МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Лариса Станиславовна Фурман

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения подготовки и проведения семейного экологического праздника в форме игры по станциям, направленного на формирование экологической культуры семьи. В данных рекомендациях дается сценарий праздника и рекомендации по его организации и проведению.  Предложенные рекомендации могут служить ориентиром для сотрудников ОУ при проведение аналогичных мероприятий с семьями детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Городской конкурс методических материалов по экологическому

образованию и просвещению

«Я знаю, как помочь тебе, Земля!»

Фурман Лариса Станиславовна,

педагог дополнительного образования,

педагог-организатор;

Климова Надежда Викторовна,

заведующая отделом дошкольного образования,

педагог дополнительного образования;

Шевченко Елена Александровна

педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец творчества «У Вознесенского моста»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Номинация: «Экологическое образование и просвещение в

организациях дополнительного образования детей».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Санкт-Петербург

2018

АННОТАЦИЯ

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения подготовки и проведения семейного экологического праздника в форме игры по станциям, направленного на формирование экологической культуры семьи. В данных рекомендациях дается сценарий праздника и рекомендации по его организации и проведению.  Предложенные рекомендации могут служить ориентиром для сотрудников ОУ при проведение аналогичных мероприятий с семьями детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторы:                  

Фурман Лариса Станиславовна, педагог-организатор эколого-биологического отдела, педагог дополнительного образования дошкольного отдела Дворца творчества «У Вознесенского моста»

Климова Надежда Викторовна,  педагог дополнительного образования эколого-биологического отдела, заведующая отделом дошкольного образования Дворца творчества «У Вознесенского моста»

Шевченко Елена Александровна, педагог дополнительного образования эколого-биологического отдела, дошкольного отдела Дворца творчества «У Вознесенского моста»

                

        Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов, методистов, заведующих отделами учреждений дополнительного образования детей и образовательных организаций.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка……………………………………………………...

4

Рекомендации по проведению семейного экологического праздника «Экологическое приключение» ………….………………………………...

5

Основная характеристика семейного экологического праздника «Экологическое приключение» ……………………………………………

6

Сценарий семейного экологического праздника …………………………

8

Список литературы…………………………………………………………..

18

Приложения…………………………………………………………………..

19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из основных характеристик современного общества  является уровень его экологической культуры. Несмотря на то, что в настоящее время в средствах массовой информации часто затрагиваются вопросы экологии, многие жители нашей страны не осознают масштабность и катастрофичность экологических проблем.

Опираясь на международный опыт стран с высоким уровнем экологической грамотности населения, Япония в частности, можно утверждать, что экологическое воспитание необходимо начинать с раннего возраста. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детей дошкольного возраста. Взрослые, в отличие от детей, проявляют меньший интерес к вопросам экологии. Этому есть объяснение – некоторые не компетентны, кто-то считает это не актуальным, а кто-то вообще не задумывался над этими вопросами.

В современном стремительно развивающемся обществе у родителей зачастую остаётся немного времени и возможностей для совместного активного отдыха с детьми. Здесь речь не идёт о походах в кино, на выставки и другие места массовых развлечений, где или все участники являются пассивными зрителями, или дети принимают активное участие в процессе, а родители наблюдают со стороны. Уходит в прошлое культура «семейного» отдыха – праздника, когда все члены семьи являются и организаторами и активными участниками мероприятия. В современных условиях только семейное занятие каким-либо видом спорта, в массе способствует поддержанию таких традиций. А что касается творческих, научно-исследовательских, экологических направлений, то большинство родителей предпочитает доверить своего ребёнка педагогу-руководителю и использовать освободившееся время для решения каких-либо других дел.

В данных условиях возникает необходимость организации семейных мероприятий затрагивающих вопросы экологии. Именно для достижения этой цели проводится семейный экологический праздник «Экологическое приключение».

Данные методические рекомендации учитывают результаты, полученные в рамках экологических мероприятий эколого-биологического отдела и анализ опыта проведения семейных праздников, посвященных году Кино и году Экологии в дошкольном отделе.

Семейный экологический праздник  -  «Экологическое приключение» предполагает организацию на базе ДТ «У Вознесенского моста» праздничного игрового мероприятия для учащихся дошкольного отдела совместно с их членами семей (родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры).

Семейный экологический праздник проводится с целью организации семейного досуга учащихся и членов их семей через проведение мероприятий посвященных экологическому просвещению.

Целью данных методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в проведении семейных досуговых мероприятий, посвященных экологии.

