Рабочая программа кружок пения
рабочая программа

Либер Анна Александровна

Рабочая программа "До-ми-солька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 34 часа408.5 КБ

Предварительный просмотр:

длорждлоиитМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Принято

на Педагогическом совете

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 33 «Радуга»

Протокол № 1 от 30 августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МАДОУ

«Центр развития ребёнка –

детский сад № 33 «Радуга»

___________ Е.Е.Лубышева

Приказ от #1075;. № _138_

Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая

программа платной образовательной услуги

художественной направленности

по обучению эстрадному пению

«ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

для детей дошкольного возраста

(4 -7 лет)

Разработчик:

Лазарева Оксана Юрьевна,

музыкальный руководитель

г. Губкин, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………….........3
  2. Цели и задачи реализации Программы……………………………....... 4
  3. Сроки реализации Программы……………………………………….....5
  4. Средства, необходимые для реализации Программы………………....5
  5. Формы организации вокальной деятельности…………………………6
  6. Планируемые результаты освоения Программы ……………………..6
  7. Возрастные характеристики музыкального развития детей дошкольного возраста 4-7 лет……………………………………………….…7
  8. Основное содержание работы с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет……………………………………………………………………….………14
  9. Перспективно-тематическое планирование………………………..…21
  10. Календарно-тематическое планирование……………………………..
  11. Учебно-методический комплекс………………………………………24
  12. Список используемой литературы……………………………………24

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественной направленности по обучению эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка» для детей дошкольного возраста (4 - 7 лет) разработана на основании нормативно правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от #1075;. №26 «Об утверждении Сан. ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление правительства РФ об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 года №706;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Устав МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга».

Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественной направленности по обучению эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка» для детей дошкольного возраста (4 -7 лет) (далее Программа) разработана на основе материалов Учебно-методического пособия О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению».

Новизна Программы заключается в принципиально новом подходе к обучению ребенка пению. Если раньше классический метод основывался на показе педагога и повторении детей за ним, то данная программа предполагает иной подход.

Актуальность Программы состоит в том, чтобы увлечь и заинтересовать ребенка, ввести его в мир искусства при помощи игры, сделать это незаметно и ненавязчиво. Принимая во внимание то, что у ребенка эмоционально-образное мышление является преобладающим и для него характерны яркость восприятия, наглядность, богатство воображения, знакомство с музыкой, должно быть неожиданным, загадочным и запоминающимся, что данная программа с успехом реализует на практике.

Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Основными видами деятельности являются: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодикломация, пение. В программу также включены распевки, мини- спектакли и сценки, концертные и конкурсные номера к праздничным датам. Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первая неделя сентября) и в конце учебного года (четвертая неделя мая).

2. Цели и задачи реализации Программы

Цель: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения.
  3. Расширять певческий диапазон.
  4. Развивать музыкальный слух детей, приучая различать правильное и не правильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения.
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильной артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;
  8. Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
  9. Петь индивидуально и коллективно;
  10. Развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
  11. Развивать навыки сценического поведения.
  12. Способствовать пробуждению творческой активности детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

3. Сроки реализации программы.

Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественной направленности по обучению эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка» для детей дошкольного возраста (4 -7 лет) рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 мин. - дети 4-5 лет; 25 мин. – дети 5-6 лет; 30 мин. – дети 6-7 лет соответственно.

Организация занятости платной образовательной услуги строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требования СанПиН

4. Средства, необходимые для реализации Программы

Для успешной реализации данной Программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  1. Звукоизолированное помещение – музыкальный зал;
  2. Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны, CD-диски;
  3. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  4. Музыкальные инструменты.
  5. Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная, познавательная;
  6. Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты;
  7. Соблюдение техники безопасности;
  8. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

5. Формы организации вокальной деятельности

  1. Занятия;
  2. Индивидуальная работа;
  3. Беседа;
  4. Распевание по голосам;
  5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  6. Дыхательная звуковая гимнастика;
  7. Артикуляционные упражнения;
  8. Пальчиковая гимнастика;
  9. «Хор рук»;
  10. Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  11. Концертные выступления;
  12. Участие в конкурсах.

Формы отчёта:

  1. Праздники и развлечения в детском саду.
  2. Концерты для родителей.
  3. Выступления для детей всех групп детского сада.
  4. Концерты в дни открытых дверей.

Используемые методы обучения:

  1. наглядно – слуховой (аудиозаписи)
  2. наглядно – зрительный (видеозаписи)
  3. словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
  4. практический (показ приемов исполнения, импровизация)
  5. частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
  6. методические игры

6. Планируемые результаты освоения Программы

  1. Дети поют не напрягаясь, естественным светлым звуком;
  2. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;
  3. Дети поют с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
  4. У детей расширяется диапазон;
  5. Дети могут различать на слух правильное и неправильное пение;
  6. Отличают звуки по высоте и длительности;
  7. Уметь во время пения сохранять правильную позу.
  8. Слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.
  9. Правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  10. Поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Целевые ориентиры освоения программы (возможные достижения):

  • Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

7. Возрастные характеристики музыкального развития детей дошкольного возраста 4 - 7 лет

Характеристика певческих навыков детей дошкольного возраста 4 - 5 лет. В среднем дошкольном возрасте происходит координация слуха и голоса; музыки и движения. Певческий диапазон ребенка находится в пределах ре – ля, ре – си. Могут пропевать слитно короткие фразы. Дошкольники используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное). Мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе. Певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная. Отсутствует проговаривание отдельных звуков в речи. Не могут следить за чистотой певческой интонации. Поют мелодию не всегда верно. Отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения по Программе платных образовательных услуг по обучению эстрадному пению «До-ми-соль-ка» обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

  • Чисто интонируют в пределах квинты (ре1 – ля1);
  • Слитно пропевают короткие музыкальные фразы;
  • Используют нижреберное дыхание (выполняют упражнение «Надуй шарик»);
  • Исполняют не сложный музыкальный репертуар в характере и среднем темпе;
  • Дети поют уверенно, эмоционально, с удовольствием на публике.

