко снежком,
                             Мы санки берём.
                             И на горку - бегом!
                                                         (
Зима.)

2. Рассматривание картины И.Шишкина «Зима»

О каком времени года загадка? Как вы догадались? Какое сейчас время года?

(Предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И.Шишкина «Зима») Слайд № 1

Воспитатель. Зима, какая? (Снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная, студёная.)

Наступила зима. Выпал белый и пушистый снег. Снежинки кружатся в воздухе и падают. Всё кругом белым- бело. Красиво и сказочно в зимнем лесу. (Предлагает полюбоваться зимним пейзажем.)

3. Художественное слово

Воспитатель предлагает рассказать детям стихотворение А.Прокофьева «Метель».

                                            Метель

                                   Кружится и хохочет

                                   Метель под Новый год;

                                                 Снег опуститься хочет,

                                                 А ветер не даёт.

                                   И весело деревьям,

                                   И каждому кусту.

                                   Снежинки, как смешинки,

                                   Танцуют на лету.

4.Дидактическая игра «Зимние слова»

Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо прочитали стихотворения о зиме. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Зимние слова». Я начну, а вы заканчивайте.

 Зимой идет белый, пушистый…. (снег).  Слайд №2

Дуют холодные….(ветры).  Слайд №3

Часто бывает…. (метель, вьюга, буран).  Слайд №4

Красивые узоры на окнах рисует …. (мороз).  Слайд №5 

Дети играют в …… (снежки).  Слайд №6

Лепят ….. (снеговика).  Слайд №7

(Воспитатель после каждого правильного ответа обращает внимание на экран мультимедийной установки, где изображена картинка с отгадкой.)

Воспитатель. Ребята, догадайтесь, куда мы отправимся сегодня с вами  на прогулку? ( В зимний лес.) Думаю, нам нужно потеплее одеться, ведь на улице морозно.  

5.Игра – массаж «Одеваемся теплее»

Купили нам варежки (гладят руки по очереди)

На ножки - сапожки (гладят обе ноги одновременно)

Шубку тёплую одели (поглаживают тело)

Шапку – потеплее (поглаживают голову)

Воспитатель. Раз – два – три – четыре - пять, в лес пойдем с детьми гулять! А на чём доберемся – догадайтесь! Зимний транспорт очень быстрый, не бензиновый, а чистый, едет в садик спозаранку, называется он…(Санки!)     6.Динамическая пауза «Катание на санях» под музыкальное сопровождение. Воспитатель. Молодцы! Дружно с вами, сядем на санки и поедем в зимний лес!

Дети выстраиваются  друг за другом («едут на саночках») и двигаются под весёлую музыку.

Воспитатель.

                                     Вот как саночки бегут

                                     И метель вдогонку,

                                     Дети в саночках поют

                                     Весело и звонко.

Дети.

                                    Динь – динь – динь,

                                    Санки мчатся,

                                    Динь – динь – динь,

                                    Не угнаться.

Воспитатель. Вот мы и «приехали в зимний лес, на снежную полянку! Давайте поиграем с вами, чтобы согреться.  (Проводится пальчиковая гимнастика.)

7.Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

Пальчик прячется в ладошку (Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко (Дуют в сложенные ладошки.)

 Вот так, вот так.

 Если пальчики замёрзли (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

 Вот так, вот так,

 Отогреть всегда их можно (Хлопают в ладоши.)

 Вот так, вот так.

 Воспитатель. Как красиво и сказочно на лесной полянке! (Показывает репродукцию картины с изображением заснеженных деревьев.) Слайд №8.

Какие деревья стоят в лесу? (Сказочные, серебристые, снежные, большие, волшебные.)  Почему всё в снегу? Лес, какой? (Сказочный, задумчивый, спокойный, зимний.)