Подготовка и проведение семейного экологического праздника, основанные на четком следовании данной методике, являются залогом успешной реализации семейных досуговых мероприятий, посвященных экологии и достижения высоких результатов. Овладение опытом подготовки и проведения семейного экологического праздника, изложенным в данных методических рекомендациях, может стать основой для осуществления схожих по целям и задачам мероприятий в других учреждениях дополнительного образования детей.

Проведение данного мероприятия соответствует задачам, указанным в  Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2006 N 122 "О Концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга", а именно:

- повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;

- распространение экологических знаний среди населения Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить, что данные методические рекомендации являются универсальным руководством к проведению семейных досуговых мероприятий и на данный момент не имеют аналогов.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Среди многообразия возможных форм семейных досуговых мероприятий необходимо выбрать наиболее эффективную, которая бы отвечала следующим принципам:

1. Соответствие выбранной формы теме проведения мероприятия.

2. Ресурсные возможности отдела.

3. Интеллектуальные и психологические потребности учебной группы.

4. Достижимость результатов при выборе данной формы.

Праздник проводится вне расписания занятий групп, в выходной день. Участниками праздника являются учащиеся дошкольного  и младшего школьного возраста и члены их семей. Форма проведения – игра по станциям. Игра по станциям – это форма мероприятия, позволяющая в динамичном ритме проверить знания участников. Участники работают в командах, их задача — выполнить задания, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения.

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Форма проведения

Основная часть праздника проводится в форме игры по станциям. Каждая из станций ориентирована на определённый вид деятельности.

Все участники разделяются на команды по семейному признаку – участниками одной команды могут быть члены 1-3 семей. Каждая команда состоит из 5-8 человек. И дети и взрослые являются равноправными участниками команд.

Условия проведения мероприятия

Праздник проходит в форме игры по станциям с элементами театрализации. Для проведения необходимо помещение театрального зала со сценой (для вступительной части и финала) и шесть помещений для организации станций.

Для ведущих необходимы костюмы (попугая Кеши, Водяного, черепахи Тортиллы, Алисы Селезневой – капитана космического корабля, робота Железяки, Совы, бабушки Федоры).

Для разделения участников на команды необходимы ленточки разных цветов. У каждой команды ленточка своего цвета. Ленточка одевается на руку всем участникам при разделении на команды перед началом праздника.

Для получения ленточек у организатора семейная команда должна произнести свой придуманный экологический девиз.

Девиз записывается на маршрутном листе команды. Перед началом игры маршрутные листы передаются ведущим станций, каждому лист команды, которая первой должна прийти к этому ведущему.

Для подтверждения прохождения станции необходимы карточки с изображением  материков, на которых написаны фрагменты слова «П-Р-И-Р-О-ДА»  (по числу команд). Каждый набор состоит из 6 материков (по числу станций).

Каждый набор состоит из 6 частей (по числу станций).  

Для награждения изготавливаются символические медали по числу участников и команд («Самые ловкие», «Самые смекалистые», «Самые дружные», «Самые находчивые», «Самые веселые» и т. д.).

Регламент организации, проведения и подведения итогов мероприятия

Общее время проведения: 2 часа.

Участники: учащиеся дошкольного отдела и их родители, члены семей.

Место проведения: учреждение дополнительного образования детей.

Подведение итогов: рекомендуемая форма – анкетирование родителей и членов семей (Приложение 3).

Цель семейного экологического праздника развитие у детей и родителей (членов их семей) интереса к совместной досуговой деятельности. 

Ожидаемые результаты

В результате проведения семейного экологического праздника «Экологическое приключение»  учащиеся и родители (члены семей) получат опыт применения экологических знаний.

Будут раскрыты возможности и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.

Родители будут активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.

Будут созданы условия для укрепления семейных традиций.


СЦЕНАРИЙ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ПРАЗДНИКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Ведущие станций — литературные персонажи и герои фильмов-сказок: Алиса Селезнёва и робот Железяка («Тайна третьей планеты»), Черепаха Тортилла («Приключения Буратино или Золотой ключик»), Водяной («Летучий корабль»), Попугай Кеша («Возвращение блудного попугая»), Федора («Федорино горе»), Сова («Винни-Пух и все-все-все»).

Вступительная часть

Ведущий: Алиса Селезнёва.

Оформление сцены: на заднике вывеска «Экопорт», на сцене стойка с номером 2018, имитация зала аэропорта (багаж, расписание вылета и прилёта и проч.)

Демонстрируется отрывок из м\ф «Тайна третьей планеты» - полёт космического корабля.