Система оценки достижений воспитанников:

Педагогическая диагностика проводится в процессе наблюдения за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на основе репертуара О.В. Кацера «Игровая методика обучения детей пению».

Цель: выявление уровня развития певческих навыков детей 4-5 лет (начального уровня и динамики развития каждого ребёнка в сравнении с самим собой), эффективности педагогического воздействия.

Уровни педагогической диагностики:

Высокий – интонирует чисто не сложные знакомые мелодии с помощью фортепиано; без ошибок способен повторить простую незнакомую мелодию; легко узнает знакомые мелодии на слух. Свободно воспроизводит в хлопках простые ритмические рисунки; движения точно соответствуют ритму музыки; ребенок легко изъясняется о прослушанном музыкальном произведении, имеет любимые произведения, легко и непринужденно выступает на публике.

Средний – интонирует не совсем чисто, выражает общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда; незнакомую мелодию может воспроизвести не с первого раза, а также не всегда узнает знакомую мелодию. Ритмические рисунки и движения не точно соответствуют произведению; с подсказками может высказываться о прослушанных и любимых произведения, во время выступления испытывает робость, стеснение, немного зажат.

Низкий – интонирование развито слабо, голосовой аппарат и дикция не развиты, не может повторить фрагмент не знакомого произведения, знакомые мелодии воспроизводит очень не точно; не точно воспроизводит ритм мелодии, движения не соответствуют ритму и темпу музыки; слабый словарный запас и творческое мышление, исполнительские качества не развиты.

Методический инструментарий на проведение диагностики

Критерии оценки

Уровни оценки

1. Показатели

музыкально-слуховых представлений

Высокий

Средний

Низкий

Интонирование

Повтор незнакомой мелодии на слух

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

2. Показатели чувства ритма

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка

Соответствие движений ритму музыки

3. Показатели развитости творческих способностей

Высказывание о музыке различного характера

Наличие любимых произведений

Исполнительские качества ребенка

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей дошкольного возраста 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

У детей старшего дошкольного возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным.

Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет. На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения по Программе платных образовательных услуг по обучению эстрадному пению «До-ми-соль-ка» обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

  • Чисто интонируют в пределах первой октавы;
  • Воспроизводят несложную мелодическую последовательность на слух;
  • Могут исполнить короткий ритмический рисунок;
  • Эмоционально исполняют вокальное музыкальное произведение, соответствующее возрасту и индивидуальным способностям ребенка;
  • Рассказывают о характере любимых произведениях и жанрах музыки.

Система оценки достижений воспитанников:

Педагогическая диагностика проводится в процессе наблюдения за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на основе репертуара О.В. Кацера «Игровая методика обучения детей пению».

Цель: выявление уровня развития певческих навыков детей 5-6 лет (начального уровня и динамики развития каждого ребёнка в сравнении с самим собой), эффективности педагогического воздействия.

Уровни педагогической диагностики:

Высокий – интонирует чисто не сложные знакомые мелодии с помощью фортепиано; без ошибок способен повторить простую незнакомую мелодию; легко узнает знакомые мелодии на слух. Свободно воспроизводит в хлопках простые ритмические рисунки; движения точно соответствуют ритму музыки; ребенок легко изъясняется о прослушанном музыкальном произведении, имеет любимые произведения, легко и непринужденно выступает на публике.

Средний – интонирует не совсем чисто, выражает общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда; незнакомую мелодию может воспроизвести не с первого раза, а также не всегда узнает знакомую мелодию. Ритмические рисунки и движения не точно соответствуют произведению; с подсказками может высказываться о прослушанных и любимых произведения, во время выступления испытывает робость, стеснение, немного зажат.

Низкий – интонирование развито слабо, голосовой аппарат и дикция не развиты, не может повторить фрагмент не знакомого произведения, знакомые мелодии воспроизводит очень не точно; не точно воспроизводит ритм мелодии, движения не соответствуют ритму и темпу музыки; слабый словарный запас и творческое мышление, исполнительские качества не развиты.

Методический инструментарий на проведение диагностики

Критерии оценки

Уровни оценки

Показатели

музыкально-слуховых представлений

Высокий

Средний

Низкий

Интонирование

Повтор незнакомой мелодии на слух

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Показатели чувства ритма

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка

Соответствие движений ритму музыки

Показатели развитости творческих способностей

Исполнительские качества ребенка

Высказывание о музыке различного характера

Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей дошкольного возраста 6-7лет. У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре второй октавы). Дети правильно интонируют мелодию.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения по Программе платных образовательных услуг по обучению эстрадному пению «До-ми-соль-ка» обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:

  • Имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Поют естественным голосом, протяжно.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют.
  • Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.
  • Выработана певческая установка.
  • Могут петь без музыкального сопровождения.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  • Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Система оценки достижений воспитанников:

Педагогическая диагностика проводится в процессе наблюдения за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на основе репертуара О.В. Кацера «Игровая методика обучения детей пению».

