Семейный экологический проект "Путь от яйца до голубя".
методическая разработка (младшая, средняя группа) по теме

Гиреева Ольга Николаевна

Проект разработала и реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые».

Цель  проекта:

·            создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам живой природы.

·            формировать систему знаний, умений, навыков; воспитывать любовь к природе.

Задачи проекта: 

·             создать у ребенка точное представление об объекте наблюдения;

·            расширять кругозор ребенка на основе материала, доступного его пониманию;

·             учить соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, оказывать им помощь;

·             развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи;

·             способствовать содействию и сотрудничеству ребенка и взрослых.

 По итогам муниципального этапа конкурса «Семейные экологические проекты», в 2015 году мы стали победителями, по итогам краевого этапа конкурса заняли первое место. 

Думаю, что данный опыт может быть полезен воспитателям всех возрастных групп, а также родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема: «Путь от яйца до голубя».

Цель  проекта:

  • создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам живой природы.
  • формировать систему знаний, умений, навыков; воспитывать любовь к природе.

Тип проекта: экологический, индивидуальный, средней продолжительности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Участники проекта:

семья Гиреевых:

  •   сын – Гиреев Тимур Шахбанович,
  • папа – Гиреев Шахбан Камилович,
  • мама – Гиреева Ольга Николаевна.

Актуальность проекта: 

заложить любовь к Родине, к родному краю, к природе, к людям можно только в младшем возрасте. Начинать необходимо со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, что доступно для наблюдения и изучения, не требует затрат. Например, голуби, известные и знакомые, и в то же время, непознанные и таинственные.

Срок реализации проекта: январь – март 2015г

Задачи проекта:  

  •  создать у ребенка точное представление об объекте наблюдения;
  • расширять кругозор ребенка на основе материала, доступного его пониманию; 
  •  учить соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, оказывать им помощь;
  •  развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи;
  •  способствовать содействию и сотрудничеству ребенка и взрослых;

Предварительная работа:

  • Наблюдение за дикими голубями в зимнее время.
  • Рассматривание альбома: «Птицы нашего края».
  • Рассказ: «Как помочь птицам пережить зиму».
  • Рисование: «Птенчики в гнёздышке».
  • Дидактические игры: «Угадай птицу», « Кто, где живет?».
  • Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Воробышки и автомобиль».

Методы и приемы реализации проекта:

  •  использование художественной, природоведческой литературы (поиск ответов на вопросы);
  •  длительное наблюдение. Постановка конкретной задачи, привлечение внимания к объекту, обследование, подражание движениям и звукам, сравнение птенцов сейчас и раньше, использование вопросов, проговаривание результатов наблюдения.
  •  рассказ;
  •  использование иллюстративно – наглядного материала (фотографии и  иллюстрации в энциклопедиях). Повторение названия птиц, рассказывание о признаках (цвет и величина), указывание на части тела (голова, крылья, ноги, клюв).

Этапы реализации проекта: 

I этап – подготовительный

  •  Выбор для ребенка наиболее актуальной и посильной задачи на данный отрезок времени.
  • Составление плана деятельности по достижению цели проекта.
  •  Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

  •  Поиск информационного материала о голубях, птенцах.
  •  Наблюдение за ростом птенцов.
  •  Заполнение дневника наблюдений.

III этап-заключительный

  •  Подведение итога по реализации проекта
  •  Презентация проекта

Предполагаемый результат:

  •   у ребенка сформирована система знаний, умений, навыков;
  •  заинтересованность ребенка совместно с родителями жизнью птиц (голубей и птенцов), появление желания помогать всем птицам.
  •  ребенок умеет соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, подкармливать их;
  •  ребенок охотно делится своими впечатлениями от наблюдения.

Продукт проекта: дневник наблюдения, скворечник и кормушка для птиц, продуктивная деятельность «Подкармливаем птиц». 

Презентация проекта: мультимедийная презентация (презентация слайдов, конспект).



Предварительный просмотр:

                               Тема:  «Путь от яйца до голубя».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель проекта: 

  • создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам живой природы;
  • формировать систему знаний, умений, навыков; воспитывать любовь к природе.

Задачи проекта: 

  • создать у ребенка точное представление об объекте наблюдения;
  • расширять кругозор ребенка на основе материала, доступного его пониманию; 
  •  учить соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, оказывать им помощь;
  •  развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи;
  •  способствовать содействию и сотрудничеству ребенка и взрослых.

Обогащение и активизация словаря:

объяснить значение слов: голубятня, поилка, кормушка, скворечник, «птенцовые перышки», ворковать.

Предварительная работа:

Наблюдение за дикими голубями в зимнее время. Рассматривание альбома: «Птицы нашего края» Рассказ: «Как помочь птицам пережить зиму». Рисование: «Птенчики в гнёздышке». Дидактические игры: «Угадай птицу», « Кто, где живет?». Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Воробышки и автомобиль».

Ход:

Здравствуйте, меня зовут Гиреев Тимур, я воспитанник детского сада № 6, мне 3 года 8 месяцев. Я часто с мамой и папой посещаю зоопарк. Очень люблю животных, птиц, особенно голубей. Мне нравится общаться с этими красивыми птицами. Мечтаю построить домик для голубей, как у дяди Димы. Мне стало интересно, как он ухаживает за ними. Но больше всего интересовали птенцы голубя. Захотелось узнать…

Проблемный вопрос:

- как появляется птенец на свет?

- Как он растет?
- Когда птенец становится похожим  на родителей?