Голос за сценой: Внимание, внимание! В наш экопорт совершил посадку космический корабль «Пегас». Капитан корабля Алиса Селезнёва приглашает всех участников спасательной экспедиции собраться у стойки с номером 2018.

Выходит Алиса в костюме капитана космического корабля. Встаёт за стойкой.

А. - Здравствуйте, дорогие друзья! От имени экипажа космического корабля «Пегас» я рада приветствовать всех участников нашей спасательной экспедиции, всех вас, тех кто не побоялся трудностей и опасностей путешествия по сказочной стране. Всех вас, кто не бросает друзей в беде и приходит им на помощь по первому зову. Всех вас, неравнодушных, дружных, весёлых, смелых и находчивых. Именно эти качества понадобятся в нашем сегодняшнем путешествии. Я, надеюсь, не ошиблась, и вы именно такие?

Ответ зала.

А. - Тогда я познакомлю вас с планом нашей спасательной экспедиции. Надеюсь, вы меня узнали?

Ответ зала.

А. - Тогда вы, конечно, помните что разыскивала команда корабля «Пегас» по всей вселенной, когда раскрыла тайну третьей планеты?

Ответ зала.

А. - Верно, мы собирали редких и исчезающих животных разных планет для сохранения и изучения в нашем зоопарке. Экспедиция завершилась вполне успешно, мы вернулись домой с огромной коллекцией животных. И вот тут нас ждал неприятный сюрприз. Оказывается, пока мы путешествовали по разным мирам, в сказочном измерении нашей собственной планеты произошли большие изменения, а некоторые даже катастрофические. Волшебные леса замусорены, молочные реки загрязнены, многие животные и растения  не могут выжить в таких условиях и погибают. А происходит это потому, что не все сказочные герои знают, как себя грамотно вести, не нанося вред природе. Необходимо срочно отправить спасательную экспедицию в сказочное измерение. Но где же набрать команду? И тут я вспомнила про вас, друзья. Я знаю, что в вашем измерении разработана специальная наука, изучающая природу и её сохранение, взаимодействие всех живых существ. Это верно? И что это за наука?

Ответ зала. (Экология)

А. – Я выбрала именно ваше измерение и ваше время, потому что наслышана о большом экологическом опыте, ведь  в вашей стране даже проходил Год экологии. И это значит, что именно вы — самые большие специалисты по охране и спасению окружающей природы и только вы можете помочь сохранить сказочное измерение. Вы согласны?

Ответ зала.

А. - И вы согласны отправиться в путешествие? Не побоитесь трудностей, будете дружными, смелыми и смекалистыми?

Ответ зала.

А. - Отлично. А чтобы попасть в сказочное измерение нам понадобится помощь сказочных героев. Итак, я хочу вам представить остальных членов команды корабля «Пегас». Вы узнаёте моего первого помощника?

Слайд. Фото-кадр и м\ф «Летучий корабль». Водяной.

Ответ зала.

А. - Верно. Это мой старинный друг — Водяной.

На сцену выходит Водяной.

А. -  Штурман нашего корабля, выдающийся путешественник, побывавший даже на Таити. Узнаёте его, друзья?

Слайд. Фото кадр из м/ф «Возвращение блудного попугая». Попугай Кеша.

Ответ зала. Выходит Кеша.

А. - Хранительница чистоты и порядка на нашем корабле. Кто это, ребята?

Слайд. Иллюстрация «Федорино горе». Федора.

Ответ зала. Выходит Федора.

А. - Самый мудрейший член нашего экипажа — первый пилот....?

Слайд. Иллюстрация «Винни-Пух и все-все-все». Сова.

Ответ зала. Выходит Сова.

А. - И, наконец, хранительница истории, старейшая нашего экипажа, триста лет прожившая в пруду сказочного измерения...?

Слайд. Фото-кадр из фильма «Приключения Буратино». Черепаха Тортилла.

Ответ зала. Выходит Тортилла.

А. - Теперь весь экипаж в сборе. Команды участников экспедиции готовы? Тогда мы можем начинать.

Голос за сценой. - Внимание! Объявляется старт спасательной экологической экспедиции в сказочное измерение. Десять, девять, восемь, семь, пять, четыре, три, два, один — начали!

Команды распределяются между ведущими в соответствии с названием первой станции, на которую должны отправиться. Каждая команда уходит за своим ведущим на место проведения станции. (Например, команда с зелёными ленточками идёт за Совой и т. д.). Далее между станциями команды переходят самостоятельно, ориентируясь по маршрутным листам.

