сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
материал на тему

Губанова Екатерина Николаевна

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального и

физического развития воспитанников
«Сказка»

Сообщение на тему «Особенности гражданского воспитания

дошкольников»

Воспитатель: Е. Н. Губанова.

с. Леуши

2010г.

Развитие гражданских качеств личности - процесс сложны^, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы.

Гражданство - принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

I

Патриотизм - в переводе с греческого означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

И от того, как понимается гражданственность, и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция. Под воздействием социо-культурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:

  • проведения .тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  • организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России, а так же с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребенка;
  • проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  • организации видеопросмотров, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;

* вовлечение детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, посильная помощь младшим, пожилым, концертная деятельность для жителей поселка).

В ходе бесед с детьми важно обсуждать такие темы, как « Дружба», «Милосердие», «Добрые дела и поступки», «Конфликты и пути их преодоления», «Помощь и взаимопомощь», «Правила в нашей жизни», «Мои обязанности». В повседневной жизни следует учить воспитанников нормативным способам решения проблем и конфликтных ситуаций, к которым относятся: голосование, использование жребия, установление очередности. Дети могут принимать участие в обсуждении планов жизни группы и детского сада. Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Важно дать информацию о том, что такие атрибуты, как флаг, гимн, герб есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятием «государство», «республика^), «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. Начало работы над геральдикой состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. С этой целью на занятии по познанию окружающего, ознакомлению с природой дети придумывают и делают знаки: для столовой, уголка природы, музыкального зала; затем вырабатывается символ - герб группы, детского сада. Делается он с помощью воспитателя на занятиях рисования или аппликации. А затем, используя представления о разных профессиях, животных и некоторые знания исторического характера, переходят к рассмотрению разных гербов (но не более четырех), на которых отражены либо основная профессия которой знаменит город, либо животное, либо историческое событие, поскольку по этим основаниям можно выделить типы гербов. А далее, используя карту нашей страны, можно подходить к толкованию российского герба с опорой на те знания, которые дети получили на занятиях. Например, можно совершить длительное и подробное воображаемое путешествие по разным регионам нашей страны с использованием карты, в результате чего у детей формируется представление о масштабах страны, профессиях людей, ее населяющих. При знакомстве с российским флагом дети опираются На имеющиеся у них представления о цвете и некоторых российских традициях. Они могут сделать изображение российского флага из бумаги, имеющей тот же цвет, что и традиционные для нашей культуры цветы - ромашки ( белый цвет - облака, снег), васильки ( синий цвет - небо, реки) и маки (красный - красивый, праздничный). И, конечно же, большое значение имеет участие детей в праздниках, таких как День города, День Победы, День защитника Отечества (дети делают открытки, поздравления, подарки, создают макеты праздничного оформления города). В День космонавтики они обсуждают, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин, рассматривают открытки, конструируют космодром и модели ракет будущего и многое другое. В результате такой работы у детей создаются не только представления об их городе и стране, в которой они живут, но и возникает чувство их сопричастности к важным происходящим событиям. Реализация кратко обозначенных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования подлинно гражданско-патриотической позиции у старших дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека - гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Гражданское воспитание дошкольников.

Выступление на педсовете воспитателя гр.№ 7   Зимнуховой Т.В.          В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом ст...

Особенности гражданского воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и тр...

Проект "Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"

quot; Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"...