Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
материал по теме


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

работы воспитателя

 МДОУ детский сад

«Родничок» р.п.Линево

 Буханцовой Елены Олеговны

на тему:

 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства»

2009г.

Приобщение ребенка к миру искусства, а через него развитие творческих способностей является актуальной необходимостью, вытекающей из потребностей современного общества.

Сейчас в России нужны индивиды способные на творческий подход к любому делу. Мы живем в век невиданной еще в истории человечества НТР; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложней, и все больше требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, т.к. в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальной и концептуальной проблемой педагогики, т.к. большинство инновационных программ концентрируется на развитии познавательной сферы ребенка.

Отечественными психологами и педагогами (Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, А.С.Выготский, Т.С.Комарова и др.) признано; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобщение их к изобразительному творчеству один из самых эффективных путей формирования личности и развития ее творческого потенциала.

Б.М.Теплов писал: «Искусство, а изобразительная деятельность является его неотъемлемой частью, обладает удивительной способностью всестороннее воздействовать на человека – его ум, сердце, чувства и мысли». В.И.Савенков считает, что «интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой, и роль отводится особая искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество». Таким образом, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

Поэтому, нашей стране нужны творческие люди, способные неординарно и нестандартно мыслить и именно занятия различными видами изобразительной деятельности помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, легко адаптироваться к условиям современного быстроменяющегося мира.

Таким образом, цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства.

Основные задачи моей работы:

  1. Разработать технологию развития творческих способностей детей через художественно-продуктивную деятельность.
  2. Создать благоприятные условия для успешного протекания данного вида деятельности.
  3. Развивать художественно-творческие способности ребенка, творческое воображение, мышление, эмоции.
  4. Установить контакт и тесное сотрудничество с коллегами и родителями по данному направлению работы.

Для осуществления цели и поставленных мною задач была разработана система работы с детьми, представленная в авторских технологиях «Сотворчество», «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» основанных на диагностике уровня творческого потенциала ребенка и мониторинга педагогических условий его развития (см.Приложение № 1). Данные технологии направлены на развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства (классического, народного, современного).

В основе данных технологий лежат важнейшие принципы работы с детьми по развитию творческих способностей – системность и интегрированность обучения. Они включают в себя учебную, вне учебную (занятия в кружке «Сотворчество») и самостоятельную творческую деятельность детей.

На основе разработанной системы и технологий работы составлены учебные, календарно-тематические планы, а также разработаны инструкционные карты по всем видам художественно-продуктивной деятельности (см.Приложение № 2).

Для управления учебно-познавательной деятельностью предусмотрены единые методы дидактики: наглядные, словесные, практические. Ключевыми методами данных технологий является интеграция всех трех методов и приемов обучения в едином воспитательно-образовательном процессе.

Данные технологии апробированы на практике в условиях МДОУ д/с «Родничок», получили положительные рецензии научного руководителя и рекомендованы к использованию в детских садах Новосибирской области.

Учитывая то, что любая деятельность не может возникнуть из ничего, а проявляется в определенных условиях, и зависит от них, на базе нашего ДОУ функционируют помещения дополнительного образования, которые активно используются при проведении учебных и кружковых занятий (см.Приложение № 3).

Продолжение студийной работы находит отражение в организации совместной деятельности педагога с детьми в течении всего дня на группе.

Развивающая среда моей группы по развитию творческих способностей детей представлена сочетанием двух мини сред: культурно-познавательной (иллюстративный, дидактический, раздаточный материал, предметы ДПИ и мн.др.) и индивидуально творческой (центры детского творчества, экспериментирования, театра, музыки, конструирования) позволяющей ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта и т.д.

Кроме уголков, стимулирующих детей к самостоятельной творческой деятельности, есть стена творчества, где размещаются детские работы, имеется уголок психологической разгрузки, в котором ребенок может подумать, посидеть в тишине, сделать свое открытие, поэкспериментировать с разнообразными материалами и т.д. Организован кружок «Сотворчество» по приобщению ребенка к миру искусства и развитию его творческого потенциала.

Еще М.Монтессори, в своих научных трудах писала, что любой ребенок должен быть независим и свободным, и активно стремиться к самостоятельности, которая не должна подавляться взрослыми. Поэтому, предоставляю каждому ребенку возможность самореализовываться, поощряю творческие проявления, инициативу, обеспечивая тем самым свободу выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Созданные мною условия в группе, для творческого развития детей позволяют успешно осуществлять работу по двум направлениям. Это организация учебной деятельности познавательного цикла и дополнительные занятия в кружке «Сотворчество», которые включают в себя: беседы, интегративные занятия, игры-путешествия, экскурсии, а также совместную деятельность детей и воспитателя, которая включает в себя специально организуемые воспитателем творческие и развивающие игры и упражнения, наблюдения, опыты, эксперименты, моделирование, экспериментально-поисковую деятельность и мн.др., а также самостоятельную художественно-творческую деятельность детей (музицирование, театрализация, продуктивная, игровая деятельность и т.д.) (см.Приложение № 4).

Практика доказала: самыми эффективными способами мотивации у детей к выполнению работы, являются игровые приемы, различные проблемные ситуации, использование сказочных героев и других персонажей, что помогает создать атмосферу заинтересованности стимулирующей творческую активность детей.

Использование мною демократического стиля общения с моими воспитанниками, позволяет обеспечивать спокойную, творческую обстановку, способствующую самореализации каждого ребенка.