Продолжительность игры на каждой станции 10 минут, после выполнения задания команде вручается силуэт материка сказочного измерения с фрагментом слова П-Р-И-Р-О-ДА. По окончании игры каждая команда должна будет сложить это слово.

Станция «Пруд черепахи Тортиллы»

Ведущая: черепаха Тортилла

Оборудование: ноутбук, комнатные цветы (кабинет оформлен под зелёную полянку), вырезанные из бумаги листья кувшинок. Станция посвящена изготовлению игрушки-погремушки из пластиковых бутылок (мусорная мастерская). Необходимы столы и стулья для участников команд, передники, влажные салфетки, пустые чистые пластиковые бутылки, заготовки для украшения игрушек (блёстки, обрезки цветной бумаги, упаковочных лент и т. д.),  наполнитель погремушки (старые пуговицы, гвоздики, бусинки и проч.), кисточки, гуашь, клей.

Фонограмма песни черепах Тортиллы. На полу у входа разложены листья кувшинок. Чтобы войти в помещение, участники команды должны пройти по листикам кувшинок, не заступая за край. Участники рассаживаются за столами.

Т. – Здравствуйте, дорогие путешественники. Как я вам рада. Так давно жду себе помощников. Проходите, проходите. Осторожно, в трясину не провалитесь. Да, давно я здесь живу. Триста лет! И за это время пруд так изменился, просто не узнать! Того и гляди в болото превратится. Даже лягушки все разбежались, не могут в таких условиях жить. А всё потому, что за  триста лет столько мусора накопилось! И ленточки и пуговки старые, и бусины и баночки-скляночки… И что теперь с ним делать, ума не приложу. Может быть вы мне поможете? Ручки-то у вас умелые?

Ответ зала. Пальчиковая игра «Наши ручки умеют…»

Т. – Ох, ручки-то у вас золотые, всё-то умеют. А давайте, вы мне поможете мусор в пруду победить. Мы с вами из него красивые игрушки-погремушки сделаем. Вы будете в них играть и меня вспоминать.

Участники делают игрушку-погремушку.

Т. – Какая красота получилась! А как звучит – вы можете целый шумовой оркестр сделать. Давайте-ка попробуем! Исполним ваш экологический девиз под шумовой оркестр!

Участники вместе с Т. исполняют простейший ритмический рисунок с текстом девиза.

Т. – Вот здорово! И вам забава и от мусора мне помогли пруд очистить. Спасибо, друзья. Вот вам в благодарность силуэт одного из материков сказочного измерения, берегите его, в конце путешествия он вам пригодится. Отправляйтесь дальше по нашей волшебной тропинке.

Станция «Живая вода»

Ведущий – Водяной

Оборудование: «Комплект лабораторного оборудования. Фильтрация воды.» ООО «ИНТЭКОМ АЛЬФА»; стол для сборки комплекта; стулья для команды; ёмкости для воды; грязная вода; бумажные полотенца для рук; ткань для протирания стола и пола при разливе воды; ноутбук.

Фонограмма звуков природы, журчания ручья. Водяной сидит посередине, слушает звуки природы и горюет. Перед ним на столе прозрачная ёмкость с грязной водой. Комплект оборудования для фильтрации спрятан.

В. – Ах, какие звуки, ах, бедный я несчастный! Здравствуйте. Проходите, проходите. Нравятся вам пение птичек и звон ручейка? (Ответ команды) И мне тоже нравятся. (В. выключает музыку.) Но всё это теперь в прошлом, только в воспоминаниях и осталось.

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

А что со мной водиться

Коль грязная водица!

Фу, какая гадость,

Кругом одно болото!

Такая жизнь не в радость,

Жить в чистоте охота!

Вот такие вот дела, ребятки. Не сберегли жители сказочного измерения наши чистые речки да ручейки. Рыбки пропали, птички улетели. Кто ковёр-самолёт помыл, кто ржавую ступу выбросил, кто микробов зловредных напустил. Вот и пропала наша живая вода, мёртвая стала. Слышите, какая тишина? Ни щебетанья ни чириканья. Ведь живой может быть только чистая вода. Вся надежда на вас. Говорят, в вашем измерении изобрели способы очистки воды. (Команда предлагает разные способы очистки воды). Так-так, подождите, записываю. А я слышал, что у вас есть специальные станции по очистке, фильтрации воды, правда? (Ответ команды.) Вот бы и нам такую! А давайте-ка её наколдуем! Мы же в сказочном измерении. Вставайте  в круг. Беритесь за руки. Повторяйте за мной: «Без чистой воды, недалеко и до беды. Воду оживляем, воду очищаем!» (В. достаёт  комплект, ставит на стол, открывает). Вот, получилось! А что это такое? Трубочки какие-то, не понятно. Вот, ИНСТРУКЦИЯ! Ой, нет, я в этом ничего не понимаю. Я только по волшебной части. Давайте-ка, соберите мне этот агрегат, да покажите, как он работает.

