ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДОМОВЁНОК»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Багирова Венера Ильинична

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

_______________ О.Н. Латыпова

«______» ____________ 2014год

ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ

«ДОМОВЁНОК»

                                                         Руководитель кружка:

                                                              воспитатель группы № 10

                                           В.И. Багирова

Формирование

творческой личности ребёнка

средствами театральной деятельности

        Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

        Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

        Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина и многие другие.

        Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

        Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

        Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладевать своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Организация и оформление развивающей

предметно-пространственной среды

театральной студии

        Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и тёплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остаётся не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов.

        Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?

        Приведём определение концепции доктора психологических наук С.Л. Новосёловой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитертурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

        Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?

        Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, - важное условие эмоционального воспитания. Здесь всё имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребёнок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит всё, что окружает ребёнка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.

        При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы.

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
  • Принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребёнка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия.
  • Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребёнку самостоятельно определять своё отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.), выбирать то, что ему по душе.
  • Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
  • Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

        Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

        Задачи. 1. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.

   2. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей.

   3. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

   4.  Упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

        Ритмопластика.

        Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

        Задачи. 1. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

     2. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

     3.  учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

        Культура и техника речи.

        Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

        Задачи. 1 Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи.

    2. Связную образную речь, творческую речь, творческую фантазию.

    3. Учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.    

    4.  Произносить скороговорки и стихи.

    5. Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

        Основы театральной культуры

        Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).

        Задачи. 1. Познакомить детей с театральной терминологией.

    2. С основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

        Работа над спектаклем

        Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

        Задачи. 1. Учить сочинять этюды по сказкам, басням.  

                     2. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

    3.  Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом.

    4. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.).

    5.  Пополнять словарный запас, образный строй речи.

Цель

        Развить интересы и способности ребёнка, любознательность, стремление к  познанию нового, ассоциативное мышление, раскрепощение, повышение самооценки; настойчивости, целеустремлённости, решительности, систематичности в работе; формирование волевых качеств.

        

Программные задачи

  • Активизировать познавательный интерес детей.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  • Снимать зажатость и скованность.
  • Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
  • Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  • Развивать чувство ритма и координацию движений.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
  • Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова.
  • Пополнять словарный запас.
  • Учить подбирать слова, соответствующие заданны существенным признакам.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Знакомить с создателями спектакля.
  • Знакомить с театральной терминологией.
  • Знакомить с устройством зрительного зала.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей

  • Умеют действовать согласованно.
  • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Запоминают заданные позы.
  • Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка.
  • Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
  • Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
  • Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
  • Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
  • Умеют строить простейший диалог.
  • Умеют составлять предложения с заданными словами.

Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности программе «Из детства – в отрочество» представлены по двум направлениям: для педагогов и родителей.

В семье

  • Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
  • Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
  • Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
  • Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста», и «живого зрителя».
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

В дошкольном образовательном учреждении

  • Вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
  • Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учётом места действия.
  • Вызвать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
  • Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
  • Научить управлению простейшей куклой-марионеткой с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Организация, содержание и методика работы с детьми

Организация работы с детьми

        К работе с детьми по театрализованной деятельности педагог приступает с октября – ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, она проводится в двух основных формах:

  • Специально организованная работа педагога с детьми;
  • Нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница, вторая половина дня. Выбор этого временного периода связан с тем, что эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей. Поэтому мы предварительно договорились с родителями о времени ухода детей из группы, которое будет удобным для большинства из них, и проведение еженедельного спектакля  с детьми приурочить к этому времени. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 20 минут.

«Театральная пятница», должна стать доброй традицией в общении детей, педагогов и родителей.

Это время проведения театрализованной деятельности будет наиболее оптимальным ещё и потому, что накануне выходного дня родителям не надо спешить домой для выполнения с детьми домашних заданий.

Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.

Еженедельные спектакли по пятницам с детьми могут проходить в групповой комнате. Если есть такая возможность, то в группе может быть сделана стационарная сцена с занавесом или портативная минисцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости. Однако отсутствие сцены не является причиной того, чтобы не заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Сцена может быть и условной – обозначенной шнуром, выложенной из строительного материала и т.п.