Гармоничному развитию творческих способностей ребенка способствует совместимость трех сфер: мышления, воображения и эмоций, а также включение ребенка в активные формы творческой деятельности.

Наиболее успешно развитие творческих способностей происходит в игровой и изобразительной деятельностях, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым объектом. Поэтому, приоритетное внимание отдаю игровой, изобразительной, художественно-речевой деятельности.

Работа по развитию творческого воображения, мышления и эмоций представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей развития ребенка.

I этап. Начальный (младший дошкольный возраст).

На данном этапе формирую у детей простейшие образно-выразительные умения через игровую деятельность, наблюдения, прослушивание музыкальных произведений, сказок, изобразительную деятельность и т.д. что обеспечивает эмоционально положительное самочувствие детей. Во все виды совместной деятельности включаю элементы творчества, например, рисование разнообразными предметами и материалами (мелом, пальчиком, ладошкой, палочкой по земле, снегу, мокрыми подошвами по сухому, выкладывание рисунков камешками, палочками, веревками и т.д.); игры с красками, дидактические игры «На что похоже»; наблюдения за «живыми облаками», многое другое.

II этап. Развивающий (средний дошкольный возраст).

На данном этапе формирую у детей систему умений и навыков, необходимых для осуществления творческого процесса, через различные игровые творческие упражнения, способствующие активизации процессов воображения и мышления. Например: «Нарисуй что хочешь», «Нарисуй свое настроение», «Рисуем музыку», «Дорисуй на основе заданного». Так же, как и в младшей группе, предлагаю детям использовать любые изобразительные средства, материалы (глина, краски, свечки, крупа, песок, зубная паста, нитки, палочки и т.д.).

III этап. Творческий (старшие и подготовительные группы).

На данном этапе поощряю творческие проявления, инициативность, независимость, изобретательность в процессе продуктивной деятельности. Предоставляю детям полную свободу в выборе материала, способов изображения, передаче художественных образов. Для активизации процессов творческого воображения и мышления использую творческие задания, проблемные ситуации, игры-эксперименты и др., например: «Пофантазируй на тему…», «Нарисуй мир звуков», «Придумай несуществующий образ» и т.д.

Интеграция заданий познавательного и преобразовательного характера позволяет формировать у детей умение решать задачи, как на фантазийном, так и на реальном уровне, что способствует развитию творческих способностей детей.

Использование изобразительной деятельности как основополагающего компонента в обучении детей творческому воображению и мышлению, не позволяет ребенку в дальнейшем полностью раскрепостится: без альбома и красок он чувствует себя неуютно. Поэтому для полного творческого развития и раскрепощения, стимулирую фантазию детей в совместной деятельности, используя комплекс специальных дидактических игр и упражнений, разработанных О.М.Дьяченко, М.В.Ильиной, Б.Н.Никитиным и др., использую элементы ТРИЗ-педагогики; включаю проблемные ситуации, творческие игровые задания на специально организованных занятиях познавательного цикла, а также в досуговой деятельности детей (игры, спортивные мероприятия, развлечения, кружки и др.), использую приемы работы со сказкой.

Составила картотеку методической литературы используемой в работе, где представлены игры и игровые упражнения на развитие творческого мышления, воображения, эмоций (см.Приложение № 5).

В самостоятельной художественной деятельности поощряю порыв детей к творчеству (драматизация, музицирование, словотворчество, занятия продуктивными видами деятельности и т.д.).

Для успешного осуществления поставленной мною цели был установлен контакт и тесное сотрудничество с педагогами детского сада и семьей по данному направлению работы. В основе моей деятельности лежит принцип детоцентризма (см.Приложение № 6). Взаимодействие с семьей реализовывалось как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах проектной деятельности (см.Приложение № 7). Используя методику Л.Н.Савенкова, я акцентировала внимание родителей на определение склонностей ребенка и их дальнейшего развития (см.Приложение № 10).

В результате 5 детей посещают школу искусств; 2 детей – музыкальную школу; 4 ребенка посещают театральный и танцевальный кружки и другие секции и факультативы.

Вместе с педагогами (узкими специалистами) ДОУ были разработаны единые подходы к развитию творчества детей, его оценке, отношение к ребенку как развивающейся и самоценной личности, и рекомендованы родителям.

Составлен план работы с педагогическим коллективом, который отражает основные темы и формы взаимодействия по данному направлению работы (см.Приложение № 8).

Таким образом, при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ по данному направлению, мне удалось обогатить, расширить педагогические знания и умения родителей, в результате чего, они приобрели определенный опыт работы с ребенком по развитию его творческого потенциала и активно используют его дома. Лучший семейный опыт пропагандируется через газету ДОУ «Вести из Родничка», журнал ДОУ «Педагогический вестник».

Для изучения, выявления знаний, умений и навыков в данных видах деятельности и определения уровня развития творческих способностей, воображения, мышления был собран банк диагностик способствовавший систематизировать данные материалы и способы отслеживания результатов (см.Приложение № 9).

Таким образом, разработанная мной система работы по данному направлению показала эффективность технологий направленных на развитие творческого потенциала детей. В процессе данной работы у детей сформировались умения творчески самовыражаться в изобразительной, прикладной, самостоятельной художественно-творческой деятельности и т.д. (использование выразительных средств для создания образа: речь, движения, мимика, художественные материалы и др.); повысился уровень интеллектуально-эстетического развития (воображение, мышление, эмоции, чувства и т.д.) и художественно-творческого развития (умение анализировать художественный образ и воссоздавать его в разных видах деятельности) о чем свидетельствуют результаты диагностики (см.Приложение № 10).