(Команда по инструкции собирает комплект и проводит демонстрационную очистку воды). Ну, спасибо, дорогие! Выручили, век вас не забуду. А в благодарность вам  силуэт одного из материков сказочного измерения, берегите его, в конце путешествия он вам пригодится. Отправляйтесь дальше, с такими помощниками мы все наши беды быстро исправим!

Станция «Федорина избушка»

Ведущий – Федора

Оборудование: «слепая» таблица со сроками разложения мусора, образцы видов мусора, стол, муляжи мешков с мусором, четыре пустые корзины для бумаг с табличками-этикетками (бумага, пластик, металл, опасные отходы), набор цветных пластиковых мячей (четырёх цветов, не менее 50-ти штук). См. Приложение 1.

Вдоль стен свалены муляжи мешков с мусором, в углу стоит стол, на нём таблица, образцы мусора. Федора склонилась над таблицей, думает, что-то бормочет.

Ф. – Здравствуйте, помощнички дорогие, проходите, не стесняйтесь! Правда, присесть у меня негде, видите, всё мусором завалено. Научили мы наших сказочных жителей мусор после себя убирать, вот они его в мешки и складывают. А что дальше-то с ним делать никто не знает. Тогда ко мне пришли. Ты, мол, Федора, в своей избушке порядок навела, так и здесь разберёшься. А я вот тут ничего не понимаю, что к чему. Таблицу научную из вашего мира выписала, сколько какой мусор разлагается. Хотела его рассортировать. Так мусор-то из таблицы, возьми да и оживи, да и разбегись. Не могу теперь никак вспомнить, что сколько разлагается, и что куда сдавать нужно. Поможете мне? (Команда раскладывает образцы мусора по таблице.) А с бумагой что делать-то? (Макулатура) А пластик куда? А железо? А с этими-то ядовитыми, что? (Ответы команды. Для чего сортируют мусор, что и куда можно сдавать, что и для чего идёт в переработку). Уф, кажется запомнила. А вот вас сейчас и проверю, не запутаетесь ли вы сами.

(По углам свободного пространства расставляются корзины с табличками. Мячи рассыпаются на свободном пространстве помещения.)

Ф. – Посмотрим, какие вы ловкие, быстрые, да внимательные. Красные шары будут у нас бумагой, синие – металлом, жёлтые – пластиком, а зелёные опасными отходами. Вам нужно быстро разложить все мячи по подходящим корзинам и ничего не напутать. ( Возможен вариант, когда сначала играют взрослые, а потом – дети.) Ловко у вас получается! Даже жаль отпускать, с такими помощниками я бы быстро со всем мусором разобралась. Но и другие жители сказочного измерения ждут вашей помощи. Поэтому вот вам  материк сказочного измерения, отправляйтесь в дальнейший путь! Спасибо вам!

Станция «Чудо-дерево»

Ведущий – Сова

Оборудование: магнитная доска или ширма для крепления стенда, стенд «Дерево жизни» (силуэт оголённого дерева наполовину на темном фоне, наполовину на светлом), изображения видов растений и животных Ленинградской области (не менее 30-ти видов, заламинированные картинки примерно 3-4-х см в диаметре); Красная книга растений и животных Ленинградской области; пазлы изображений краснокнижных животных (2 вида) и растений (2 вида); стол

В центре стоит стол, на нём тома Красной книги, пазлы; рядом стенд с «Деревом жизни». По стенам, окнам, дверям и проч. кабинета в разных местах развешаны изображения животных и растений Ленинградской области, среди них есть охраняемые виды. Сова стоит у стола.