В старшем дошкольном возрасте каждую пятницу во второй половине дня педагог осуществляет работу с детьми по театрализованной деятельности, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в две недели – по пятницам, а также может быть приурочена к определённым праздникам. Вместе с тем одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является не только сохранение заинтересованного отношения родителей к театрализованной деятельности, но и вовлечение их в решении новых задач, связанных с работой ребёнка над ролью, изготовлением костюмов, декораций и т.п.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. К участию в музыкальном оформлении спектаклей музыкальный руководитель детского сада должен подойти творчески. Предлагаемый репертуар предоставляет огромные возможности для творческой импровизации музыкального руководителя, для поиска новых, нестандартных решений.

Содержание и методика работы с детьми

На начальном этапе работы по театрализованной деятельности необходимо включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Общеизвестно, что одним из основных показателей актёрского мастерства является искренность умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Играя, актёр осуществляет какие-то действия – ищет, слушает, осматривает. Если о по-настоящему внимательно и серьёзно ищет пропавшую вещь, то и зритель будет с интересом следить за этим действием. Если он будет только показывать, что совершает это действие, и его внимание будет занято тем, какое впечатление он производит на зрителя, публика сразу почувствует фальшь и интерес к актёру резко упадёт.

Поэтому для актёра важно научиться так увлекаться сценическим объектом, сделать его настолько интересным для себя, что происходящее в зрительном зале станет для него третьестепенным, а то и совсем неважным.

Развивать элементы актёрского мастерства надо в упражнениях, формирующих умение владеть работой органов чувств.

Во-первых, это отвечает особенностям и возможностям детей пятого года жизни. Во-вторых, апробация упражнений на практике показало, что в моменты большой сосредоточенности внимания дети, увлечённые выполнением задания, забывают о зрителе и быстро адаптируются к сцене.

Объём внимания ребёнка 4 – 5 лет невелик, и ещё даёт себя знать непроизвольность психических процессов. В моменты большой сосредоточенности внимания дети совсем забывают о зрителе и действуют естественно, как в жизни.

Вместе с тем мы считаем, что вводить в жизнь ребёнка 4 – 5 лет эти упражнения в чистом виде неэффективно. Во время их проведения будет утрачена восторженность, связанная с действием ребёнка на сцене. Следовательно, мы используем этот принцип обучения, но не в виде упражнений, а как спектакли-миниатюры в присутствии зрителей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • Инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;
  • Спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
  • Инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью палочки, закреплённой в их нижней части.

Методика работы с детьми в старшей группе

        Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строиться в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. По времени проведение этого этапа рассчитано на целую неделю (от пятницы одной недели до пятницы следующей).

        Второй этап целиком посвящён непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.

        На первом этапе работы педагог:

  • Заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;
  • Интересуется, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.

Работа над ролью

Работа над ролью с детьми этого возраста строится следующим образом:

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки, и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлкая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
  • После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки с участием детей.
  • Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.). по мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения сценического образа. Так, например, каждый ребёнок раскрашивает заготовку шапочки щенка так, как он себе его представляет.

По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них.

Работа над этюдами

        Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребёнка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своём воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому, при проведении работы с детьми рекомендуются следующие приёмы.

        Начать следует с костюма – как самого ребёнка, так и куклы, управлять которой он будет во время кукольного спектакля. Собственная деятлельность ребёнка в области театра затруднена из-за особой сложности выразительных средств, характерных для этого вида искусства. Живопись и художественный труд ближе, доступнее детям, у них уже имеется определённый практических и творческий опыт. Всё

То позволяет в сравнительно полном объёме и в ясной форме сохранить одно из важнейших качеств художественной деятельности – её творческий характер в создании образа с использованием уже знакомых детям средств выразительности (формы, цвета, декора и т.п.0.

        На занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется эмоциональному отношению дошкольников к цвету, поэтому предыдущий опыт детей позволяет им решить эту задачу.

        Вначале с помощью наводящих вопросов надо подвести воспитанников к пониманию того, что для накидки куклы надо выбирать цвета подходящие, соответствующие, с его точки зрения, её характеру. При этом очень важно уберечься от опасной ошибки – надо избегать цветовых шаблонов (например, если человечек из конусов злой, значит цвет его одежды должен быть чёрным, а если добрый – то светлых тонов или красным и т.п.). наша задача заключается в том, чтобы помочь ребёнку связывать цвета, которые он избирает для своей куклы, с чувствами, которые он испытывает и хочет выразить.

        Затем от изобразительного образа следует переход к движениям («А как твой герой, твоя кукла двигается?»).