Цель: выявление уровня развития певческих навыков детей 6-7 лет (начального уровня и динамики развития каждого ребёнка в сравнении с самим собой), эффективности педагогического воздействия.

Уровни педагогической диагностики:

Высокий – интонирует чисто не сложные знакомые мелодии с помощью фортепиано; без ошибок способен повторить простую незнакомую мелодию; легко узнает знакомые мелодии на слух. Свободно воспроизводит в хлопках простые ритмические рисунки; движения точно соответствуют ритму музыки; ребенок легко изъясняется о прослушанном музыкальном произведении, имеет любимые произведения, легко и непринужденно выступает на публике.

Средний – интонирует не совсем чисто, выражает общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда; незнакомую мелодию может воспроизвести не с первого раза, а также не всегда узнает знакомую мелодию. Ритмические рисунки и движения не точно соответствуют произведению; с подсказками может высказываться о прослушанных и любимых произведения, во время выступления испытывает робость, стеснение, немного зажат.

Низкий – интонирование развито слабо, голосовой аппарат и дикция не развиты, не может повторить фрагмент не знакомого произведения, знакомые мелодии воспроизводит очень не точно; не точно воспроизводит ритм мелодии, движения не соответствуют ритму и темпу музыки; слабый словарный запас и творческое мышление, исполнительские качества не развиты.

Методический инструментарий на проведение диагностики

Критерии оценки

Уровни оценки

Показатели

музыкально-слуховых представлений

Высокий

Средний

Низкий

Интонирование

Повтор незнакомой мелодии на слух

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Показатели чувства ритма

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка

Соответствие движений ритму музыки

Эмоциональное отражение движений характеру музыки

Показатели развитости творческих способностей

Высказывание о музыке различного характера

Наличие любимых произведений

Исполнительские качества ребенка

8. Основное содержание работы с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет

При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.

  • Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
  • Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
  • Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
  • Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
  • Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
  • Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон.
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д).
  • при включении в хор солистов.
  • пение под фонограмму.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон, чистые записи музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального отбора не предполагается. Все упражнения для развития вокальных навыков даются в образно-игровой форме.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

Методические приемы разучивания музыкальных произведений с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность

Направления работы по совершенствованию голосового аппарата с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

Певческая установка

Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Дыхание

Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

  1. вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
  2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
  3. выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

Артикуляционная работа.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

  1. добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
  2. использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
  3. для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
  4. тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
  5. Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.

Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Формирование сценической культуры.

Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.

Структура занятия

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка. Руководствуясь этим в занятия включены:

Артикуляционная гимнастика: Основная цель – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этого повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи:

  • Развитие певческих способностей детей
  • Формирование артикуляции различных звуков
  • Совершенствование дикции
  • Развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Дыхательная гимнастика: Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
  • Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох - длинный выдох)
  • Тренировка силы вдоха и выдоха
  • Продолжительный выдох

Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Фонопедические упражнения: Проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания.

Песенки-распевки: Подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка, пальчиковые игры, «хор рук»).

«Хор рук», форма направлена на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

Пальчиковые игры: Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Разучивание песен: Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть: Работа над выразительным артистичным исполнением.

9. Перспективно-тематическое планирование

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

платной образовательной услуги:

обучение эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

для детей дошкольного возраста (4-5 лет)

месяц

неделя

Тема занятия

Количество часов

сентябрь

1,2

Диагностика.

«Музыкальное приветствие: Где живут звуки?»

2

октябрь

3,4,5,6,

«Звук волшебник»: знакомство с окружающими звуками живой и неживой природы.

4

ноябрь

7,8,9,10

«Фонетическая ритмика». Постановка дыхания. Фольклорные распевки.

4

декабрь

11,12,13,14,15

«Я люблю свой голосок»: работа над развитием собственного голоса. Мимические этюды, игры с голосом.

5

январь

16, 17, 18

«Ритмодикломация»: развитие чувства ритма с использованием детских стихотворений.

3

февраль

19, 20, 21, 22

«Музыка в движении»: хороводные игры с пением.

4

март

23, 24, 25, 26

«Весенний оркестр»: использование музыкальных инструментов совместно с пением.

4

апрель

27, 28, 29, 30

«Ты, я, он, она – это все мои друзья!»: закрепление изученного материала, исполнение знакомых музыкальных произведений.

4

май

31, 32, 33, 34

Проведение отчетных концертов и бесед с родителями.

Диагностика.

3

Всего занятий в год:

34

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

платной образовательной услуги:

обучение эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

месяц

неделя

Тема занятия

Количество часов

сентябрь

1,2

Диагностика.

«Постановка речевого аппарата»

беседа с детьми на тему музыки.

2

октябрь

3,4,5,6,

«Русский фольклор»

4

ноябрь

7,8,9,10

Постановка речевого дыхания

Т.М. Власова «Фонетическая ритмика»

4

декабрь

11,12,13,14,15

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки и распевки-прибаутки.

5

январь

16, 17, 18

Подражание звукам окружающего мира.

3

февраль

19, 20, 21, 22

«Играем и поем»

4

март

23, 24, 25, 26

«Песенки для мамы»

4

апрель

27, 28, 29, 30

«Весеннее настроение»

4

май

31, 32, 33, 34

Проведение отчетных концертов и бесед с родителями.

Диагностика.

3

Всего занятий в год:

34

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

платной образовательной услуги:

обучение эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

месяц

неделя

Тема занятия

Количество часов

сентябрь

1,2

Диагностика.

«Постановка речевого аппарата»

беседа с детьми на тему музыки.