С. – Здравствуйте, дорогие друзья! Подходите скорее, только осторожно, под ноги смотрите. А то тут у меня кое-кто убежал, а я никак найти не могу. Мы, совы сказочные, ведь по ночам всё хорошо видим, а днём не очень. У вас-то глазки зоркие, внимательные? (Ответ команды.) Тогда сможете мне помочь. Только я вам сразу дело своё доверить не смогу. Уж больно это ответственно. Сначала я вас испытать должна. Согласны? (Ответ команды.) Тогда для начала соберите мне картины из осколков, да узнайте, что на них изображено. (Команда собирает пазлы.) Правильно, и собрали и узнали. И даже знаете, что это редкие растения и животные. А что это такое? (Команда узнаёт Красную книгу, объясняет её назначение.) Всё верно говорите. В вашем мире все исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу, чтобы все люди знали, что их надо особенно беречь. А в нашем мире такой книги нет. Хотя у нас тоже есть редкие растения и животные, которые нужно охранять. Вместо этого у нас есть Дерево жизни. Вот оно. Смотрите, с одной стороны оно светлое. Животные и растения со светлой стороны часто встречаются в наших волшебных лесах, а если они оказались на тёмной стороне дерева, значит им грозит исчезновение, их нужно охранять. Только сейчас вы ничего на нём не увидите. Меня, как самую мудрейшую, приставили за этим чудо-деревом присматривать, а я недоглядела. Разбежались все наши зверюшки, разлетелись птички, даже цветочки от меня попрятались. Вы уж, будьте добры, помогите мне их собрать да на место вернуть, ведь без растений и животных и в нашем сказочном измерении жизни не будет, погибнет дерево. Только будьте внимательны, редкие виды поместите на тёмную сторону, а остальные – на светлую. Не перепутайте. (Команда собирает по всему кабинету развешанные изображения, узнаёт и размещает на дереве.) Спасибо, дорогие друзья, теперь я внимательней буду за деревом смотреть. И всем жителям сказочного измерения смогу показать какие растения и животные в особой охране нуждаются. А вам в благодарность  материк сказочного измерения. До свидания!

Станция «Эстафета жизни»

Ведущий – Алиса Селезнёва, робот Железяка

Оборудование: конструктор  «Мобильный поролоновый аттракцион»  (из фигур конструктора собирается пейзажный фрагмент планеты роботов), самокат и кегли (полоса препятствий), «Игра для детей от 4-х лет. Шаг за шагом. Почемучка 1» (карточки: «Откуда появляются бабочки», «Как вырастает дуб»), «Игра для детей от 4-х лет. Шаг за шагом. Почемучка 2» (карточки: «Откуда берется цыпленок», «Откуда в реке рыба») - см. Приложение 2, магнитофон, музыкальное сопровождения для ритмической разминки, стол.

Станция проходит в зале или холле на свободном пространстве (спортивная). Команду встречает Алиса. На столе рядом с Алисой вперемешку разложены карточки жизненных циклов бабочки, дуба, цыплёнка и рыбы. На противоположном конце зала в конце полосы препятствий имитация планеты роботов, робот Железяка прячется за кубиками.

А. – Здравствуйте, друзья. Нам с вами предстоит совершить космическое путешествие. К нам за помощью обратились роботы с планеты Железяка с просьбой населить их планету различными живыми существами, чтобы она стала такой же зелёной и красивой как наша Земля. Но роботы ничего не знают о том, как развиваются животные и растения. Поэтому важно не только доставить к ним на планету, но и собрать жизненный цикл различных организмов. Вы готовы к такому путешествию? (Ответ команды.) Я должна сама в этом убедиться, прежде чем отправить вас в путь. (Алиса проводит ритмическую разминку под музыку.) Да, я вижу, что вы сильные, ловкие и внимательные, и готовы отправиться в путь. А путь предстоит не близкий. Давайте возьмём волшебную подзорную трубу и посмотрим в неё, наведём её на планету Железяка. (Движениями имитируется работа с подзорной трубой. Железяка выходит из-за кубиков. Машет команде.) Вот, ребята, вас уже ждут. Так теперь нужно определиться с видами растений и животных. Для начала давайте посадим на планете дубы. Среди всех карточек, разложенных на столе, вам нужно выбрать эпизоды жизненного цикла дуба и в правильном порядке переправить на планету Железяка. Но ракета у нас маленькая  и лететь в ней может только один путешественник, перевозя одну карточку. В пути будьте внимательны, вам встретятся астероиды и кометы, столкновение с ними может принести к аварии.

Спортивная эстафета. Участники должны по очереди на самокате, объезжая кегли, перевезти все карточки и с помощью Железяки собрать жизненный цикл дуба.  Аналогично игра проходит с карточками бабочки, цыплёнка и рыбы.

А. – Отлично, друзья, вы смогли не только доставить ценный живой груз на далёкую планету, но и собрать жизненные циклы различных организмов, что необходимо для из развития. Роботы вам очень благодарны и просили передать ещё один материк сказочного измерения. Давайте попрощаемся с ними. (Железяка машет рукой и уходит за кубики.) А вам предстоит продолжить свою экспедицию.

