Главные вкладки

    Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
    проект по теме

    Глебова Анна Сергеевна

    ДОУ 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx18.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Среднесрочный проект с детьми

    Старшей группы : «Куклы из  бабушкиного

    сундучка»

    Тип проекта: познавательно-творческий

    Продолжительность: среднесрочный

    Срок реализации: декабрь- январь

    Авторы проекта : воспитатели Глебова А.С.

    Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

    Аннотация

    Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.

     Согласно ФГОС дошкольного образования частью одного из приоритетных

    направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является «Ознакомление детей с русской народной культурой». Желание детей узнать, какой же была русская народная игрушка, как ею играли, что она значила, из чего изготовлена? - в этом кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа.

     В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства - особое место занимает обрядовая кукла. Кукла – первая среди игрушек. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она приобретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях, и главная традиционная ценность народной куклы в том, что она на протяжении веков сопровождала быт, самобытность и характерные черты создающего ее народа. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы.

     В наше время, на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых игрушек, но они сделаны на фабриках и не несут душевной теплоты. Кукла, сделанная руками, индивидуальна в своем роде. Именно поэтому, необходимо донести до сознания детей роль и значение русской обрядовой куклы в жизни наших предков, а также помочь им осознать необходимость сохранения традиций русской обрядовой куклы в современной жизни.

     В первую очередь кукла - это изображение человека. Традиционная тряпичная русская кукла “безлика”, что позволяет детям мечтать и фантазировать. Дети могут выдумывать настроение куклы и её характер.

    С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Они должны стать для детей первыми источниками знаний о русской традиционной обрядовой культуре.

     Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.

     Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

    В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

     В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в  далёкие времена, научится чтить память своих предков.

    В ходе реализации проекта дети узнали о роли и значении обрядовой куклы, цели изготовления обрядовых кукол, способах изготовления, нашли применения своим изготовленным куклам в своей игровой деятельности.

    Цель проекта. Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с

    русской народной куклой.

    Задачи проекта.

    Образовательные:

    - Формировать интерес к русской народной игрушке (кукле).

    - Учить различным технологиям изготовления кукол.

    -Познакомить детей с разнообразием и назначением традиционной народной

    куклы.

    -Познакомить с традициями русского народа.

    Развивающие:

    -Развивать познавательную активность, любознательность.

    -Развивать творческие способности дошкольников через изготовление обрядовой

    куклы, стремление к самостоятельному творчеству.

    -Развивать эстетический вкус.

    -Развивать коммуникативную компетенцию.

    -Развивать мелкую моторику рук детей.

    Воспитательные:

    - Воспитывать уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к

    истории и культуре своего народа.

    -Воспитать усидчивость, сотрудничество, доброжелательность.

    Сроки реализации: март-май 2016 год

    Ожидаемые результаты

    1.Сформировать у детей знания о русской народной кукле, материалах,

    необходимых для ее изготовления.

    2.Создание альбома «Русская народная кукла».

    3.Создание альбома «Схемы изготовления русских народных кукол».

    4.Творческие мастерилки для родителей с детьми.

    5. Изготовление подарков для детей младшего возраста и родителей.

    6.Мини-выставки «Секреты бабушкиного сундучка»

    7.Создание мини – музея «Русская народная кукла» .

    План работы

    Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап

    1. Беседы с детьми об игрушках.

    2. Сбор информации о традициях изготовления русской народной игрушки

    (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

    3. Знакомство с историей возникновения народной куклы, изучение видов кукол).

    Основной этап.

    1. Создание альбома «Русская народная кукла»

    2. Создание альбома «Схемы изготовления народной куклы»

    3.Знакомство с оборудованием для изготовления кукол.

    4. Подготовка материала для творчества.

    5.Изучение технологии изготовления кукол.

    Заключительный этап.

    1. Выставка творческих работ «Секреты бабушкиного сундучка».

    2. Изготовление подарков для детей младшего возраста.

    3. Совместные творческие мастерилки детей и родителей.

     Описание работы над проектом

    1. Подготовительный этап включает знакомство с историей возникновения

    народной куклы, изучение видов кукол. Сбор информации о традициях

    изготовления русской народной игрушки (методическая литература, журналы,

    интернет – ресурсы). Анкетирование родителей на тему «Игрушки в жизни

    ребенка»

    Беседы с детьми об игрушках, в какие игрушки они любят играть, знают ли, с

    какими игрушками играли их мамы, бабушки; какие русские народные праздники

    они знают, как их празднуют в детском саду, дома, и какое участие в празднике

    принимают дети; разговаривали о русских народных играх, выяснили, зачем они

    нужны людям, детям.

    Познакомились с видами русских обрядовых кукол, чем вызвали интерес к их

    изготовлению. Детям было очень интересно, как из простого кусочка ткани

    получается кукла.

    2.Основной этап. Познакомились с оборудованием для изготовления кукол: это

    разноцветные лоскутки, тесьма, вата, нитки, ножницы; с правилами 6

    безопасности при изготовлении кукол. Подготовили материал для творчества.

    Создали альбомов «Куклы из бабушкиного сундучка», «Схемы изготовления

    народных кукол»

     Изучили технологию изготовления кукол.

    3.Заключительный этап.

    Выставка творческих работ «Куклы из бабушкиного сундучка».

    Изготовление подарков для детей младшего возраста.

    Изготовление подарков для родителей.

    Совместные творческие мастерилки детей и родителей.

    В ходе проектной деятельности, поставленная цель и задачи были достигнуты.

    Мы выяснили, что в бабушкином сундучке хранились очень интересные,

    необычные тряпичные куклы, украшающий и оберегающий быт людей.

    Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в

    крестьянском быту с их значением, освоили технологии изготовления

    некоторых из них.

    Список используемых ресурсов.

    1.Е. В. Берстенева, Н. В .Догаева «Кукольный сундучок», Белый город, 2010г.

    2.И. Н. Котова , А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»,

    СПб, « Паритет», 2003

    3.И.А. Лыкова «Куколки из сундучка» Рукотворные игрушки. Цветной


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

    Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

    фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

    фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

    "Секреты бабушкиного сундука"

    Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

    Проект "Секреты бабушкиного сундука"

    Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

    Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

    ·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

    Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

    ·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

    Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

    В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....