Показатели успешной работы.

  • Дипломанты международного конкурса «Космос и я» - 2005, 2009 гг.
  • Участники выставки-конкурса «Учимся толерантности» «УчСиб - 2004».
  • Призеры районного фестиваля детского творчества (Искитимский район) в номинации «Театральное детское творчество».
  • Победители районного фестиваля детского творчества, в номинации «Фольклор».
  • Неоднократные призеры творческих конкурсов в рамках поселка «Мой поселок», «Моя семья», «Мой край родной - Линево» - 2004, 2005, 2008гг.
  • Дипломанты в выставочно-прикладном искусстве в рамках Искитимского района – 2006г.
  • Победители районного конкурса «Игрушки-самоделки» - 2008г.
  • Победители поселкового конкурса «Осенние фантазии» - 2008 г.
  • Победители поселкового конкурса «Мастерская Деда Мороза» - 2009 г.
  • Неоднократные призеры конкурсов организованных на базе МДОУ: конкурс рисунка «Мой любимый детский сад» - 2008 г., конкурс поделок «Сказка к нам пришла», конкурс «Лучший головной убор» - 2009 г.(см.Приложение № 11)

В процессе работы, на начальном этапе, у меня возникали трудности в отсутствии необходимой поддержки со стороны некоторых родителей в воспитании и развитии творчества детей, которые при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ мне удалось успешно разрешить. Родители стали активными участниками воспитательного процесса нацеленного на развитие творческой активности и т.д.

Также я столкнулась с еще одной проблемой, у детей был разный уровень развития, не было устойчивых доминирующих мотивов к самореализации, творческой активности. На сегодняшний момент эта проблема успешно разрешена.

В будущем планирую продолжить работу в данном направлении. Планирую:

  1. Поступить в высшую школу социально-управленческого консалтинга и творческого объединения «Докторский клуб» по специализации «Детская психология искусства».
  2. Изучить арттерапию как метод развития креативности и применять его на практике.



Предварительный просмотр:

Перспективный

план работы

с родителями

на 2006-2007 уч.г.

Подготовила:

воспитатель

Буханцова Е.О.

д/с «Родничок»

Квартал

Название мероприятия

Цель проведения

I

«Давайте познакомимся» (анкетирование)

Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. (вновь зачисленные дети).

«Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии и воспитания детей»

(родительское собрание)

Расширение педагогического кругозора родителей.

Активизация педагогических умений родителей в изобразительной деятельности. Привлечение внимания к развитию детского творчества в семье.

Воспитание интереса к окружающему, любви к родной природе через продуктивную деятельность. (диспут)

Расширение педагогического кругозора родителей. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность в данном направлении.

«Давайте поиграем»

(мастер – класс)

Расширить знания родителей о влиянии игры на развитие художественно – творческих способностей детей.

«Игры с красками»

(консультация)

Расширить педагогические знания родителей о роли игр с красками в интеллектуальном развитии.

Выставка детских работ

«Вот и осень к нам пришла»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

Формирование уважительного отношения к детским работам.

«Эстетическое воспитание в семье» (консультация)

Активизация педагогических умений родителей в эстетическом воспитании ребенка в семье.

«Развитие творческого потенциала в семье»

(обобщение опыта семейного воспитания)

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству, к необходимости развивать творческий потенциал ребенка. Обобщить наиболее интересный опыт семейного воспитания.

«Организация досуга детей дома»

(консультация)

Повышение уровня педагогических знаний родителей, расширение их кругозора.

Конкурс «От скуки на все руки» (совместные работы детей и родителей)

Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей и детей. Активизация родительского участия в жизни детского сада.

Развлечение: «Вот и осень к нам пришла».

Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Открытое занятие по ручному труду.

«Волшебные превращения коробок в животных».

Повышение педагогической грамотности родителей. Демонстрация творческих умений и навыков детей в прикладной деятельности.

Консультация.

«Игры на развития воображения» (практическое занятие для родителей). Анкетирование «Определение склонностей ребенка.

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах развития детей.

Выставка детских работ по изодеятельности «Родина наша – нет ее краше»

Консультация «Патриотическое воспитание в семье»

Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания

Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.

Новогодняя анкета.

Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду.

Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году.

Консультация:

«Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки».

Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Конкурс творческих семейных работ

«Зимняя сказка»

Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Новогодний утренник.

Привлечение родителей с проведением Новогоднего праздника. Обогащение отношений детей и родителей опытом национального общения.

Семейная гостиная.

(вечер вопросов и ответов).

Получение информации о формах и методах развития детей средствами изобразительной деятельности. Практическая помощь семье в этом вопросе.

Родительское собрание

(круглый стол)

Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательного процесса.

Беседа «Мудрые мысли о воспитании»

Привлечение родителей к работе группы и детского сада в целом, в вопросах развития художественно творческих способностей детей.

«Семейные посиделки»

Обмен опытом семейного отдыха (походы в музеи, на выставки)

Игротренинг «К нам пришла зима»

Конкурс творческих семейных работ (участок группы) «Зимние забавы»

Привлечь родителей к совместному строительству снежных построек на участке группы, их украшению. Развитие творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Выставка детских работ на тему «Зимушка-зима». Кружок «Сотворчество»

Привлечь внимание родителей к творчеству детей. Демонстрация навыков и умений детей в изобразительной деятельности.