Воспитатель. Посмотрите, чьи-то следы я вижу на снегу. (Обращает внимание на дорожку со следами  зайца.) Так интересно ребята, вам хочется узнать, чьи же это следы? (Ответы детей.) И мне тоже хочется. Я думаю, нам нужно идти по следу, и может мы увидим того кто их оставил на снегу. Ну? Готовы? Тогда идём! Только ребята, идём тихо – тихо, чтоб не спугнуть зверя. ( Дети идут поточным способом друг за другом по следам.) А вот посмотрите, здесь след остановился. Ну-ка, посмотрим, кто же это тут может спрятаться? (Показывает репродукцию картины под заснеженным кустом – зайка в белой шубке.) Слайд № 9

Воспитатель. Посмотрите, чьи – то белые ушки торчат из-за куста.

                                         Нет у зайчика избушки.

                                         Кто ему построит дом?

                                         Он лежит, прижавши ушки,

                                         Под ореховым кустом…

Какого цвета у зайчика шерстка зимой? (Белого.)

Правильно ребята. Зайчик  приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шубка помогает спасаться от врагов. Ведь в белой шубке не сразу его заметят.

Какие враги есть у зайца? (Волк, лиса.) Как зайчишка спасается от врагов? (Прячется под кустом, быстро убегает в случае опасности, запутывает следы.) Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев, ветками.)

8.Игра малой подвижности «Зайка»

Воспитатель. У зайчика ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так» Сейчас мы с вами выберем зайку. ( По считалке выбирается ребёнок на роль зайчика, остальные образуют круг.) «Зайка» - ребёнок выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп – хлоп – хлоп - хлоп,

Надо лапочки погреть!

Поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок – скок – скок - скок,

Надо зайке поскакать!

Подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят.

Воспитатель. Ой, посмотрите: чьи-то маленькие кружевные следы на снегу! (Показывает репродукцию картины с изображением белочки, сидящей в дупле.)  Слайд №10. И ведут они прямо к большущей ели. Посмотрите, приглядитесь: не видно ли кого? (На дереве белочка.) Значит, чьи это следы? (Беличьи.) Белочка проворная, шустрая, маленькая, ловкая. Шубка у белочки пушистая; хвост большой, пушистый, ушки с кисточкой. В лесу живёт на деревьях в дупле. Чьё дупло на ели? (Беличье.) Почему белочку называют хорошей хозяйкой, хлопотуньей? Что запасает белочка себе на зиму? (Шишки, орехи, грибы.) Что умеет делать белка? (Прыгать, скакать с ветки на ветку, грызть, делать запасы.)

9.Имитационная игра – упражнение  «Белочка с бельчонком».

Дети изображают, как прыгают белка, маленький бельчонок, как бельчата грызут орешки.

Воспитатель. По дорожке мы пойдём и ещё следы найдём. Ребята, посмотрите, я вижу цепочку чьих-то следов. (Обращает внимание детей на дорожку со следами лисы.) Интересно, что за зверь оставил свои отпечатки  лап на снегу? Пойдём - те по снежным следам и посмотрим, куда же они нас с вами выведут. (Дети идут поточным способом друг за другом по следам.)

Воспитатель. Ребята я кого-то вижу! (Показывает репродукцию картины с изображением лисы, идущей между деревьев.) Слайд № 11. Шерсть у этого зверя рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные. Посмотрите: кто же это? (Ответы детей.)

 

                                          Знает лисонька – лиса:

                                          В шубе вся её краса.

                                          Шубы нет в лесу рыжей,

                                          Зверя нет в лесу хитрей.

Воспитатель. Какая лиса? (Рыжая, осторожная, пушистая, ловкая, быстрая.) Для чего лисе такой красивый хвост? Спросим у неё.

                                                             

                                                              Лиса

                                             - Для чего тебе, лиса,

                                            Хвост – пушистая краса?

                                            - От охотников спасаюсь –

                                            Заметать следы стараюсь.

                                                                           Н.Стожкова

Воспитатель. Как называется жилище лисы? (Нора.) За кем охотится хитрая лиса? (Лиса охотится за зайцами, ищет гнёзда мышей.) Опасный враг лисы – волк.

                                              Кто зимой холодной

                                              Бродит злой, голодный?

                                                                           (Волк.)

