Образовательная деятельность на тему: «Волшебная страна этикета» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Овсянкина  Анастасия  Александровна

Цель:    воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Задачи:

ü Содействовать формированию  навыков   культурногот поведения у  детей  в  разнообразных  жизненных  ситуациях.

ü Способствовать  развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

ü Развивать   связную  речь  детей.

ü Знакомить с  основными   этикетными   нормами и  правилами.

ü Воспитание  у  детей  нравственных  качеств, необходимых  в  обществе.

ü Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности, 
извинения, прощания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkrytoe_zanyatie.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное  Дошкольное  Образовательное   Учреждение

Детский сад № 26  комбинированного  вида

Образовательная  деятельность

на   тему:  «Волшебная    страна   этикета»

(старшая  группа)

C:\Users\Магазин\Desktop\ОТКРЫТОЕ  ПО\этикет2\85783772_et11.jpg

Подготовила  и  провела:  Овсянкина   Анастасия   Александровна

Великие Луки

27 февраля 2015 г.


Цель:    воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Задачи:

  • Содействовать формированию  навыков   культурногот поведения у  детей  в  разнообразных  жизненных  ситуациях.
  • Способствовать  развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
  • Развивать   связную  речь  детей.
  • Знакомить с  основными   этикетными   нормами и  правилами.
  • Воспитание  у  детей  нравственных  качеств, необходимых  в  обществе.
  • Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности, 
    извинения, прощания.

Програмное  содержание:

Образовательные  области: Социально-коммуникативное развитие,  речевое  развитие;  художественно-эстетическое  развитие.

Материалы и оборудование: говорящая   ручка «Знаток»   II  поколения,  аудиостикеры,  цветок «волшебных  слов»;  билетики;  мнемотаблицы; маркер «Дорожка»;  магнитофон;  СD; конверт  с письмом; скатерти;  чашки;  блюдца; чайные  ложки;  салфетницы;   украшения  для  стола; поварешка; 2  доски; дидактическая  игра  « К  кому  празднику  накрыт  стол»;  костюмы  дежурных;  схема   сервировки  стола;  книга к  говорящей  ручке « Хорошие  манеры»;  гимнастическая  скамейка;  мягкие  модули;  схема  замка;  мягкие  модули  «Кочки»;  пиктограммы «Эмосхемы»;  книжки  добрых  дел;  сердечки; угощения; стульчики; подставка под  мнемосхему.

Дата  проведения:   27  февраля  2015 г.

Время  проведения:    9.30 – 10.00

Место   проведения:   групповое  помещение

Вводная  часть:

Дети  спокойно  играют,  в группу   входит   педагог  с   двумя  девочками.

Педагог: Ребята,  здравствуйте!   (Ответы  детей).  Вы  не  могли   нам, пожалуйста,   помочь?   Полина   и   Маша   поссорились,  а   спор   у  них   вышел   очень  интересный.  Они  заспорили,  кто   больше  вежливых и  добрых  слов  знает.

Девочки  продолжают  спорить  друг  с  другом.

Полина: 

Есть   много  слов   прекрасных,

Волшебных,  добрых  слов

Таких  простых  и   ясных –

Я  их  назвать готов.

«До   свиданья, до   свиданья!» -

 Говорю  при  расставанье.

Маша:

«С  добрым   утром», «добрый  день!» -

Никогда   сказать  не  лень.

И   «спасибо»   говорить,

За   добро  благодарить

Никогда  я  не  забуду –

Я – самой   вежливою   буду!

Полина:

Если   братик  спать  захочет,

Я   скажу: «Спокойной   ночи!» -

Пожелаю   сладких  снов.

Я  знаю  больше   добрых  слов!

Педагог:  Девочки    красавицы,  вы  не  будете  против,  если  мы   с   ребятами  поможем     разрешить   ваш   спор?  (Девочки  сомневаются). Маша  и  Полина,  зайдя  в   группу,   вы  забыли   сделать,  что-то   очень   важное   и    если   вы   не  научитесь  это  делать,  вы   никогда  не  сможете   попасть   с  нами  в  «Волшебную  страну»  в  которую  мы   с  ребятами  хотели   сегодня   отправиться.  Правда,  ребята?  А  вы  знаете,  что  забыли   сделать   девочки?  (Ответы  детей)

Маша   и  Полина: (Поворачиваясь  к  гостям)  Здравствуйте!  (грубо)  Привет, ребята! (махнув  детям рукой)

Педагог:   Маша и Полина,  слово  «здравствуйте» - хорошее,  доброе  слово.  Ведь   сказав  его,  мы желаем   человеку  здоровья.  И   важно  не  только  знать  волшебные  слова,  но  и   уметь   их   правильно и   вовремя произносить.  Если  вы  пожелаете,  мы  хотели  бы  с  ребятами  пригласить  вас   в  Волшебную   страну «Этикета».