Стенгазета «Лучше папы друга нет».

Кружок «Сотворчество» (дети и воспитатели).

Развлечение для пап.

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование общности интересов детей, родителей и педагогов

Выставка детских работ по изодеятельности «Весенняя капель»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

Формирование уважительного отношения к детским работам.

Консультация «Мир вокруг нас»

Развивать позитивное отношение родителей к детскому творчеству.

Обогатить педагогические знания родителей о искусстве.

Стенгазета «Милая мама»

Демонстрация уважительного отношения педагогов к семейным ценностям.

Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Утренник 8 Марта

Привлечь родителей к оформлению группы.

Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Фольклорное развлечение «Широкая масленица». Ярмарка

Привлечь родителей к активному участию в фольклорном празднике (украшение группы, выставка-ярмарка поделок).

Активизация родительского участия в жизни детей.

Семинар «Нарисованный мир»

Обогатить знания родителей о роли детского творчества в эмоциональном развитии ребенка.

Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Консультация «Развитие воображения детей»

Повышение уровня педагогических знаний родителей.

Групповое родительское собрание (итоговое).

Выставка работ родителей в рамках работы «Семейного клуба».

Выставка детских работ кружка «Сотворчество».

Подведение итогов воспитательно-образовательной работы с детьми за учебный год.

Подведение итогов работы клуба «Семейные посиделки».

Подведение итогов работы кружка «Сотворчество» по развитию художественно-творческих способностей детей 5 года жизни.

Праздник 1 июня «День защиты детей».

Конкурс рисунков на асфальте

Привлечь родителей к совместному празднованию дня защиты детей.

Активизация взаимодействия родителей, детей, педагогов.

Выставка «Вот и осень к нам пришла» (Совместные поделки из природного материала).

Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей и детей. Активизация родительского участия в жизни детей.

Семинар – практикум

«Шедевры из природного материала»

Консультация: «Что можно сделать из природного материала».

Повысить педагогическую грамотность родителей, привлечь их внимание и вопросам художественно – эстетического воспитания.

Консультация: «Развитие положительного эмоционального настроения через выразительные виды творчества: рисунок, лепку, аппликацию».

Раскрыть актуальность предлагаемой темы. Расширить знания родителей

Выставка детских работ «Художница осень» Родительское собрание «Мир ярких красок»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Расширить знания о худож.-эст воспитании детей шестой год жизни.

Совместное развлечение «Осенние посиделки»

Демонстрация творческих способностей детей.

Развитие правильной речи, через ознакомление с произведениями искусства. (круглый стол).

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решения проблем воспитания.

Игротренинг

«Играем вместе»

Консультация: «Учимся, играя»

Привлечь внимание родителей к детской игре, как одному из средств развития творческого воображения. Активизация педагогических знаний, умений.

Конкурс «Игрушки для деда Мороза»

Мастер – класс «Делаем сами своими руками»

Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитаний ребенка. Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и педагогов.

Новогодний утренник. Конкурс новогодних костюмов.

Развитие творческого взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Художественно-творческий проект «Зимний пейзаж»

Включить детей и родителей в творческую деятельность, в ходе которой благодаря общению и сотрудничеству будет происходить их сближением.

Конкурс: «На лучший зимний участок» (родители-дети-педагоги)

Развитие творческого взаимодействия родителей, детей, педагогов. Привлечение родителей к работе детского сада.

Семейный клуб «Как воспитать творческую личность»

Выставка детских работ «Каким меня видят дома».

Повышение педагогической грамотности в вопросах воспитателя, и развития творчества детей.

Совместное посещение выставки прикладного искусства. Музей – родители, дети, педагоги.

Обогащение знаний родителей о д.п.и. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ.

Беседа о красоте в жизни и искусстве (семейная гостиная)

Обмен опытом семейного воспитания. Обогащение педагогических умений, знаний родителей новыми формами и методами заботы с детьми.

Выставка детских работ

Зимний пейзаж.

(кружок «Сотворчество»)

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

Художественно – творческий проект

«Мир в твоем окне».

Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками арт-проекта. Создать благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие с педагогами, между детьми и родителями.

Досуг: «Лучше папы друга нет» . Выставка детских работ «Мой папа»

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца.

Праздник весны (Утренник) Выставка детских работ «Мама милая, родная».

Привлечь внимание к детскому творчеству. Создать благоприятную обстановку для эмоционального общения взрослых и детей.

День открытых дверей. Консультация: «Художественное – Эстетическое воспитание в семье»

Мастер-класс «Как разбудить маленького волшебника».

Знакомство родителей с работой группы и детского сада в целом в данном направлении. Повышение педагогической грамотности в области художественно – эстетического воспитания и развития.

Открытое занятие по художественному конструированию «Путешествие в страну вообразилию»

Выставка совместных работ родителей и детей.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

«Семейный клуб»

«Счастливый выходной день»

Творческая мастерская «Оригами»

Обмен опытом семейного воспитания по теме «Как организовать творческую деятельность детей дома»

Установление дружеских взаимоотношений среди родителей группы.

Консультация. Изобразительное искусство, как метод развития познавательной сферы ребенка. «Развитие наблюдательности эстетического восприятия окружающего мира через ознакомление с произведениями искусства»

Обогащение педагогических знаний родителей.

Родительское собрание

«Волшебная сказка оригами». (итоговое).

Анкетирование по результатам года.

Консультация «Влияние искусства оригами на развитие ребенка». Творческая мастерская «Живая бумага»

Выставка детских работ в технике оригами.

