Гражданское воспитание дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Анатольевна Пивоварова

Статья о гражданском воспитании дошкольников (опыт работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано в сборнике «Гражданско-патриотическое воспитание в образовательном учреждении: проблемы, опыты перспективы». Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11декабря 2016года).

Пивоварова Е.А., воспитатель,

 частное образовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад № 64

 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Актуальность темы на сегодняшний день состоит в том, чтобы воспитать достойного гражданина России, это одна из главных и изучаемых педагогической наукой и практикой тем. В последние годы изменения, которые происходят в нашей жизни, обществе, привели к деформации этих понятий.

       В связи с  изменением образовательных систем развитие разносторонне развитого человека имеет всеобъемлющий характер.

       Воспитание гражданственности – это очень сложный и трудоемкий процесс, продолжающийся всю жизнь. Он направлен на формирование и развитие личности, обладающей качествами  гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

       Одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения и семьи – это воспитать достойного гражданина своей Родины. Ребенок дошкольного возраста больше всего подвержен влиянию окружающей его среды. Он впитывает в себя все хорошее и плохое, что его окружает. И поэтому основы будущего гражданина закладываются в период дошкольного детства. Чем раньше пробуждается в душе добрые чувства любви к своему дому, к своему городу, тем больше духовных сил у человека, тем ярче раскрывается его индивидуальность. Именно в это время необходимо воспитывать в детях любовь к семье, своей земле, своему народу, Родине. Нельзя воспитать достойного гражданина общества, если он не будет чувствовать своей связи с Родиной, и не будет знать ее прошлого; не знать, как любили и берегли ее отцы, деды и прадеды.

        Гражданское воспитание дошкольников в частном общеобразовательном учреждении «Начальная школа – детский сад № 64 ОАО «РЖД» ведется во всех видах деятельности целенаправленно систематически с учетом индивидуальных особенностей детей, сочетает в себе патриотические, интернациональные, правовые, нравственные задачи и активно реализуется через проектную деятельность.

        В учреждении разработаны и внедрены мини-проекты по темам: «Я и моя семья», «Профессии родителей», «Природа и человек», «Родина – моя Россия».

        При реализации мини – проект «Я и моя семья» проводились беседы на темы «Моя семья», «Кто Я?», «Мое имя», в ходе которой дети узнали значение своего имени и, что каждый человек имеет право на имя, фамилию и отчество. В рамках проекта дети рассматривали семейные фотографии и составляли рассказы о своей семье, заучивали стихи, поговорки, пословицы, загадки о семье, играли в сюжетно - ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли». К празднику «День матери» каждая семья подготовила творческую работу. Лучшие их них приняли участие на Всероссийском конкурсе Арт- талант «Академия развития творчества». Родители с детьми изготовили семейный флаг и герб и рассказали о них на празднике.

        Проведенная работа закрепляет представление детей о семье, ка о ячейке общества во всем многообразии родственных отношений, домашнего быта, оказывает влияние на формирование привычек и черт характера, воспитывает любовь  и уважение к семье, родным и близким. Совместная деятельность сближает родителей и детей. Способствует взаимопониманию между поколениями.

         В ходе реализации мини – проекта «Профессии родителей» дети знакомились с профессиями  своих родителей – железнодорожников. «Дети проявляют живой интерес к труду взрослых, стремятся им подражать в игре и быту и желают сделать что-то сами. Поэтому для создания положительного отношения детей к труду на железной дороге важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом» [1,с.13]. В ходе проекта для детей были организованы экскурсии на железнодорожные предприятия, проведены беседы об истории и роли железной дороги  в жизни людей и государства. Также дети разучивали стихи, песни о железной дороге, выполняли аппликацию «Мчится поезд по рельсам». Смотрели мультфильмы о железной дороге «Паровозик из Ромашково», «Непослушный паровозик», «Веселый путешественник», для буклетов подготовили рисунки о железнодорожных профессиях. Интересны для детей дидактические игры: «Опасно – безопасно», «Кому, что надо для работы»; сюжетно-ролевые игры: «Веселое путешествие», «Железная дорога». Благодаря организованной и целенаправленной деятельности у детей сформированы представления о профессиях железнодорожного транспорта, о труде и его результатах.

         С целью воспитания уважения к труду  людей, совместно с детьми и их родителями была проведена акция «Зеленый друг» по благоустройству территории детского сада.

         Реализуя мини - проект «Природа и человек», педагоги не только дают детям конкретные знания, но и вызывают в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждают этические чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зори и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пенье  соловья и пережил восхищение красотой пространства. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий»  [3,с.56]. С целью изучения природы, с детьми организованы экскурсии по окрестностям поселка, проведены дидактические игры:  «Найди такой по цвету и форме», «Вершки – корешки», беседы о бережном отношении  к природе. На территории детского сада дети познакомились с лечебными травами, растущими на фито-клумбе, высаживали овощи, цветы и ухаживали за огородом и клумбами, разводили комнатные растения.

         В рамках мини – проекта «Родина моя – Россия» решалась задача формирования у детей представления о стране, в которой мы живем, ее природе, культуре, искусстве. В ходе проекта с детьми проведены беседы на темы: «Природа России», дети узнали об удивительном  и разнообразном мире растений и животных нашей страны; «Москва – столица». «Знакомство с достопримечательностями города Москвы». Дети узнали и Москве в стихах, в песнях, в произведениях художественной литературы. Познакомились с символикой России, узнали назначение герба, флага и гимна.

        Таким образом, целенаправленная деятельность учреждения по развитию у детей самостоятельности, фантазии, творческой активности, умения взаимодействовать друг с другом, укрепляет у ребенка сознание собственной индивидуальности, повышает его самооценку, а также значительно расширяет его знания о стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего гражданина и патриота нашей страны.

        Результаты детского творчества получили высокую оценку на Всероссийской    занимательной викторине Арт-талант «Академия развития творчества» «Моя Родина –Россия».

         Литература.

1.Дошкольник и мир профессий. Железная дорога: программа и методические рекомендации /М. А. Ковардакава, И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королева, И. П. Никитина. М.:

АККИ, 2010. 72с. (Растем гражданами и патриотами).

2.Комплексные занятия  по программе  «От рождения до школы»: старшая группа /под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; автор-сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель,2012.

3.Родной край: пособие для воспитателей дет. сада /Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козлова.2-е изд., перераб. И доп. М.:  Просвещение , 1985.238с.

4.Россия для детей /Н.А. Андрианова. М.: Эскмо, 2015. 192с.: ил. (Детские путеводители).

5.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /под ред. Л.А. Кондрыкинской. М. : ТЦ Сфера, 2014. 192с. (Серия «Вместе с детьми».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"...

Гражданское воспитание дошкольников.

Выступление на педсовете воспитателя гр.№ 7   Зимнуховой Т.В.          В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом ст...

Особенности гражданского воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и тр...