2

октябрь

3,4,5,6,

«Русский фольклор»

4

ноябрь

7,8,9,10

Постановка речевого дыхания

Т.М. Власова «Фонетическая ритмика»

4

декабрь

11,12,13,14,15

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки и распевки-прибаутки.

5

январь

16, 17, 18

Подражание звукам окружающего мира.

3

февраль

19, 20, 21, 22

«Играем и поем»

4

март

23, 24, 25, 26

«Песенки для мамы»

4

апрель

27, 28, 29, 30

«Весеннее настроение»

4

май

31, 32, 33, 34

Проведение отчетных концертов и бесед с родителями.

Диагностика.

3

Всего занятий в год:

34

КАЛЕНДАПРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

платной образовательной услуги:

обучение эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

для детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Сентябрь

№1 ()

Диагностика.

«Музыкальное приветствие: Где живут звуки?»

«Постановка речевого аппарата»

беседа с детьми на тему музыки.

Познакомить детей с вокальным пением, прослушать аудио материалы. Просмотреть презентацию на тему «Звуки природы»

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса:

«Как кричит кукушка?», «Вопрос – ответ»

СД диски, нотные приложения

№2

()

Постановка дыхания. Использование игр-упражнений на формирование правильного дыхание.

Упражнение: «Задуй свечу», «Надуй шарик».

Игры-распевки: «Как твое имя»; Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?»

СД диски, нотные приложения

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Октябрь

№3

()

«Звук волшебник»: знакомство с окружающими звуками живой и неживой природы.

Знакомить детей русским народным творчеством.

Беседа по теме занятия. Пение р.н.п. «Во поле береза стояла». Слушание р.н.м. в записи.

СД диски, нотные приложения

№4

()

Пропевание несложных мелодий в пределах кварты, формирование чистой интонации.

Пропевание: «Со вьюном я хожу», «Ах, вы сени»,

Р.н.м. в медленном темпе, цепочкой, следить за правильным дыханием.

СД диски, нотные приложения

№5

()

Игровые русские народные песни. Формирование коммуникативных навыков.

Развивать коммуниативные навыки в игре: «Гуси мои, гуси», «Говорят у нас так», «Петушок»

Музыкальная игра «Прогулка». «Зайцы» музыкальная загадка

СД диски, нотные приложения

№6

()

Выступление на осеннем утреннике. Формировать первичные навыки выступления на сцене.

Вырабатывать сценические навыки: выдержку, самостоятельность, артистизм.

СД диски, нотные приложения

Ноябрь

№7

()

«Фонетическая ритмика». Постановка дыхания. Фольклорные распевки.

Формировать речевые навыки с помощью игровых методов.

Упражнение на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальную память.

Упражнения на артикуляцию. Скороговорка.

Распевки-прибаутки, «Тили-бом»

Музыкальная игра (фольклор) «Капуста»;

Песни: «Три веселых зайчика».

№8

()

Формирование навыков правильной артикуляции.

Распевки-прибаутки: «Котята»

Музыкальная игра «Кот Васька»;

Песни: «Очень любим маму»

№9

()

Развитие интонации в пределах квинты

Распевки-прибаутки: «Гармошка»

Музыкальная игра: «Слушай хлопки»;

Песни: «В новогоднем лесу»;

№10

()

Вырабатывать плавность в пропевании гласных звуков.

Музыкальная игра-загадка «Чья очередь?»

СД диски, нотные приложения

Декабрь

эжзщшорпс

№11

()

№12

()

«Я люблю свой голосок»: работа над развитием собственного голоса. Мимические этюды, игры с голосом.

Формировать мышцы голосового аппарата, используя игры и распевки.

Распеки: «Котя-котенька, коток»,

Песни: «Звездочки-снежинки»

Долго дуть на снежинку, наблюдая за ее движением, оближи вкусное мороженое.

Упражнять в четкой дикции и в чистом пропевании мелодии.

Выдерживать темп: не отставать и не опережать друг друга.

Ленточки, снеженика, снежинки,
магнитофон, диски,

магнитная доска, карточки снеговиков .

№13

Учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз.

Упражнять в четком интонировании.

Вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадать на первый звук.
Распеки: «Андрей-воробей»,

Песни: «Звездочки-снежинки»

№14

()

Формировать четкое произношение согласных букв в песне.

Распевки: «»Учить петь естественным голосом. Удерживать дыхание до конца фразы. Формировать хорошую артикуляцию. Совершенствовать умение детей петь с динамическим оттенками

Распевки: «Эхо»

Песня: «Звездочки-снежинки», «Песня мамонтенка»

СД диски, нотные приложения

№15

()

Выступление на новогоднем утреннике

Подготовится к выступлению на празднике, формировать выдержку, артистизм, внимание.

Распевка: «Котик, котик»

Песня: «Звездочки-снежинки», «Елочка», «Песня мамонтенка»

СД диски, нотные приложения

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Январь

№16

()

«Ритмодикломация»: развитие чувства ритма с использованием детских стихотворений.

Развивать интонационный слух. Формировать умение слушать и воспроизводить звук.

Дуть на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.
• Развивать чувство ритма, внимание,
чувство коллективизма.
• Уточнить умение детей показывать рукой движение мелодии. Упражнять в четкой дикции.

Прогулка по зимнему лесу»

• Распевание «Андрей воробей».

№17

()

Подражание звукам. Упражнять в чистом пропевании скачкообразного движения мелодии

Учить после глубокого вдоха и небольшой задержки дыхания – на выдохе произносить «ах!» с поворотом вправо-влево.

«Бубенчики» муз.Тиличеевой

№18

()

Упражнять в умении пропевать нисходящие звуки.