Полина:  (обращаясь  к  Маше)

Тебе  известно  или  нет,

Что  такое  «Этикет?»

Маша: Нет!

Ребенок 1:  

Это – правила, манеры,

Вежливость  и   чувство  меры.

Ребенок 2:

Скромность, такт и  аккуратность,

Чистоплотность, деликатность.

Ребенок  3:

Уважение  к  старушкам

И к приятелям, подружкам.

Ребенок  4:

Вежливость  нужна  и  дома,

И в гостях у всех  знакомых.

Ребенок  5:

В  зоопарке,  переулке,

В  группе   сада, на  прогулке.

Песня «Что  такое  этикет?»

(муз. М. Еремеевой, сл. С.Еремеевой)

Основная  часть:

Педагог: Дети, обратите  внимание,  в  нашей  группе   расцвел  необычный  цветок – цветочек  «Добрых   слов» и  на   нем  что-то  написано,  но  ведь  не   все  умеют   читать.  Что  же  нам   может   помочь?  (Ответы  детей)    Верно,  говорящая  ручка «Знаток».  Машенька и  Полина,  будьте   так  добры  и  любезны – принесите, пожалуйста,  нам  нашу  помощницу.

Девочки  отправляются  за   ручкой.  Когда   ручка  принесена  все   дети  присаживаются  на  ковер и  читают   надписи  а  лепестках с  помощью  говорящей  ручки.

Игра «Словарь вежливых слов»

Педагог: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте  правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором),  за   каждый  правильный   ответ  ты  будете  получать  билетики.

  • Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…(добрый день)

  • Друг другу на прощание

Мы скажем…(до свидания)

  • Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…(извинить).

  • До чего ж оно красиво

Слово доброе…(спасибо).

  • Когда виноваты, сказать спешите

Прошу вас, пожалуйста-( извините).

  • В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …(не перебивай).

  • Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

  • Пора  за  стол,  все  для  еды  накрыто

Приятного  желаем  …(аппетита)

  • Хороша  корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем…    (Будь здорова!)

Педагог:  Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же  волшебные слова нам встретились?

Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания и    т.д.)

(Педагог  обращает  внимание  детей, что на горшочке с  цветком  есть  еще  один   стикер)

С  помощью  говорящей  ручки «Знаток»  дети    читают:

В   страну   «Этикета»   хотите  попасть?

Там   много   хорошего   можно   узнать:

Что   сказать, когда   войти,

Как  в  гостях   себя   вести,

Что с  волшебными  словами

Делать  дома и в  пути.

Как   же   вежливее  стать?

Там  дадут  советы,

Будем  там мы  изучать

Нормы   этикета.

На  волшебный    кораблик

Скорее   садитесь

И  добрые  слова

Говорить  не   ленитесь!

Дети   рассаживаются  в  волшебный  кораблик – маркер,  используя вежливые   слова  и  правила   этикета в  транспорте,  которые  изображены  на   мнемотаблице   рисунками:

-  не  толкаться

-  пропускать   девочек  вперед

-  помогать   друг  другу

-  покупать   обязательно   билет

-  уступать  места   инвалидам,  старшим,  маме  с  малышом

-  не  кричать

- не  наступать  на  ноги

- не   есть  в  транспорте

Педагог: Все   расселись,  все  готовы?

                 В   плаванье   пуститься   снова.

                 Все  билеты  покажите!

                Нет  ли  «зайцев» – докажите!

                Закрываем   все   глаза

                Что  такое  чудеса!

                Кораблик  наш – он  необычный

                Он   взлетит   сейчас   как  птица.

                Ты   веди   себя  прилично.

                Нужно   полетом  насладиться.

                Где    летим   сейчас   скажите

                Ответы    вместе    назовите!