Подвести итоги наиболее успешных мероприятий и форм взаимодействия дети – педагоги – родители.

Подведение итогов воспитательно – образовательной работы.

Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.

Консультация «Путешествуем с детьми»

Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным.

Совместное посещение летних аттракционов. Участие в творческих конкурсах «Рисуем вместе с мамой».

Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Конкурс на лучший летний головной убор. (из бумаги)

Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка.

Развитие творческого взаимодействия родители – дети – педагоги.

Художественно-творческий проект «Радуга мечты»

Включать детей и родителей в творческий процесс, сделать их участниками современного арт-проекта.

Выставка детских работ «Лето, ах лето»

Привлечь внимание детей к детскому творчеству.

Праздник воздушного змея

Участие родителей в изготовлении и защите творческих проектов. Развитие эмоционально насыщенного общения родителей с детьми.

Консультация «Народное искусство в воспитании детей»

Творческая мастерская «Народная игрушка» Выставка совместных работ (дети – родители)

Повышение уровня педагогических знаний родителей.

Активизация педагогических умений родителей, расширение их кругозора.

2008 – 2009 ГОД

Родительское собрание «У школьного порога» Анкетирование «Скоро в школу» (до собрания) Консультация «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования»

Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение в школе. Анализ. Родительского запроса по подготовке детей к школе.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Расширение их педагогических умений, знаний.

Художественно – творческий проект.

«Я взрослый, ты ребенок»

Помочь детям открыть мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир современного ребенка.

Выставка совместного творчества (родители-дети, педагоги)

«Осенние фантазии»

Привлечение родителей к совместному творчеству. Расширение их педагогических умений, знаний.

«Творческая педагогика для родителей» (семинар – практикум)

Активизация педагогических умений, знаний родителей в художественно – эстетическом воспитании детей.

Консультация (индивидуальные беседы) «Развитие речи через изобразительную деятельность и конструирование.

Расширить знания родителей по данному вопросу. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность

Совместная экскурсия в школу искусств на выставку изделий прикладного искусства.

Обогащение педагогических знаний родителей. Активизация взаимодействия детского сада и родителей.

Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности (круглый стол).

Расширение педагогического кругозора родителей. Привлечение внимание к развитию творческого потенциала.

«Уроки общения» КВН.

Обогащение педагогических знаний родителей.

Консультация «Преодоление застенчивости средствами изобразительного искусства.

Обогащение педагогических знаний родителей.

«В музыкальной гостиной» (досуг интегрированное занятие музыка плюс рисование)

Привлечение родителей с совместному досугу.

Семейный клуб (диспут) «Радость творчества» Мастер – класс.

Развитие творческого взаимодействия родителей. Обогащение педагогических знаний.

Конкурс «Зимняя сказка» (лучший снежный городок).

Установление дружеских взаимоотношений среди детей, родителей, педагогов. Развитие творческого взаимодействия.

«В новогодней мастерской» (творческая мастерская) Выставка Новогодних игрушек.

Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году.

Новогодний праздник. Конкурс на лучший новогодний костюм.

Привлечение родителей к проведению новогодних праздников. Активизация их в совместном творчестве.

Семейный художественно – творческий проект.

«Птица семейного счастья»

Объединить всех членов семьи с помощью искусства. Способствовать сближению детей группы, их родителей.

Развлечение «Праздник пап». Изготовление подарков для пап.

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Привлечение внимания к детскому творчеству.

Выставка детских работ

«Моя любимая мамочка». Утренник 8 марта.

Демонстрация уважительного отношения педагогов к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Выставка поделок «Моя мама рукодельница».

Активизация родительского участия в жизни детей.

Поход в ЦДО «Спутник» на ярмарку – аукцион предметов прикладного творчества.

Приобщение детей к истокам родной культуры. привлечь детей и взрослых к совместному взаимодействию.

День открытых дверей. Открытое занятие «Что я люблю, и умею рисовать».

Демонстрация работы детского сада и группы в данном направлении.

Совместное развлечение «Ярмарка игрушек»

Создать благоприятную обстановку для эмоционального общения взрослых и детей.

«Страна вообразимая» КВН. (Совместная игра дети – родители). Оформление общей выставки рисунков.

Обобщить знания детей и родителей

Развитие эмоционально насыщенного общения родителей с детьми.

«Рисовать умеют все». Семинар-практикум Выставка рисунков детей и родителей выполненная в нетрадиционных техниках рисования.

Активизация педагогических умений родителей, расширение их кругозора.

Родительское собрание «Подготовка к выпуску в школу». (итоговая)

Подвести итоги воспитательно – образовательной работы в целом.

Оформление совместной стенгазеты «Страна детсадия»

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Утренник «Выпуск в школу» Совместное украшение группы.

Создать благоприятную обстановку для эмоционального общения взрослых и детей.

Оформление выставки совместных работ. До свидания детский сад Здравствуй школа.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей, родителей и педагогов.



Предварительный просмотр:

Приложение № 8

Перспективный план работы с педагогическим коллективом

на 2007-2008 уч.г.

Квартал

Формы взаимодействия

Тематика направления

I

Презентация авторской технологии (в рамках педсовета)

«Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства»

Консультация (в рамках семинара)

«Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

Открытое интегрированное занятие

«Сочини сказку»

Деловая игра (в рамках КМО для педагогов района)

Выставка детских работ

«Вариант» (использование разнообразных  форм и методов работы с детьми на интегрированных занятиях).