Упражнеине: «Едет поезд» Картушина

Музыкально - дидактическая игра «Иванушка удалец»

Показывать рукой направление мелодии. Пропевать гласные звуки плавно.

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Февраль

№19

()

«Музыка в движении»: хороводные игры с пением.

Познакомить детей с жанром частушка.

Распевки-прибаутки: «Гуси»

Песни:

«Про козлика»;

«Ехал поросенок на рассвете»

Работать над звукообразованием.

Развивать образные движения, память, внимание.

№20

()

Развивать артистические способности.

  • «Ай, чу, чу, чу»

«Вышли дети в сад зеленый»;

Определять на слух три звука, различные по высоте (трезвучие), петь легко, звонко

Различать тембровые окраски музыкальных инструментов.

№21

()


Развивать артистические способности.

Распевки-потешки:

  • «Кролики»;

«Веселая мышка»;

Продолжительно дуть на перышко. Упражнять в продолжительном вдохе

Учить петь протяжно, чуть печально, точно интонируя.

№22

()

Учить различать движение мелодии вверх и звуки различной высоты. Точно интонировать мелодию.

Развивать ловкость, ритмический слух.

«Андрей-воробей»

«Паровозик»;

Продолжительно дуть на камин, который держат в руке.

Проговаривая чистоговорку за педагогом, самостоятельно выполнять массаж.

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Март

№23

()

«Весенний оркестр»: использование музыкальных инструментов совместно с пением.

Прививать любовь к родным и близким людям.

Продолжать разучивание любимых песен.

Самостоятельное исполнение детьми.

Песня: «Белые кораблики»;

№24

()

Учить петь, точно интонируя мелодию, легко, не спеша, напевно.

Закреплять слова, точно передовая ритмический рисунок. Делать логические ударения в соответствии с текстом.

Песня: «Антошка»;

Закреплять все навыки, полученные при разучивании упражнения. Помощь и участие педагога

№25

()

Развивать ритмичность, артистичность.

Подводить к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.

Песня: «В траве сидел кузнечик»;

№26

()

Учить петь в ансамбле. Формировать коммуникативные навыки.

Песня: «Голубой вагон»

магнитофон, диски,

магнитная доска,

игрушки

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Апрель

№27

()

«Ты, я, он, она – это все мои друзья!»: закрепление изученного материала, исполнение знакомых музыкальных произведений.

Знакомство с юмором, Фомой и Еремой, дразнилками..

Слушание «Хохотальная путаница» русская народная песня.
Распевание «Про Фому и Ерему»
«В хороводе были мы»

Работать над звуковысотным восприятием.
Развивать музыкальный слух, память.
Развивать творческие способности.
Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа

№28

()

Продолжать знакомить детей с русскими народными песнями.
.Знакомство с предметами русского быта.

Распевание «Андрей – воробей».Русская народная песня «Как у наших, у ворот».Вызывать эмоциональный отклик на услышанное произведение.

№29

()

Продолжать знакомить песнями веселого жанра.

Развивать артистические способности.

№30

()

Знакомить детей с оркестром русских народных инструментов.

Народная игра «Колпачок» «Капельки» муз. Раздобариновой
«Светит месяц» рус.нар.мел.

Музыкально – дидактическая игра «Чудесный мешочек»Формировать дружеские отношения к друг другу.
Развивать музыкальный слух, внимание
Накапливание музыкально-творческого опыта.

Месяц

Неделя

число

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Май

№31

()

Диагностика.

Проведение отчетных концертов и бесед с родителями.

Воспитывать дружеское отношение к друг другу.

Развивать память, внимание.

Выступление на праздничных мероприятиях, конкурсах. Подведении е итогов года, консультации с родителями и планирование дальнейших достижений.

№32

()

Развивать внимание, память, артистические способности дошкольников.

№33

()

Развивать артистические способности дошкольников .

Показать все, то чему научились дети.

№34

()

Педагогическая диагностика

итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

платной образовательной услуги:

обучение эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

Для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Сентябрь

№1 ()

Диагностика.

«Постановка речевого аппарата»

беседа с детьми на тему музыки.

Знакомство детей с понятием «музыкальное искусство», беседа на тему музыки, вокального пения.

Слушание классической музыки в исполнении знаменитых артистов. Аудио приложения, наглядный материал, слайдовая презентация.

№2

()

Продолжение знакомства с музыкой и певческим голосом, его свойствами.

Знакомство различными жанрами музыки. Рассказ о тембрах голоса. Использование подражательных упражнений: «шум ветра, «шелест листьев, «гул самолета».Аудио приложения, наглядный материал, слайдовая презентация.

Октябрь

№3

()

«Русский фольклор»

Воспроизведение речевого и певческого материала в заданном темпе.

Чтение стихов и потешек в размере 2 четвери с использованием хлопков и ударных инструментов. Барабаны, треугольники, бубны. Разучивание мелодии песни «Дождик», пропевание на звук «ля» основной мелодии.

Аудио приложение, ноты.

№4

()

№5

()

Знакомство с понятием высокие и низкие звуки.

Придумать сказку с использованием низких и высоких звуков. Нотные приложения «Мама и папа разговаривают», «Лисичка поранила лапку». Продолжать разучивать мелодию песни «Дождик», проговаривание слов, в заданном темпе постепенно ускоряя темп.

Разучивание мелодии песни «Дождик», пропевание на звук «ля» основной мелодии.

Аудио приложение, ноты.