Игра  «Угадай  где   мы    летим»

Детям   включается   мелодии  со  звуками: леса, зоопарка, города,  моря. Им  необходимо  отгадать.

Педагог:  Вот   мы   прибыли  в  страну   этикета.  Вы   хотите  посмотреть,   что  нас  здесь  ждет?  Тогда  выходите  с  кораблика.

Дети,  помогая  друг  другу,   выходят   из  кораблика  и  перемещаются  за воспитателем  к  столам.   Замечают на  столе  конверт.

Письмо  читают  с  помощью  говорящей  ручки «Знаток».

Письмо:

Первый  стикер  с  записью:

…. Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы - дзынь!- натыкаются,

И стаканы - дзынь!- разбиваются…

Педагог:  Ребята,  может  быть  вы  поможете  мне  вспомнить  из   какого   произведения   эти  строки?  (Ответы  детей).   Правильно -   «Федорино  горе».  А  кто  написал  это произведение?  (Ответы  детей)   Корней   Чуковский – знаменитый  детский  писатель.

Второй   стикер  с  записью:

   Ребята,  я   теперь   живу  в   Волшебной  стране  «Этикета»  и  обучаюсь   правилам   хорошего  поведения,  вежливости  и  аккуратности.   Ко  мне  совсем   скоро  должны  прийти  гости,   а я не  успеваю   накрыть  на  стол.   Помогите  мне,  пожалуйста!  

Федора   Егоровна

Педагог:   Поможем  Федоре  Егоровне?  А  вы  знаете,  как  правильно  накрывать  на  стол?  (Ответы  детей)   Тогда  давайте  попробуем. Кого   мы   сегодня   выберем  дежурным?  Выберем  с  помощью  считалочки  (дежурные  переодеваются).  

Педагог   обращает  внимание  детей   на  доску с  заданием.

Сервировка   стола

Дежурные   накрывают  на  стол,  пользуясь    схемой,  с  помощью   младшего  воспитателя.

Остальные  ребята  вместе с  педагогом перемещаются  к  доске.

Дидиактическая  игра  «К   какому  празднику   накрыт  стол»

Детям   необходимо  узнать  и объяснить  к  какому  празднику  накрыт  стол и   озвученную   карточку  с  названием  праздника  поместить   под  картинкой.

После  выполнения  заданий  дети  вместе  с   педагогом  проверяют, правильно  ли  дежурные  накрыли  на  стол    и  на   столе   находят  лишний  предмет – это  поварешка,  на  которой   наклеен  следующий   стикер:

Спасибо  большое,   ребята,  что  помогли  мне   накрыть  на   стол  и  справиться   со   всеми  заданиями. Счастливого   путешествия по   стране «Этикета».

Теперь  отправляйтесь  туда,  где  у  вас  находятся   книги.

Найдите   книгу  «Хороших  манер» и  откройте  её  на  странице № 8.

Чтение   страницы  из  книги  «Хороших  манер».

Обсуждение  с   детьми  прочитанного.

В   книге  находят  стикер   с  записью:

Оправляйтесь  срочно  в   путь

Добрые  слова  с   собою  не  забудь!

С  замком  нашим  случилась  беда

Бегите   скорее все  вместе  туда!

Преодолевая  полосу   препятствий,  дети   отправляются   во   вторую   часть  группы.

Полоса   препятствий:

- Маркер  «Кораблик» трансформируется   в «Туннель»

- Скамейка

Педагог:   В  этом  замке   случилась   беда.

                   Грубияны,  невежды   попали   сюда!

                   От   плохих   слов  - стены  развалились

                   И  добрые   слова   все   здесь  заблудились!

Вы  бы  хотели   помочь и  построить  этот  замок?  (Ответы   детей) Тогда   внимательно   смотрите  на   схему  и  можете  приступать.

Конструирование  «Замка»  из  мягких  модулей  по  схеме.

На  мягких  модулях  наклеены  таблички с  «Волшебными словами»  и  озвученные   говорящей  ручкой  «Знаток»

Педагог:   Замечательно и с  этим   сложным  заданием   вы  справились.  Мы с  вами   помогли  восстановить  замок  «Волшебных  слов».   Какие  же   слова будут в  нем  жить?  (С   начала   дети   высказывают   свои   предположения,  а   потом  проверяют с  помощью  говорящей  ручки)

Заключительная   часть:

Дети  рассаживаются  на   мягкие   модули «Кочки»  полукругом.