«Сотворчество».

Круглый стол

«Творчество в рисунках детей под влиянием искусства»

II

Мастер-класс

«Делаем сами, своими руками»

Сообщение из опыта работы (в рамках педсовета)

«Народное искусство как важное средство развития творческой, активности детей старшего дошкольного возраста»

Выставка детских работ кружка «Сотворчество» (в рамках дня открытых дверей)

«Вернисаж»

Сообщение из опыта работы (в рамках работы консультативно-информационного центра)

«Синкретически организованная деятельность как основа развития личности и творческих способностей детей»

Мастер-класс (в рамках «Школы молодого специалиста»)

«Радость творчества»

III

Сообщение из опыта работы (в рамках педсовета)

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников по программе «Сотворчество»

Оформление консультативно информационных папок (в рамках «Школы молодого специалиста»)

- «Краски твоего мира»

- «Учимся вместе с детьми»

Презентация художественно-творческого проекта (в рамках творческой недели)

«Дети – цветы жизни»

Открытое интегрированное развлечение (в рамках творческой недели)

«Страна Детсадия»

Практикум (в рамках творческой мастерской)

«Использование нетрадиционных техник рисования и лепки в работе с детьми»

КВН (в рамках круглого стола)

«Знатоки искусства»

IV

Конкурс (в рамках Дня защиты детей)

«Рисунок на асфальте»

Консультация  (в рамках «Школы молодого специалиста»)

«Влияние различных форм детской деятельности на развитие творческих способностей ребенка»

Конкурс (в рамках развлечения «Театр - детям»)

«Новые куклы»

Совместное изготовление кукол для театра

Информационный проспект (в рамках консультативно-информационного центра)

«Условия необходимые для успешного развития творческих способностей детей»

Выставка специальной методической литературы, игр на развитие творческого потенциала детей (в рамках педсовета)

«Развиваем творчество»

Конкурс поделок из природного материала

 (в рамках праздника

 1 сентября)

«Природа и фантазия»

Квартал

Формы взаимодействия

Тематика направления

I

 Выставка детских работ кружка «Сотворчество» (в рамках «Дня Знаний»).

«Наш детский сад»

Консультация (в рамках семинара)

Инновационные методы работы в ДОУ по раскрытию творческого потенциала ребенка.

II

Сообщение из опыта работы (в рамках консультативно-информационного центра)

Развитие творчества дошкольника по программе «Сотворчество»

Мастер-класс (в рамках «Школы молодого специалиста»)

«Рисуем вместе»

Оформление консультативно-информационных папок (в рамках «Школы молодого специалиста»)

Воспитание у детей интереса к творчеству.

«Радость к творчеству».

Игры с красками, как средство развития творческих способностей

КВН (в рамках педсовета)

Развитие творческого потенциала дошкольников.

Тесты на изучение творческого потенциала взрослых.

Открытое занятие (в рамках творческой недели)

«Сказка в гости к нам пришла»

III

Презентация авторской программы кружка р.н.р. по дереву «Сотворчество» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках КМО для педагогов района).

Выставка детских работ кружка «Сотворчество»

Формирование этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Русские народные промыслы

Консультация  (в рамках семинара)

«Игра – в художественно-творческой деятельности дошкольников».

Презентация художественно-творческого проекта (в рамках педсовета)

«На встречу друг другу»

IV

Конкурс (в рамках «Дня защиты детей»)

«Рисунок на асфальте»

Практикум (в рамках творческой мастерской)

Практические упражнения, игры способствующие развитию творческих способностей.

Консультация (в рамках «Школы молодого специалиста»)

«Развитие творчества дошкольников через изобразительную деятельность»

Оформление консультативно-информационных папок (в рамках «Школы молодого специалиста»)

«Делаем сами»

«Творческая мастерская»



Предварительный просмотр:

Примерное содержание занятий

по развитию творческих способностей у детей

в совместной деятельности (младший и средний

дошкольный возраст)