Так у нас появился проект «Путь от яйца до голубя».

Чтобы ответить на вопросы, мы посетили библиотеку. Из энциклопедии («Я познаю мир») мы узнали, что птенцы голубя появляются из яйца.

В интернете мне папа прочитал, что гнездо строит голубка, а голубь приносит ей нужный материал.

Из  книги (Большая книга «Почему»), мы узнали, что когда голуби высиживают яйца и выкармливают птенцов, они становятся очень капризными. А если голубей беспокоить, то они могут бросить яйца, птенцов! И тогда мне стало понятно, что  нельзя беспокоить голубей, когда они высиживают яйца и выкармливают птенцов!

Наблюдение № 1: «Домик для голубей».

 Мы отправились к дяде Диме, чтобы посмотреть, как он ухаживает за голубями. Голуби у него живут в высоком домике, а называется он голубятней. В нем много разных голубей: белые, серые, красные, черные и даже белые с красным хвостиком. Они небольшого размера. Чтоб голуби были красивыми и здоровыми дядя Дима за ними ухаживает. Когда гнезда становятся грязными, он меняет в них солому. Кормушки, поилки, моет и сушит. Я увидел голубку, которая сидела на яйцах, а дядя Дима рассказал, что яйца высиживает не только голубка, но и голубь, поочередно. Потом через несколько дней у нее появятся птенцы.

Вывод: дядя Дима хорошо ухаживает за домашними голубями, поэтому они здоровые, красивые и у них скоро появятся птенцы. Я очень жду встречи с ними,  но в руки брать не буду, чтоб не причинить им вред.

Наблюдение № 2: «Нашему птенчику один день». 

Вот наступил день рождения нашего птенца. Ему сегодня один день.

Он появился из яйца слепым, покрытый тонким, как ниточка пухом, у него маленькая голова, глазки еще слепые. У птенчика два крылышка, две лапки, но он еще не может  ни стоять, ни летать. Он пищит, когда хочет есть. Питается специальным молочком из клюва мамы и папы, широко открывая свой клювик (Н.В. Ачкасова, 2007, с. 186).

 Наблюдение № 3: «Нашему птенчику восемь дней».

 

Птенчик подрос и окреп, научился  ползать. Громко пищит, просит пищу. Открыл полностью глазки. Пух начал заменяться перьями.

Наблюдение № 4: «Нашему птенчику 17 дней».

Птенец машет крылышками, привстает в гнезде,  иногда из него выпадает. А дядя Дима помогает ему вернуться в теплое гнездышко.

Наблюдение № 5: «Нашему птенчику один месяц».

Он полностью оперился. Уже часто покидает гнездо, но держится близко от него. Птенца все еще кормит мама и папа.

Наблюдение № 6: «Нашему птенчику 2 месяца».

У него сменились птенцовые перышки на взрослые. Он начал ворковать, хорошо  летать. Наш птенчик прошел сложный путь от яйца до голубя и стал очень похож на своих родителей!  

Продукты проекта:

Мы с папой и мамой решили тоже позаботиться о птицах. И сделали скворечник и кормушку - подарок для всех птиц. Теперь я каждое утро подкармливаю их. Наш подарок оказался не только красивым, но и полезным. И очень им понравился.

Вывод: Я узнал, что птенцы голубя появляются из яйца слепыми, покрытые тонким   пухом. Растут они быстро и очень скоро становятся похожими на своих родителей. Мне очень понравилось наблюдать за ними, как учатся вставать на лапки, летать. Я проследил сложный, но интересный «путь от яйца до голубя».  

Список литературы:

  • Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 2000.
  • Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу.- М., Просвещение, 2002.
  • Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2005.
  • Ачкасова Н. В. Я познаю мир: животные в доме. –  М.: АСТ, 2007. – с.397.
  • Е.Д. Васильева, О.В. Волцит, В.В. Иванецкий. Я познаю мир: живая природа от А до Я. -  М.: АСТ: Астрель; Владимир; 2008. – с.380.
  • Перевод с итальянского О. Живаго. Большая книга «Почему». – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – с.238.



Предварительный просмотр:

Дневник наблюдения: «Путь от яйца до голубя».

№ наблюдения / описание

Рисунок ребенка

                     

№ 1:

«Домик для голубей».

Голуби живут в высоком домике, а называется он голубятней. Там я увидел голубку, которая сидела на яйцах. У нее появятся птенцы.

№ 2:

«Нашему птенчику один день».

Вот наступил день рождения нашего птенца. Ему сегодня один день.

Он появился из яйца слепым, покрытый тонким, как ниточка пухом, у него маленькая голова, глазки еще слепые. У птенчика два крылышка, две лапки, но он еще не может  ни стоять, ни летать. Он только умеет пищать.

№ 3:

«Нашему птенчику восемь дней».

Птенчик подрос и окреп, научился  ползать. Громко пищит, просит пищу. Открыл полностью глазки. Пух начал заменяться перьями.

№ 4:

«Нашему птенчику 17 дней».

Птенец машет крылышками, привстает в гнезде,  иногда из него выпадает.

№ 5:

«Нашему птенчику один месяц».

Он полностью оперился. Уже часто покидает гнездо, но держится близко от него. Птенца все еще кормит мама и папа.

№ 6:

«Нашему птенчику 2 месяца».

У него сменились птенцовые перышки на взрослые. Он начал ворковать, хорошо  летать.

Наш птенчик прошел сложный путь от яйца до голубя и стал очень похож на своих родителей!