№6

()

Формирование умений изменять силу и высоту голоса

Использовать игровые упражнения на постепенное усиление и повышение звука. Упражнения «Самолет», «Жуки», «Сладкая каша».

Ноябрь

№7

()

Постановка речевого дыхания

Т.М. Власова «Фонетическая ритмика»

Устранить напряжение артикуляционных мышц. Разогреть мышцы языка, челюсти, губ, щек, обеспечить наибольшую подвижность.

Использование упражнений В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»

Слайдовая презентация

№8

()

Развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Повторение упражнений по методике В.В. Емельянова с усложнением, составить собственный рассказ на заданную тему.

№9

()

Привлечь и заинтересовать детей, сделать активными участниками при выполнении артикуляционных упражнений.

Стихотворная гимнастика для язычка «Сказка про язычок». Сделать ведущим желающего ребенка, что бы все остальные выполняли за ним.

№10

()

Закрепление пройденного материала.

Провести небольшой опрос по пройденному материалу в виде индивидуальной беседы. Анкеты – смайлики.

Декабрь

№11

()

№12

()

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки и распевки-прибаутки.

Формировать правильный вдох и выдох, используя дидактические игры.

Использовать сюжетно-ролевые игры на тему окружающего мира – игра «превращение», «Море волнуется раз…».

Использование иллюстраций по теме.

№13

Обучение принципам распределения певческого дыхания.

Тренировка короткого спокойного вдоха, задержки или затаивания воздуха перед началом и экономного, продолжительного, постепенного выдоха. Упражнения «Листики», «Бабочки», «Снежинки».

№14

()

Игры на развитие певческого дыхания с использованием движений тела.

Применение игр на разогрев дыхательной системы, восстановление ритмичного, спокойного, плавного дыхания. Упражнение «Задуваем свечу», «Снежинка».

№15

()

Игры на развитие певческого дыхания с использованием движений тела.

Применение игр на разогрев дыхательной системы, восстановление ритмичного, спокойного, плавного дыхания. Упражнение «Задуваем свечу», «Снежинка».

Январь

№16

()

Развивающие игры с голосом.

Подражание звукам окружающего мира.

Следить за правильностью выполнения трех основных принципов певческого дыхания.

Использовать упражнение «ветер» на дыхание без зывука. Рисовать разные образы ветра (порывистый, сильный, теплый, ласковый, спокойный и др.). Наглядный материал в виде презентации.

№17

()

Усложнить задачу при помощи введения закрытых шипящих и свистящих звуков, удлиняя выдох.

Выполнять упражнения «Как играет ветер с листвой», «Сердитая кошка», «Смешная пчела», «Жук», «Комар», «Колесо пустило» (выдыхание на согласных звуках «ж», «ш», «з», «с», «ф»). В самом конце добавить самый закрытый слог «у» (приближение самолета, поезда и др.)

№18

()

Тренировка выдоха открытых гласных

Упражнения «Встреча язычка с жителями удивительной страны». Чтение стихов по ролям: «Кошкин дом», «Наши уточки с утра…», Звукоподражательные игры: «Злая кошка», «Хитрая лиса», «Добрый гном».

Ффевраль

№19

()

«Играем и поем»

.

Чтение стихов в заданном ритме.

Речевая зарядка. Чтение стихов «Кошка», «Лягушки», пропевание потешек: «Котя-котенька», «Эхо».

№20

()

Ритмоинтонационные игры.

Разучивание народных игр и потешек: «Дождик» , «Андрей-воробей»

Разучивание игр «Имена», «Здравствуйте!» с голосом.

№21

()

Подготовка голоса к правильному исполнению.

Контролировать при помощи упражнений вдох и выдох. Упражнений «эхо», «Здравствуйте».

№22

()

Формировать чистое интонирование.

Разучивание игры «Имена» с усложнением, добавляя упражнение «Эхо». Постепенное, последовательное «впевание» звуков при помощи игры «Имена». Постепенно повышая или понижая звуки на пол тона. Распевки по полутонам вверх и вниз на звук «ля», «ле,», «ли».

Март

Апрель

№23

()

«Песенки для мамы»

Интонирование звуков. Изучение возможностей собственного голоса.

Рисуем голосом, интонационное упражнение для перехода от речевого этапа к пению, использование «кластеров», глиссандирования голосом. Схемы для рисования голосом.

№24

()

Продолжение формирования точного интонирования.

Использованием фольклорных попевок «Ходит Дрема», «Еж, еж, где живешь?»

№25

()

Усложнение интонационных упражнений при помощи добавления малой терции.

Пение колыбельных песен, потешек «Солнышко», «Чу-чу, ай чу-чу!»

№26

()

Играем в музыкальный спектакль «Мои игрушки».

Инсценировать сказку при помощи звуков. Мягкие игрушки, настольный театр.

Знакомство с песней при помощи игры.

Создать доверительную атмосферу. Использовать такой вариант игры как: педагог ходит по кругу и поет песню, как только он замолкает – сразу останавливается и отдает предмет, находящийся в руках другому и т.д. Слушать музыку для релаксации «Звуки природы».

Апрель

№27

()

«Весеннее настроение»

Диагностика. Проведение отчетных концертов и бесед с родителями

Поддержать интерес при разучивании новых песен.

Пение песни под ритмичные хлопки. Песня «Котенок».

№28

()

Формировать устойчивые навыки чистого интонирования

Знакомство с новой песней при помощи игры «превращения». Нарисовать рисунок на тему навой песни, придумать историю.

№29

()

Запоминание слов при помощи движений и жестов.

Пение мелодии по фразам с определенными движениями. Придумать имитационные движения к песне.