Ребята я вижу волчьи следы. (Дети вместе с воспитателем рассматривают следы волка.) Думаю с волком в лесу лучше не встречаться. А вы как думаете? Какой волк? (Серый, злой, голодный, Сильный, большой, зубастый.) Что делает волк зимой? (По лесу рыщет, охотится, воет, может напасть.) Как вы думаете, стоит нам идти по волчьим следам? (Да.) Ну, тогда осторожненько, друг за другом пойдём по следам. ( Дети идут по волчьим следам.) Посмотрите, чьё- то жилище. (Изображение логова волка в лесу.) Слайд № 12. (Волчье логово.) Тихо и осторожно мы покинем это место. Очень опасно встретиться в лесу с волком. Волк может быстро бегать по снегу и ловить свою добычу: зайца, лису. Знаете, волки даже тёмной ночью очень хорошо видят, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимый запах.

Воспитатель. Ребята, следы каких животных на снегу мы сегодня  увидели? (Ответы детей.) А следы, какого зверя мы не можем увидеть зимой?  (Следы  медведя.) Почему? Что делает медведь зимой? (Медведь зимой спит.) Посмотрите, в самой чаще огромный сугроб. (Показывает репродукцию картины с изображением медведя, спящего в берлоге.)  Слайд № 13. Как вы думаете, что там под снегом? (Берлога.) Кто же там прячется? (Медведь.) Когда снежок укроет берлогу, мишке становится тепло, так он и спит всю зиму до весны. Только вот этому медвежонку не очень тепло, снежок его не укрыл. Давайте ему поможем, закутаем его.

10.Дыхательная гимнастика.
Вот перед вами снежинки – пушинки. Подуйте на них тихонечко, чтобы они улетели к медвежонку и укрыли его
. (Дуют.) 

                                           Вместе с детьми тихим голосом:
                                          Как на горке – снег, снег,
                                          И под горкой – снег, снег.
                                          И на елке – снег, снег,
                                          И под елкой – снег, снег.
                                          А под снегом спит медведь.
                                          Тише, тише, не шуметь!..
                                                                              И. Токмакова
Пойдемте потихоньку. Ребята, пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь в саночки – самокаточки и поехали. Дети выстраиваются  друг за другом («едут на саночках») и двигаются под весёлую музыку.

11. Подведение итогов.

Воспитатель. Кого из животных мы увидели в зимнем лесу? (Ответы детей.) Чья берлога попалась нам на пути? (Медвежья.) Чьё дупло? (Беличье.) Чьё логово? (Волчье.) Чьи следы мы заметили? (Беличьи.)

Кто был внимательным? У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий); у лисы шерсть мягкая, а у волка…(жёсткая);лиса живёт в норе, а волк…(в логове); медведь зимой спит в берлоге, а волк… (рыщет, охотится); у зайца хвост короткий, а уши…( длинные).

Воспитатель. Хорошо мы все играли, но ещё не рисовали! А кто хочет рисовать –  выбирай себе зверят!

Предлагает трафареты с изображением детёнышей животных, краски, кисти для изображения пушистой шерстки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему: «Мое родное село Ачка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ачкинский детский сад №18    Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему:&laqu...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Винни-Пух в гостях у ребят»

Закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные цвета (красный,  зеленый,  желтый,  синий), считать в пределах  трех....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы «День Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике «День Победы».Задачи: Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы В...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми второй младшей группы «День Победы»

Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм, любовь к людям, защищающим Родину от в...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы «Зимушка-зима» .

Задачи:Познавательное развитие – расширять кругозор детей, формировать знания о зиме, учить узнавать и называть величину, цвет, форму и величину предмета (в данном случае – снежного кома),...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы «Зимушка-зима» .

Задачи:Познавательное развитие – расширять кругозор детей, формировать знания о зиме, учить узнавать и называть величину, цвет, форму и величину предмета (в данном случае – снежного кома),...

Конспект занятия по познавательному развитию № 19 во второй младшей группе Тема: «Зима»

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Зима»...