РИСОВАНИЕ

  • Проведение игр и упражнений на сравнение и дифференциацию предметов по различным признакам (подбирать к образцу, раскладывать на две группы по двум образцам и пр.).
  • Проведение игр и игровых упражнений на соотнесение формы предмета с эталоном и называние ее: круглый (похож на шар), овальный (похож на яйцо), квадратный (похож на кубик) и т.д.
  • Проведение игр и игровых упражнений на закрепление и дифференциацию цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), использование цвета в процессе рисования, передачу в рисунке характерного цвета времени года (зимы, лета, осени).
  • Проведение игр и игровых упражнений на развитие пространственных представлений. Моделирование изменяющихся отношений между объектами по подражанию, образцу и словесному заданию. Отражение относительности пространственных отношений в речи: близко-далеко, ближе-дальше, вверх-вниз, внизу-наверху, с этой (правой) стороны, с другой (левой) стороны, в середине (центре).
  • Проведение игр и игровых упражнений на развитие представлений о величине, сравнении предметов, употребление сравнительной степени прилагательных (большой-маленький, выше-ниже, толстый-тонкий, шире-уже и др.).
  • Обследование предметов перед рисованием в определенной последовательности с помощью взрослого.
  • Рисование краской, фломастерами, карандашами, мелом без задания («Что получилось?»), затем по заданиям (мяч, яблоко, ленты и пр.).
  • Закрашивание листа бумаги кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми, вертикальными, горизонтальными движениями для выполнения аппликации или рисунка («Звезды на небе», «Цветы на лугу» и др.).
  • Рисование восковым мелком и акварелью. Закрашивание краской листа бумаги (широкой кистью, губкой), на котором выполнены изображения восковым мелком или свечкой (картинки с сюрпризом: «Плавают уточки», «Кошка», «Снеговик» и др.)
  • Рисование на пористой бумаге краской «от центра» плодов (помидоры, красные и желтые яблоки, сливы и пр.), снеговика, неваляшки, дополняя рисунок мелкими деталями с помощью фломастера.
  •  Рисование предметов округлых форм (шары, бусы, обручи, сушки) на основе использования предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения. Включение этих изображений в сюжет («Шары на елке», «У мамы красивые бусы», «Мячи в сетке», «Сушки на шпагате» и пр.).
  •  Рисование предметов угловатой формы на основе использования предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения («Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке», «Окна в доме».
  • Рисование краской с использованием приема примакивания (трава, заборчик, листочки и др.) и касания кончиком кисти («Салют», «В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки» и т. п., составление узора на полоске из точек и мазков).
  • Рисование различающихся по величине предметов краской, фломастером, карандашом («Мама с дочкой гуляют», «Это я и мой папа», «Скатаем большой и маленький ком», «Нарисуем крупный и мелкий апельсин» — краской, фломастером; «Нарисуем высокий и низкий дом» — карандашом; «Нарисуем большой и маленький флажок» — карандашом, фломастером и т. п.).
  • Дорисовывание основного задания по своему желанию.
  • Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшка, пирамидка из 3 шаров) и расположению.
  •  Рисование с натуры (пирамида из 3-5 колец, неваляшка, колобок, грибок и др.) после предварительного зрительно-двигательного обследования и с последующим повторением изображения по представлению.
  •  Рисование различных деревьев — ели, березы, тополя, дуба, яблони (несколько типов изображения одного дерева) с использованием разных приемов: листья изображаются мазками, которые накладываются друг на друга — кисть плашмя (примакивания); если ребенку удается прием касания, то по его желанию можно рисовать не мазками, а точками.
  •  Рисование леса, где растут разные деревья, с дорисовыванием людей или наклеиванием их фигурок самостоятельно или с помощью взрослого.
  • Рисование разных видов человеческого жилища — шалаша, деревенского дома с длинным и коротким забором, городского дома — с дорисовыванием во всех случаях людей (под деревом, рядом с домом и пр.) или наклеиванием фигурок самостоятельно или с помощью взрослого.
  • Рисование разных машин на городской улице, на шоссе. Раскрашивание карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений (в том числе и простых сюжетных) по показу взрослого и самостоятельно с целью совершенствования изобразительных умений: не заходить за контур, регулировать размах руки, не отрывать кисть и карандаш от бумаги, ждать, пока высохнет краска, не смазывать рисунок. Самостоятельно промывать кисть, вытирать ее тряпочкой.
  • Обведение ладоней, всего тела с последующим совместным дополнением контурных изображений разными элементами и раскрашиванием. Сравнение с изображениями, выполненными на предыдущем этапе, объективная оценка своих достижений.
  •  Рисование открыток к празднику 8 Марта: ветка мимозы, цветущая ветка яблони (листья — примакиванием, цветы — касанием концом кисти). Кисть можно заменить палочкой для получения более крупных точек. Для некоторых детей можно заранее нарисовать ветку, а может быть, и листья. Работа должна быть посильной и приносить радость.
  •  Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим нахождением их сходства с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.).
  • Упражнения на дорисовывание недостающих элементов в рисунках: ягодок на ветке, частей тела животным (уши, носы, лапы, хвосты), листьев на деревьях, элементов домов (труба, окно, дверь), узоров на ковриках, тарелках и др.
  • Рассматривание дымковской игрушки. Знакомство с основными элементами, выполнение элементов росписи в полоске.
  •  Выполнение декоративных узоров с чередованием элементов (женские украшения, роспись на предметах посуды и одежды и др.).
  • Создание коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года (передавать основные цвета: осень — желтый, красный, немного зеленого; зима — белый, голубой).
  •  Создание композиций с помощью штампов («Ежи собирают грибы на поляне», «Белочки готовятся к зиме», «Праздник у зверей», «Зоопарк», «На грядках выросли овощи», «В саду поспели яблоки и груши», «Коврики» др.).
  •  Коллективное выполнение рисунков («Играем зимой (летом)», «Наши праздники» и др.).
  • Создание тематических альбомов из детских работ: по временам года, к литературным произведениям «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три медведя» (обр. Л. Толстого); Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; С. Капутикян «Маша обедает»; О. Кригер «На прогулку»; С. Маршак «Два котенка», «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», К. Ушинский «Утренние лучи» и др.

НЕТРАДИЦИООНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

  • Рисование пальчиками (от 2 лет).
  • Рисование ладошкой (от 2 лет).
  • Оттиск пробкой (от 3 лет).
  • Обрывание бумаги (от 3 лет).
  • Скатывание бумаги (от 3 лет).
  • Оттиск поролоном (от 4 лет).
  • Оттиск пенопластом (от 4 лет).
  • Оттиск смятой бумагой (от 4 лет).
  • Восковые мелки и акварель (от 4 лет).
  • Свеча и акварель (от 4 лет).
  • Акварельные мелки (от 5 лет).
  • «Знакомая форма – новый образ» (от 5 лет).
  • Отпечатки листьев (от 5 лет).
  • Тиснение (от 5 лет).
  • Кляксография обычная (от 5 лет).
  • Печать по трафарету (от 5 лет).
  • Монотипия предметная (от 5 лет).
  • Монотипия пейзажная (от 6 лет).

