Конспект занятия по познавательному развитию № 19 во второй младшей группе Тема: «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_zima.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 19

во второй младшей группе

Тема: «Зима»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Цель: закреплять знания детей о зиме.

Программное содержание: познакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, изменениями в жизни птиц и диких животных; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; знакомить с символами; активизировать словарь; учить отвечать на поставленные вопросы.

Материалы и оборудование: демонстрационный - пакет с крахмалом, пакет из-под молока, веревка, емкость со снегом, изображения зайца и белки зимой и летом; раздаточный - пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет, карандаши, карточки с изображениями животных и их детёнышей, карточки с изображениями животных зимой и летом (например, заяц зимой – белый, летом – серый).

Планируемые результаты: у детей расширены знания о зиме.

Структура занятия

I

Вводная часть

Игра «Найди пару»

2 мин

II

Основная часть

11 мин

1

Опыт

«Снег»

2 мин

2

Физкультминутка

«Снежинки»

1 мин

3

Работа с пособием

«Дорисуй снежинки»

2 мин

4

Беседа

«Зачем нужно кормить птиц зимой»

2 мин

5

Физкультминутка

«Зайка»

1 мин

6

Работа с пособием

«Что было сначала, что потом?»

2 мин

7

Работа с пособием

«Что художник нарисовал неверно?

1 мин

III

Заключительная часть

Работа с пособием

2 мин

Длительность 15 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Игра «Найди пару»

- Ребята, давайте поиграем.  Вы должны взять по одной карточке (животные и их детёныши), посмотреть внимательно на свои карточки, показать другим и посмотреть на их карточки. Разбейтесь на пары.

Дети выполняют это задание. Если дети затрудняются, воспитатель обращает их внимание на любые карточки с мамой и её детенышем, затем предлагает и остальным ребятам сделать то же самое. Дети разбиваются по парам.

- Ребята, а теперь я вам раздам другие карточки с изображениями животных зимой и летом, и попрошу вас найти себе пару.

Дети выполняют задание, находя пару (заяц зимой и летом и т.п.).

 - Как вы догадались, что надо так встать в пары? (На одной и на другой карточке заяц.)

- А чем эти картинки отличаются? (Это изображение животных зимой и летом.)

- Сегодня как раз речь пойдёт о зиме и о том, что она приносит каждому из нас.

  1. Основная часть.

1. Опыт «Снег»

- Послушайте стихотворение:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Подойдите к окошку, посмотрите на улицу.

- Что вы там видите? (Много-много снега.)

- Какого цвета снег? (Белый.)

- Снег кажется нам очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно.

Воспитатель ставит перед детьми ёмкость со снегом.

- Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (Холодный.)

Воспитатель кладёт на ладошку каждому ребёнку немного снега, и все наблюдают, что происходит.

- Куда же пропал снег из ваших рук?

- Почему он растаял?

- Рассмотрите воду, в которую превратился снег в чашке.

- Чистая ли она?

- Опустите в чашку палец и скажите, какая в ней вода?

- А теперь объясните, почему нельзя есть снег.

Дети подходят к столу, на котором лежит пакетик с крахмалом. Воспитатель просит детей закрыть глаза и нажимает рукой на пакет.

- Что напоминает вам этот звук? (Скрип снега.)

- Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег не лепится.

- Когда на улице не очень холодно, то снег липкий.

- Чем тогда любят заниматься дети?

2. Физкультминутка (под музыку)

- Ребята, покружитесь в танце, как кружатся снежинки.

3. Работа в пособии (задание 3)

- Ребята, послушайте еще раз стихотворение:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- А теперь давайте дорисуем снежинки.

4. Беседа «Зачем нужно кормить птиц зимой»

- Ребята, а знаете ли вы, чем питаются птицы.

- Но зимой нет ни жуков, ни червяков, ни цветов, ни семян. Поэтому люди должны позаботиться о птицах.

Воспитатель на глазах у детей обрезает молочный пакет и привязывает к нему верёвку. 

- Кормушка готова!

- Почему её назвали кормушкой?

- Какой корм мы положим туда, когда пойдём гулять?

- Как вы оденетесь на прогулку?

- Зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки?

- Как от морозов спасаются звери?

- Снять одну одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей
шуба зимой становится более пушистой и тёплой, а заяц и белка ещё и цвет шубы меняют. Зачем, как вы думаете?

Воспитатель показывает изображения зайца и белки летом и зимой. 

- А кто из зверей всю зиму спит и лапу сосёт?

- Трудно зимой и птицам, и зверям, поэтому нам надо помогать им. Сделайте дома кормушки и развесьте у себя во дворе.

- Идя в лес, не забудьте взять угощение для белки.

5. Физкультминутка

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо заиньку согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

6. Работа с пособием (задание 1)

- Расскажите, что вы видите на каждой картинке.

- Что нарисовано на первой картинке - улица или помещение?

- Почему вы думаете, что прихожая?

- Значит, на первой картинке нарисована прихожая, в которой стоят санки. Под санками - лужа.

Аналогично нужно рассмотреть оставшиеся картинки.

- Расскажите что, по вашему мнению, было сначала, а что потом.

7. Работа с пособием (задание 2)

- Рассмотрите картинки.

- Какое время года изображено на первой картинке?

- Когда дети обычно катаются на санках?

- Как вы думаете, всё ли правильно на этой картинке?

Аналогично надо поработать и со второй картинкой.

  1. Заключительная часть.

Работа с пособием (стр. 37)

- Какое время года нарисовано на рисунке?

- Почему вы думаете, что это зима?

- Что делают дети на рисунке?

Нужно рассмотреть поочерёдно всех детей и про каждого рассказать. Девочка кормит белочку. Двое детей играют в снежки. Мальчик вместе с папой лепят снеговика. Мальчик с мамой скатываются с горы на санках.

- Во что одеты дети и взрослые?

Ребёнок должен назвать и показать шапку, шарф, варежки, куртку, сапоги, брюки.

- Какое дикое животное вы видите на картинке?

- Какого цвета белочка?

- У кого из людей на картинке одежда такого же цвета, как шубка у белки?

- Сколько птичек нарисовано на картинке?

- Знаете ли вы, как они называются?

- Любите ли вы зиму? Чем вы любите заниматься зимой?

НА ЛЫЖАХ

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой.

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее.

Снег сверкает под ногами,

Эй, ребята, кто за нами? (А.Введенский)

СНЕГ ИДЁТ

Тихо, тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой. (М.Познанская)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём. (И.Никитин )

ПЕРВЫЙ СНЕЖОК

Первый зимний снежок

Белым пухом летит.

Первый лёгкий мороз

Веселит и бодрит.

Хорошо по горе

Пролетишь, к а к стрела,

Только шапку держи.

Чтоб осталась цела.

Рукавички надень,

Одевайся теплей,

Кушачком подтянись,

Выходи поскорей.

Первый зимний снежок

Белым пухом летит.

Первый лёгкий мороз

Веселит и бодрит. (И.Белоусов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Родились у нас котята»

Конспект ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема: «Родились у нас котята»...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «У нас в гостях кролик — Пушок»

Конспект по позновательному развитию. Тема : "У нас в гостях кролик -Пушок"...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе тема: "Родились у нас котята".

Учить детей понимать цвета, и находить предметы по цвету. Развивать речевую активность через игровые действия, побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций. Воспитывать заботливое отношение к ...