Станция «Экофильм»

Ведущий – попугай Кеша

Оборудование: театральный прожектор, софиты, декоративной рупор у Кеши, декорации для лесного пейзажа, магнитофон.

В центре кабинета создана имитация съёмочной площадки на фоне лесного пейзажа. Кеша с рупором изображает кинорежиссёра.

К. – Наконец-то вы пришли. Так-так, посмотрим. Из Вас получится отличное дерево, а Вы, пожалуй, сможете сыграть птенчика. Актёрский состав меня вполне устраивает. Волшебная съёмочная камера-невидимка готова. С моим талантом и вашим мастерством – фильм будет отличный! Надеюсь, вы уже поняли, как вам крупно повезло? Вы станете участниками съёмок сказочного блокбастера «Не навреди!». Все жители волшебного измерения будут рукоплескать вам. Итак, начинаем. Нам необходимо снять фильм о правилах поведения в лесу. Дело в том, что некоторые обитатели сказочных стран, даже не догадываются о них и причиняют природе большой вред. Сцена первая: «Убирайте мусор за собой!». Тишина на площадке. Снимаем.

Кеша читает сюжет и режиссирует, команда разыгрывает театрализацию. Музыка: звуки леса.

К. – Однажды на лесной полянке (вы и вы, выходите, будете цветочки) появились туристы с большими рюкзаками (ребята, будете туристы, несёте большие, тяжёлые воображаемые рюкзаки, садитесь в середине полянки, снимаете рюкзаки, достаёте продукты).

Далее аналогично разыгрывается театрализация.

К.  – Они расположились на полянке, расстелили плед и устроили пикник. Туристы пили воду из пластиковых бутылок, ели бутерброды, конфеты и бросали фантики и упаковку. Потом они стали гулять по полянке, любоваться деревьями, нюхать цветочки. А затем затеяли игру в пятнашки. Поиграв, туристы взяли рюкзаки, собрались уходить. Но цветочки грустно закивали головками, замахали листочками. Туристы заметили, что забыли собрать мусор, который оставили после себя. Они достали из рюкзака мешок и сложили в него все пустые бутылки. Фантики от конфет и упаковку от бутербродов. Цветочки вновь повеселели и закивали ребятам головками, прощаясь. Полянка была чистая и зелёная. Туристы радостно пошли домой.

К. – Отлично. Снято. Спасибо, дорогие артисты. Сцена вторая: «Соблюдайте правила пожарной безопасности!» Надеюсь, вы знаете, что костёр в лесу могут разводить только взрослые? Поэтому в этой сцене туристами будут родители, а дети – огнём.

Музыка: звуки леса.

Сюжет театрализации. Дети – хворост, разбросанный по всей полянке. На полянку пришли туристы. Поставили около дерева палатку. Выбрали место для костра посередине поляны, подальше от деревьев. Собрали хворост и развели маленький костёр. Туристы грелись у огня, а костёр разгорался всё больше. Наступил вечер. Туристы пошли к краю полянки, набрали ведром воды из ручья и залили огонь. Костёр зашипел и погас. Туристы отправились гулять в лес.

К. – Снято! Великолепно! Какой актёрский состав! Какое перевоплощение! Предлагаю сразу перейти к завершающей сцене. «Не рвать растения и не трогать диких животных». Тишина на площадке. Снимаем!

Сюжет театрализации. На полянке в середине лета распустился удивительный цветок (ребёнок или взрослый). Вокруг него порхала прекрасная бабочка (ребёнок). Пришёл на полянку мальчик (ребёнок). Увидел цветок и захотел его сорвать, но залюбовался и пожалел. К мальчику подлетела бабочка, села ему на плечо. Мальчик хотел её поймать, но посмотрел, какая она хрупкая и пожалел. Из-за деревьев выбежал ёжик (ребёнок или взрослый), подбежал к мальчику, понюхал его. Мальчик погладил его колючки и захотел взять ежа к себе домой показать сестрёнке, но, вспомнил, что у него в лесу есть свой дом и своя семья. Мальчик отпустил ёжика, тот кивнул ему головой и убежал в лес. Радостный мальчик пошёл домой рассказать, сколько прекрасного и интересного видел сегодня.

К. – Стоп, снято! Прекрасно. После такого фильма ни один житель сказочного измерения не оставит в лесу мусор, непогашенный костёр, не станет обижать лесных обитателей. Спасибо вам, уважаемые артисты. Я вижу, что вы – настоящие защитники родной природы. В знак моего признания я вручаю вам свой символический материк сказочного измерения.