ЛЕПКА

1.   Проведение игр и игровых упражнений на сравнение предмета с предметами эталонной формы (шар, куб, яйцо, огурец и пр.). Начинать сравнение со слов: «Похож на...»

2.   Проведение игр и игровых упражнений на развитие восприятия формы и величины предметов («Выбери на ощупь предметы, похожие на шар (на огурчик, на яйцо)»); различение сходных форм (яйцо и шар, яйцо и лимон, шар и яблоко).

3.   Проведение игр и игровых упражнений на соотнесение величины куска глины (заранее подготовленного взрослым) с размером частей предмета, сравнение их, объяснение своих действий («У снеговика снизу самый большой снежный ком — надо взять самый большой кусок глины») с помощью взрослого и самостоятельно.

4.  Анализ объектов перед лепкой (обследование с использованием ощупывания двумя руками под контролем зрения) с помощью взрослого.

5.   Конструктивная лепка (от частей — к целому) из цветного теста предметов округлых форм (яйцо, яблоко, грибы, рыбки, пирамида из колец или шаров, самолет, неваляшка, животные, снеговик) по подражанию взрослому и по представлению. Лепка знакомых предметов из пластилина, глины по представлению. Лепка из глины и пластилина объектов, отличающихся по величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка и т. п.). Лепка с использованием приема защипывания краев (блюдце, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан).

6.   Лепка скульптурным способом фигурок людей и животных для создания сюжетной композиции по содержанию сказок для последующего обыгрывания.

7.   Раскрашивание изделий из глины, использование их в игре с помощью взрослого и самостоятельно.

8.   Создание поделок вдвоем со сверстником, обучение детей способам делового партнерства — умению договариваться о последовательности выполнения и распределении операций (с помощью взрослого).

9.   Рассматривание и обыгрывание изделий художественных промыслов.

АППЛИКАЦИЯ

1.   Проведение игр и игровых упражнений на развитие восприятия. Выполнение заданий по образцу и словесной инструкции («Подбери кукле такую же одежду и одень ее на прогулку», «Посади на клумбе вот такие цветы», «У моей дочки красные туфельки. Подбери такие же перчатки, сумку, шляпку и бусы»).

2.   Проведение игр и игровых упражнений на закрепление представлений о цвете, форме, величине: выбор предметов по образцу, группировка по двум образцам в соответствии с самостоятельно выделенным различительным признаком. Упражнения на чередование предметов, раскладывание мозаики в соответствии с образцом (чередование 1:1, 2:2, 2:1 и пр.).

3.   Составление узоров в полоске без наклеивания по готовому образцу, увеличивая количество элементов (использовать для чередования осенние плоды, листья; праздничные флажки, шары и т. п.).

4.   Составление узоров из готовых элементов с чередованием АБАБ, ААББААББ, ААБААБ в квадрате, круге, полоске без наклеивания и с наклеиванием(бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков, одуванчиков, тарелка с узором, салфетка с узором).

5.   Создание симметричных узоров. Перенос узора с левой половины изображения на правую (бабочка, шапочка, украшенная елка, платье) или с верхней на нижнюю (бабочка, шапочка, шарфик).

6.   Составление узора в полоске и круге по образцу (лес — большие и маленькие елочки; улица — высокие и низкие дома; елочная гирлянда — шары разного цвета; сосульки на ветке разной формы и пр.).

7.   Предметная аппликация знакомых предметов на основе предварительного анализа образца или обследования натуры («Соберем пирамидку, башенку», «Построим дом из трех этажей», «Слепим снежную бабу» и др.).

9. Сюжетная аппликация из готовых деталей («Дети на прогулке», «Дети осенью в лесу», «У дома сад», «Улица», «Дети слепили снежную бабу» и др.). Предоставить детям возможность самим выбирать нужные изображения, оказывая помощь при создании композиций.

10.  Выполнение изображений предметов с использованием приема рваной аппликации.

11.  Выполнение аппликации по типу разрезной картинки — путем составления целого из фрагментов («Мальчики и девочки гуляют», «Собака бежит», «Фургон привез продукты» и пр.).

12.  Создание с помощью взрослого сюжетной композиции по собственному желанию детей с использованием приема «подвижной аппликации» с последующим рассказыванием и рисованием.

13.  Рассматривание с детьми декоративной вышивки, росписи, отделки на платье и фартуке.

14.  Вырезание полосок ножницами с помощью взрослого и самостоятельно с последующим их наклеиванием (салфетка, лодочка на реке).

15.  Дополнение рисунков объектами, выполненными в технике аппликации («В небе летят птицы», «Цветные шарики на празднике», «Зайчики играют на полянке», «Белочка собирает орешки» и др.).

16.  Создание книжки-самоделки по сказкам («Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др.).

17.  Коллективная аппликация по сюжетам читаемых сказок, рассказов, детских фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.

Статья посвящена проблеме развития познавательной сферы дошкольников с помощью средсв изобразительного искусства. Развивать ребенка с помощью искусства - это удачное и оригинальное  решение вопро...

Развитие художественных способностей детей средствами изобразительного искусства

Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этог...

Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».

«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»

Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»

Содержание:Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.Задачи  художественно-эстетического развития дошкольников.Сист...