№30

()

Закрепить пройденный материал и навыки, полученные в течение всего года.

Прослушать исполнение произведения от начала до конца, а затем проанализировать его вместе.

№31

()

Мини-концерт для младших групп.

Петь песню от начала до конца, в характере, использовать образные движения в песне, воспитывать выдержку, актерское мастерство.

Май

№32

()

Проведение отчетных концертов и бесед с родителями.

Диагностика.

Концерт для ветеранов

Выступление на концерте в честь 9 мая.

№33

()

Отчет перед родителями за истекший год.

. Анализ работы за год. Рекомендации родителям. Анкетирование родителей

Выступление на муниципальных фестивалях и конкурсах.

Индивидуальные беседы с родителями.

№34

()

Диагностика детей.

итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

платной образовательной услуги:

обучение эстрадному пению «ДО-МИ-СОЛЬ-ка»

Для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Методические приемы, оборудование

Сентябрь

№1 ()

Диагностика.

«Постановка речевого аппарата»

беседа с детьми на тему музыки.

Знакомство детей с понятием «музыкальное искусство», беседа на тему музыки, вокального пения.

Слушание классической музыки в исполнении знаменитых артистов. Аудио приложения, наглядный материал, слайдовая презентация.

№2

()

Продолжение знакомства с музыкой и певческим голосом, его свойствами.

Знакомство различными жанрами музыки. Рассказ о тембрах голоса. Использование подражательных упражнений: «шум ветра, «шелест листьев, «гул самолета».Аудио приложения, наглядный материал, слайдовая презентация.

Октябрь

№3

()

«Русский фольклор»

Воспроизведение речевого и певческого материала в заданном темпе.

Воспроизведение речевого и певческого материала в заданном темпе

Чтение стихов и потешек в размере 2 четвери с использованием хлопков и ударных инструментов. Барабаны, треугольники, бубны. Разучивание мелодии песни «Дождик», пропевание на звук «ля» основной мелодии.

Аудио приложение, ноты.

№4

()

№5

()

Знакомство с понятием высокие и низкие звуки.

Придумать сказку с использованием низких и высоких звуков. Нотные приложения «Мама и папа разговаривают», «Лисичка поранила лапку». Продолжать разучивать мелодию песни «Дождик», проговаривание слов, в заданном темпе постепенно ускоряя темп.

Разучивание мелодии песни «Дождик», пропевание на звук «ля» основной мелодии.

Аудио приложение, ноты.

№6

()

Формирование умений изменять силу и высоту голоса

Использовать игровые упражнения на постепенное усиление и повышение звука. Упражнения «Самолет», «Жуки», «Сладкая каша».

Ноябрь

№7

()

Постановка речевого дыхания

Т.М. Власова «Фонетическая ритмика»

Устранить напряжение артикуляционных мышц. Разогреть мышцы языка, челюсти, губ, щек, обеспечить наибольшую подвижность.

Использование упражнений В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»

Слайдовая презентация

№8

()

Развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Повторение упражнений по методике В.В. Емельянова с усложнением, составить собственный рассказ на заданную тему.

№9

()

Привлечь и заинтересовать детей, сделать активными участниками при выполнении артикуляционных упражнений.

Стихотворная гимнастика для язычка «Сказка про язычок». Сделать ведущим желающего ребенка, что бы все остальные выполняли за ним.

№10

()

Закрепление пройденного материала.

Провести небольшой опрос по пройденному материалу в виде индивидуальной беседы. Анкеты – смайлики.

Декабрь

№11

()

№12

()

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки и распевки-прибаутки.

Формировать правильный вдох и выдох, используя дидактические игры.

Использовать сюжетно-ролевые игры на тему окружающего мира – игра «превращение», «Море волнуется раз…».

Использование иллюстраций по теме.

№13

Обучение принципам распределения певческого дыхания.

Тренировка короткого спокойного вдоха, задержки или затаивания воздуха перед началом и экономного, продолжительного, постепенного выдоха. Упражнения «Листики», «Бабочки», «Снежинки».

№14

()

Игры на развитие певческого дыхания с использованием движений тела.

Применение игр на разогрев дыхательной системы, восстановление ритмичного, спокойного, плавного дыхания. Упражнение «Задуваем свечу», «Снежинка».

№15

()

Игры на развитие певческого дыхания с использованием движений тела.

Применение игр на разогрев дыхательной системы, восстановление ритмичного, спокойного, плавного дыхания. Упражнение «Задуваем свечу», «Снежинка».

Январь

№16

()

Развивающие игры с голосом.

Подражание звукам окружающего мира.

Следить за правильностью выполнения трех основных принципов певческого дыхания.

Использовать упражнение «ветер» на дыхание без зывука. Рисовать разные образы ветра (порывистый, сильный, теплый, ласковый, спокойный и др.). Наглядный материал в виде презентации.

№17

()

Усложнить задачу при помощи введения закрытых шипящих и свистящих звуков, удлиняя выдох.

Выполнять упражнения «Как играет ветер с листвой», «Сердитая кошка», «Смешная пчела», «Жук», «Комар», «Колесо пустило» (выдыхание на согласных звуках «ж», «ш», «з», «с», «ф»). В самом конце добавить самый закрытый слог «у» (приближение самолета, поезда и др.)

№18

()

Тренировка выдоха открытых гласных

Упражнения «Встреча язычка с жителями удивительной страны». Чтение стихов по ролям: «Кошкин дом», «Наши уточки с утра…», Звукоподражательные игры: «Злая кошка», «Хитрая лиса», «Добрый гном».