Отправляйтесь дальше. В добрый путь, творческих успехов!

Финальная часть.

Все команды собираются для подведения итогов игры. На сцену выходят ведущие – Алиса, Кеша, Тортилла, Водяной, Сова и Федора.

Каждая из команд получает медали («Самые смекалистые», «Самые грамотные», «Самые умелые», «Самые дружные», «Самые творческие», «Самые находчивые»).

Алиса – Какие грамотные и ловкие, оказывается, жители планеты Земля 2018-го года. Не зря я именно этот год выбрала. С такой командой в любое космическое путешествие отправиться можно.

Сова – С такой командой можно не беспокоиться о будущем животного и растительного мира планеты, оно в надёжных руках.

Водяной – А как ловко они сконструировали машину для очистки воды! Такие умелые руки одолеют любые преграды.

Федора – А моя избушка больше не похожа на свалку. Весь мусор разобран, рассортирован, отправлен в переработку! Никакие трудности не страшны с такой командой!

Тортилла – Вы бы видели, какие игрушки смастерили ребята из ненужных использованных вещей. Оказывается даже мусор можно превращать в красоту. И нужно для этого не колдовство, а фантазия, аккуратность и трудолюбие.

Кеша – Будете в сказочном измерении непременно сходите в кинотеатр, посмотрите наш экологический фильм «Не навреди!». Какие образы, какие роли! После этого просмотра ни один его зритель не оставит мусор в лесу, не сломает ветку дерева, не бросит непотушенный костёр.

Алиса – Вы с честью преодолели все преграды, сумели помочь жителям сказочного измерения и собрать все его материки. А теперь, если вы расположите их в правильном порядке, то сумеете прочесть одно волшебное слово…

Команды собирают слово.

Алиса – И это ….

Все – Природа.

Сова – Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Федора – В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Тортилла – Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Кеша – Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Вручение медалей командам. Общее фото всех участников с ведущими. Прощание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Квест как педагогическая технология [Электронный ресурс]. URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69
  2. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
  3. Красная книга Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: http://oopt.aari.ru/rbdata/45
  4. Макарова Л. П., Рябчикова В. Г., Мосягина Н. Н. Театрализованные праздники для детей. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: Издательство «Учитель», 2006. -175с
  5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
  6. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128с.
  7. Фильмы, рекомендованные к просмотру [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=LBInRMw4UTs 


Приложение 1

ТАБЛИЦА СРОКОВ РАЗЛОЖЕНИЯ МУСОРА

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы (апельсиновая корка)

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

До 1 года

Бумага

2 года

Доски деревянные (паркетная дощечка)

До 10 лет

Обломки кирпича, бетона

До 100 лет

Фольга

До 100 лет

Жестяная банка (из под кофе)

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

200 лет

Стекло (бутылка)

Более 1000 лет


Приложение 2

Карточки  «Как вырастает дуб»

Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 дуб 1\дуб 1 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 дуб 1\дуб 2 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 дуб 1\дуб 3 001.jpg

Карточки «Как развивается лягушка»

Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 лягушка 1\лягушка 1 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 лягушка 1\лягушка 2 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 лягушка 1\лягушка 3 001.jpg

Карточки «Откуда появляются бабочки»

Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 бабачка 1\бабачка 1 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 бабачка 1\бабачка 2 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 бабачка 1\бабачка 3 001.jpg

Карточки «Откуда берется цыпленок»

Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 цыпленок 1\цыпленок 1 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 цыпленок 1\цып 2 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 цыпленок 1\3 001.jpg

Карточки «Откуда в реке рыба»

Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 рыба 1\рыба 1 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 рыба 1\рыба 2 001.jpg Описание: C:\Users\User\Pictures\2017-03-23 рыба 1\рыба 3 001.jpg


Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Здравствуйте!

Потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на заполнение анкеты.

  1. Вы:

  • Мама
  • Папа
  • Другое

  1. Как Вы оцениваете сегодняшнее мероприятие?

  • Что Вам понравилось:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чтобы Вам хотелось изменить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваша семья пришла на праздник чтобы (может быть выбрано несколько ответов):
  • получить новые знания и умения
  • пообщаться с друзьями
  • интересна тема праздника
  • развить свои способности

  1. Хотели бы вы участвовать в подобных мероприятиях вместе со своим ребенком в дальнейшем?

Да                                        Нет

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Методическая рекомендация по организации экологической тропы.

Конспект занятий по экологии для детей средней группы....

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы.

Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе  на тему: «Знакомство с  растениями Японии» для детей подготовительной группы....

Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ

Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...