Рабочая программа кружка "Вокальное пение"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Данная программа может быть использована при организации дополнительных образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnoe_penie_2016-17.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ         ………………………………………………………….2

1.1. Пояснительная записка  …………………………………………………..... 2    

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы ……………………………….....  3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…..…..        ………......  3

1.1.3. Возрастная характеристика особенностей развития детей 5-7 лет…......4

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………6  

1.2.1. Целевые ориентиры …………………………………………………….....6  

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………7    

2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка……7

2.2. Приемы обучения пению…………………………………………………….8

2.3. Формы, методы и средства по  реализации основных задач Программы...9

2.4. Направление работы по совершенствованию голосового аппарата……..10

2.5. Структура занятия  …………………………………………………………13  

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………..15        

3.1. Учебный план, расписание занятий, график………………………………15

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса   ……………………16

3.2.1. Перспективное планирование …………… ……...…………...................17

3.3. Список используемой литературы…………………………………………18      

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

«Музыка начинается с пения»

                                                                                                                       Курт Закс     

             Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.

Поэтому важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная  отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма.

Рабочая программа кружка «Вокальное пение» направлена на построение воспитательно-образовательного процесса с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей через организацию дополнительных (платных) образовательных услуг.

Программа разработана  для создания условий индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

         Программа разработана на основе педагогических технологий известных педагогов-музыкантов: К.Орфа, М.Ю.Картушиной, Т. Боровик

Рабочая программа кружка «Вокальное пение» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года № 26  «Об утверждении САНПиН  2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»;
  • Основная образовательная программа МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка».

1.1.1.Цели и задачи реализации программы: 

Цель: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.

Задачи, реализуемые в процессе обучения детей пению:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения.
  3. Расширять певческий диапазон.
  4. Развивать музыкальный слух детей, приучая различать правильное и не правильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения.
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильной артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;
  8. Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
  9. Петь индивидуально и коллективно;
  10. Развивать стремление самостоятельно исполнять песни. 
  11. Развивать навыки сценического поведения.                
  12. Способствовать пробуждению творческой активности детей.

1.1.2. Основные принципы обучения детей пению:

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

        4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

 

1.1.3. Возрастные характеристики музыкального развития детей 5-7 лет:

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.  

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

У детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным.  

Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

      У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

          В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

        Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре второй октавы). Дети правильно интонируют мелодию.

Таблица диапазонов

5 – 6 лет      ре – си – до (D – H – C)

6 - 7 лет        до – ре  (C – D)

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

1. Дети поют не напрягаясь, естественным светлым звуком;

2. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;

3. Дети поют с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;

4. У детей расширяется диапазон (C1–  D2);

5. Дети могут различать на слух правильное и неправильное пение;

6. Отличают звуки по высоте и длительности;

7. Уметь во время пения сохранять правильную позу.

8. Слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.

9. Правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.

10. Поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

1.2.1. Целевые ориентиры  освоения программы (возможные достижения):

  • Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

Ожидаемый результат. Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в  праздниках, конкурсах.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка.

  • При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
  • Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
  • Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
  • Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
  • Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
  • Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
  • Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.

 Содержание данной программы дополняет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)».

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон.
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д).
  • при включении в хор солистов.
  • пение под фонограмму.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон, чистые записи музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального отбора не предполагается. Все упражнения для развития вокальных навыков даются  в образно-игровой форме.  

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

2.2. Приемы обучения пению

 Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

 Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

 Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

 Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность

   

2.3. Формы организации вокальной деятельности:

  1. Занятия;
  2. Индивидуальная работа;
  3. Беседа;
  4. Распевание по голосам;
  5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  6. Дыхательная звуковая гимнастика;
  7. Артикуляционные упражнения;
  8. Пальчиковая гимнастика;
  9. «Хор рук»;
  10. Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  11. Концертные выступления;
  12. Участие в конкурсах.

Формы отчёта:

  1. Праздники и развлечения в детском саду.
  2. Концерты для родителей.
  3. Выступления для детей всех групп детского сада.
  4. Концерты в дни открытых дверей. 

Технология вокального обучения базируется на игровых методах работы с детьми, что обеспечивает заинтересованность ребёнка в процессе занятий.

 Используемые методы обучения:

  1. наглядно – слуховой (аудиозаписи)
  2. наглядно – зрительный (видеозаписи)
  3. словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
  4. практический (показ приемов исполнения, импровизация)
  5. частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
  6. методические игры

Средства, необходимые для реализации Программы:

Для успешной реализации данной Программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  1. Звукоизолированное помещение – музыкальный зал;
  2. Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны, CD-диски;
  3. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  4. Музыкальные инструменты.
  5. Наличие музыкальной литературы для  педагога: методическая, учебная, познавательная;
  6. Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты;
  7. Соблюдение техники безопасности;
  8. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата  

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

Певческая установка

Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Дыхание

Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

  1. вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);          
  2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
  3. выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.  

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.  

Артикуляционная работа.  

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

  1. добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
  2. использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
  3. для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
  4. тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».  

Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Расширение певческого диапазона детей. 

         Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.  

Развитие чувства метроритма. 

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.

Выразительность и эмоциональность исполнения.  

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.  

Работа над чистотой интонирования.  

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

Формирование чувства ансамбля.  

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Формирование сценической культуры.  

Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.

2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности по вокалу:

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка. Руководствуясь этим в занятия я включила:

Артикуляционная гимнастика: Основная цель – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этого повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи:

  • Развитие певческих способностей детей
  • Формирование артикуляции различных звуков
  • Совершенствование дикции
  • Развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

 Дыхательная гимнастика: Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
  • Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох - длинный выдох)
  • Тренировка силы вдоха и выдоха
  • Продолжительный выдох

Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Фонопедические упражнения: Проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания

 Песенки-распевки: Подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка, пальчиковые игры, «хор рук»). 

«Хор рук», форма  направлена на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

Пальчиковые игры: Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Разучивание песен: Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть: Работа над выразительным артистичным исполнением.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.    Учебно–тематический план: Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на год. Состав вокального кружка формируется с учетом желания детей и родителей. Наполняемость группы на занятиях – 15 детей.

                Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требования СанПиН 2.4.1.2660-10

Учебный план

кружка «Вокальное пение»

(платные дополнительные услуги)

на 2016-2017 учебный год

МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»

Возрастная группа

Количество занятий

Продолжительность занятий

в неделю

в месяц

в год

Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет

1

4

36

25 – 30 минут

Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка проводится с сентября по май, один раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа.

Расписание и график  занятий

кружка «Вокальное пение»

 (платные дополнительные услуги)

на 2016-2017 учебный год

МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»

Название кружка

День недели

Время проведения

«Вокальное пение» группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

вторник

15.30-16.00

3.2. Модель образовательной деятельности  отражает современные педагогические технологии известных педагогов-музыкантов: К.Орфа, М.Ю.Картушиной, Т. Боровик

Перспективное планирование

на 2016-2017 учебный год

3.3. Список литературы

1.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

3. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

4. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

5. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

6. Журналы «Музыкальная политра».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2018 г.-Рабочая программа "Обучение дошкольников пению"

Рабочая программа "Обучение пению"...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа "Вокальное пение"

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1 Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой в...

Рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"

рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"...

Рабочая программа кружок пения

Рабочая программа "До-ми-солька"...

Рабочая программа по хоровому пению детского творческого объединения «Домисолька» для детей 5 – 8 лет

Рабочая программа по хоровому пению для детей старшего дошкольного возраста....