Подведение  итогов:

Педагог:   У  нас   с  вами  получилось  сегодня   веселое   и   увлекательное   путешествие  в   Волшебную  страну  «Этикет».  Что  же   нового   вы   сегодня    смогли   узнать?     (Ответы  детей).  Но  вы   знаете  ребята,  с этой  страны   возвращаются  только  вежливые,  воспитанные  и   аккуратные  дети.  И   поэтому,  мне    кажется,  мы   с  вами  должны   продолжать  жить  в  этой  стране   всегда.  А сможем  ли  мы  здесь  остаться  на  всегда  помогут  понять  нам  специальные  вопросы.    Попробуем  на  них  ответить?  (Ответы  детей)  Рядом  с  вами  лежат   по  2  карточки.  Если  вы  будете   слышать   правильный  ответ – поднимайте  в   вверх   карточку  с   веселым   улыбающимся   выражением  лица,  а   если  не правильный  ответ – тогда карточку с  грустным   выражением  лица.

Вопросы:

  1. Что  такое    этикет?

- это  правила,  манеры,  вежливость  и   чувство  меры,

скромность,  такт  и  аккуратность, чистоплотность, деликатность

- это  драки, шум и  враки,   грубость, жадность и  атаки, чтобы  старших   обижать и много   плохих  слов   знать.

  1. Слова   приветствия  необходимо  произносить:

-  громко, грубо и   неприветливо, отвернувшись  в  другую   сторону

- улыбаясь,   нежно и   смотреть  на того   с кем   здороваемся

3.  Что   нужно  ответить   взрослому,  когда   прощаемся   с  ним:

         -   пока, чао,  промолчать

         -  до   свиданья,  до   встречи,  всего   доброго.

4.  Правила   поведения   в   транспорте:

        -   при  входе  пропускать   вперед  девочек  и  старших, не   кричать

       -  толкаться, кричать,   по   ногам   топтаться, есть

5.  Как   нужно  вести   себя  за  столом во   время  обеда:

         - петь,  плясать,  озорничать  и  в  ладоши  громко   хлопать и  ногами  

            громко  топать

        - не  кричать, с  набитым  ртом  не  разговаривать

          правила  этикета   соблюдать и  суп  на   стол  не  проливать

6.  Правила   дружбы  детей  в  группе

         -  драться,  жадничать,  ссориться,  обманывать

         -  нужно     другу  помогать, вместе  дружно  всем   играть.

 Педагог: Все  замечательно   справились  с  этими   вопросами,  и  я    уверена,  что  каждый   из   вас   может  остаться  жить  в   Волшебной  стране этикета.  Маша  и  Полина    вы   запомнили  как   нужно  правильно  себя  вести?  (Ответы  детей)

 И  конечно  же   все  заслужили  сердечки  в   свои   книги  добрых  дел.

Педагог  вклеивает  сердечки в   детские  книги  добрых  дел, сделанные  своими  руками.

На  прощание, детишки,

Поделюсь  одним  советом:

Вы   читайте  чаще  книжки

И  знакомьтесь  с  этикетом,

Но еще  хочу, друзья,

Главное  поведать  я:

Правил   можно   много  знать,

Но   совсем  не  соблюдать.

Можно  знать  из  тридцать  три,

Но   невежей  быть   внутри.

Можно,  помня  их  и  сотню,

Мучить   киску  в  подворотне.

Не  бывает, детвора,

Этикета  без  добра.

Ребятишки!  Знайте  это –

 Важно, кроме  этикета,

Соблюдать  законы   чести,

Дружно  жить   со  всеми   вместе!

Путешествие   по   коррекционным  дорожкам  к  столам

(скамейка,  маркер «Туннель»  трансформируется  в  «Ручеек»)

Чаепитие   за  столами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА СТАРШАЯГРУППА «Осень в Африке»

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА СТАРШАЯГРУППА «Осень в Африке» Под музыку заходят в зал, выстраиваются. Если на деревьяхлистья пожелтели,Если в край далекийптицы улетели,Если небо хмурое,е...

конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Лекарственные растения" старшаягруппа

конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Лекарственные растения"старшая группа...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Старшаягруппа «Сказка» 5-6 лет

Пояснительная запискаВедущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности...

Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.

- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии  жилище, одежды, об их изменениях о...