ФФевральевраль

№19

()

«Играем и поем»

.

Чтение стихов в заданном ритме.

Речевая зарядка. Чтение стихов «Кошка», «Лягушки», пропевание потешек: «Котя-котенька», «Эхо».

№20

()

Ритмоинтонационные игры.

Разучивание народных игр и потешек: «Дождик» , «Андрей-воробей»

Разучивание игр «Имена», «Здравствуйте!» с голосом.

№21

()

Подготовка голоса к правильному исполнению.

Контролировать при помощи упражнений вдох и выдох. Упражнений «эхо», «Здравствуйте».

№22

()

Формировать чистое интонирование.

Разучивание игры «Имена» с усложнением, добавляя упражнение «Эхо». Постепенное, последовательное «впевание» звуков при помощи игры «Имена». Постепенно повышая или понижая звуки на пол тона. Распевки по полутонам вверх и вниз на звук «ля», «ле,», «ли».

Март

Апрель

№23

()

«Песенки для мамы»

Интонирование звуков. Изучение возможностей собственного голоса.

Рисуем голосом, интонационное упражнение для перехода от речевого этапа к пению, использование «кластеров», глиссандирования голосом. Схемы для рисования голосом.

№24

()

Продолжение формирования точного интонирования.

Использованием фольклорных попевок «Ходит Дрема», «Еж, еж, где живешь?»

№25

()

Усложнение интонационных упражнений при помощи добавления малой терции.

Пение колыбельных песен, потешек «Солнышко», «Чу-чу, ай чу-чу!»

№26

()

Играем в музыкальный спектакль «Мои игрушки».

Инсценировать сказку при помощи звуков. Мягкие игрушки, настольный театр.

Знакомство с песней при помощи игры.

Создать доверительную атмосферу. Использовать такой вариант игры как: педагог ходит по кругу и поет песню, как только он замолкает – сразу останавливается и отдает предмет, находящийся в руках другому и т.д. Слушать музыку для релаксации «Звуки природы».

Апрель

№27

()

«Весеннее настроение»

Диагностика. Проведение отчетных концертов и бесед с родителями

Поддержать интерес при разучивании новых песен.

Пение песни под ритмичные хлопки. Песня «Котенок».

№28

()

Формировать устойчивые навыки чистого интонирования

Знакомство с новой песней при помощи игры «превращения». Нарисовать рисунок на тему навой песни, придумать историю.

№29

()

Запоминание слов при помощи движений и жестов.

Пение мелодии по фразам с определенными движениями. Придумать имитационные движения к песне.

№30

()

Закрепить пройденный материал и навыки, полученные в течение всего года.

Прослушать исполнение произведения от начала до конца, а затем проанализировать его вместе.

Май

№31

()

Мини-концерт для младших групп.

Петь песню от начала до конца, в характере, использовать образные движения в песне, воспитывать выдержку, актерское мастерство.

№32

()

Концерт для ветеранов

Выступление на концерте в честь 9 мая.

№33

()

Отчет перед родителями за истекший год.

. Анализ работы за год. Рекомендации родителям. Анкетирование родителей

Выступление на муниципальных фестивалях и конкурсах.

Индивидуальные беседы с родителями.

№34

()

Диагностика детей.

итого

34

  1. Учебно-методический комплекс

Программа, Учебно-методическое пособиеСПб.: Музыкальная палитра, О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению»

УМК:

- нотные приложения О.В. Кацер

- нотные, аудио и видео приложения.

11. Список используемой литературы

1. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: весна идет/ Н.Н. Алпарова. – М.: Владос,

2004. – 196 с.

2. Бейлино А.Н. Музыкально-ритмические пальчиковые игры/ А.Н. Бейлино. – Дошкольное воспитание, 2004год, № 9, стр. 114.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н.А. Ветлугина. – M., 1981. – 148с.

4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду»/ М.Ю. Картушина. – М.:Скрипторий, 2010. – 176с.

5. Катонова С.В. Солнечные зайчики. Музыкальные сценки для голоса (хора) и фортепиано. Учебное пособие для развития творческих навыков у детей дошкольного и младшего школьного/ С.В. Катонова. – Санкт-Петербург,: Композитор, 2008. – 68 стр.

6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных возможностей деток/ М.А. Михайлова. – Ярославль.: Академия развития, 2007. –95 с.

7. Рыбкина В.Л. Мюзиклы для детей: Крошка Ру: учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста с аудиоприложением на 2-х CD"/ В.Л. Рыбкина. – Санкт-Петербург: Композитор, 2008. –56 с.

8. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: учебное пособие/ Г.П. Стулова. – М.: «ПРОМЕТЕЙ» МПГУ им. В. И. Ленина, 2010. – 39с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружок ИЗО

Рабочая программа по кружковой работе вторая младшая,средняя группы....

рабочая программа кружок ИЗО

Рабочая программа по кружковой работе вторая младшая,средняя группы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Кружок «Подготовка к школе»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА­­­­­­­­­­­­­­­кружка «Подготовка к школе»(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля)  средняя (группа)  2013 – 2014 учебный год(срок реализац...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

рабочая программа кружок "Волшебный завиток" для старшей группы доу

рабочая программв по ФГОС кружок "Волшебный завиток" для детей 5-6 лет (старшая группа) . В программу включены методические разработки в помощь педагогу, работающему по данной программе....

Рабочая программа. Кружок - инструментальный ансамбль "Веселые ребята".

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмически...

Рабочая программа "Вокальное пение"

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1 Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой в...