        Вначале надо выяснить у каждого ребёнка, каков характер его героя. На основании общих характеристик дети-герои делятся на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые, решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенные – вторую, трусливые – третью.

        Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.

        От характеристики движений каждой подгруппы переходим к характеристике речи персонажей.

        Работа осуществляется также по подгруппам. Вначале, в зависимости от образа и характера героя, предложить каждому ребёнку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подвести детей к обобщённым представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п.

        Каждому из детей, кто сможет добавить к общей характеристике что-нибудь новое, весь детский коллектив должен выразить благодарность в виде аплодисментов.

        По окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Необходимо похвалить детей, а затем посоветовать им, как можно продолжить работу над выразительностью создаваемого образа или управлением куклой.

        Очень важно, чтобы все костюмы, атрибуты куклы были предоставлены в течении всей последующей недели в постоянное пользование детям.

        Желательно, чтобы и родители проявили интерес к этой стороне деятельности своих детей. Необходимо разъяснить родителям значение их заинтересованного участия в художественном развитии ребёнка и привести этому соответствующие доказательства. Так, например, в результате проведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии мамы и папы оказывают существенное влияние на ребёнка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то, что больше нравится матери и что ею приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требуются специальные знания, умения и навыки. Главное – это удовлетворить желание ребёнка, разделить его чувства, впечатления, знания с любящим сердцем родителей.

        Нужно объяснить родителям, что именно в этом возрасте детям особенно нравится учиться, принимать советы, рекомендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать многие истины. Пройдёт ещё немного времени, и ребята будут воспринимать в штыки любой совет, рекомендацию. В том случае, если в старшем дошкольном возрасте на основе привлекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода. Вот почему следует убедить родителей не упустить этот шанс. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

        Работа по ходу инсценировки

        После того как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение, можно использовать живые звуки музыкальных инструментов (колокольчика, металлофона, дудочки и т.п.)или включить звукозапись.

        Затем назвать поэтическое произведение с указанием автора или сказать о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представить действующих лиц, называя каждого ребёнка.

        Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, рассказать о том месте, где происходит действие инсценировки, и дать описание внешности и характеров действующих лиц.

        Настроив зрителей и актёров на активное восприятие, дать детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

        По ходу спектакля недопустимо одёргивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг неё должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая юных актёров к передаче неповторимости каждого образа. Но маленькому ребёнку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребёнок должен получить награду.

        Наградой для детей остаётся, как и ранее, торжественное представление каждого ребёнка зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому по-прежнему важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Назвать каждого «артиста» по имени и фамилии и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

         Каждый раз по окончании спектакля надо спросить зрителей о том, не хотели бы они ещё раз, на бис, посмотреть этот спектакль. Дети с огромным удовольствием его повторят. А родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие ребятишкам.

        По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

        Методика работы с детьми в подготовительной группе

        Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.

        Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п.

        Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приёмами грима и т.п.

        Помощь маленькому актёру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить её при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приёмы школ-студий актёрского мастерства для взрослых.

        Наш подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников – игре. Но несмотря на то что ребёнок «играет в театр», а профессиональный актёр действует по законам актёрского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники – ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые сумели не вырасти. Всё, что не игра, - то не искусство.

        Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приёмами актерской техники.

         Упражнения

        Работу маленького актёра над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

  • Рубить дрова;
  • Волочить тяжёлый ящик;
  • Нести очень тяжёлый чемодан;
  • Дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

Упражнения на расслабление мышц:

  • Заснуть на стуле;
  • Сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;
  • Сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо – свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развитие воображения:

  • Передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея!»;
  • Передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;
  • Передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.

Работа над ролью

Работа маленьких актёров над ролью строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные).
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).
  • Распределение ролей.
  • Непосредственно работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой так говорит; о чём он в этот момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием умело наложенного грима.

Очевидно, что оправданным на сцене должно быть всё: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразными. Сценическое поведение ребёнкамотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той или иной роли, которую он исполняет.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможн

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

_______________ О.Н. Латыпова

«______» ____________ 2010год

ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ

«ДОМОВЁНОК»

                                                         Руководитель кружка:

                                                              воспитатель группы № 10

                                           В.И. Багирова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Парциальная программа по художественно-эстетическому направлению для второй младшей группы ДОУ

Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи,воображение, творчество,мелкую моторику пальцев рук,самостоятельность.Направлена на развитие детской фантазии.воображения,н...

Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет

Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой...