Рабочая программа педагога-психолога Резниковой Н.Э.
рабочая программа на тему

Резникова Надежда Эдуардовна

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ направлена на, достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ ДОУ, а, в последствии, программ начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pedagoga_-psihologa.docx61.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

МО «Тахтамукайский район» МБДОУ №5 «Калинка»

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ №5 «Калинка»

____________________М.А. Тлехусеж

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ №5 «Калинка»

Резникова Н.Э.

п. Энем

2016-2017гг.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения

Раздел 1. Паспорт программы

Раздел 2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность программы

2.2. Характеристика контингента обучающихся (возрастные особенности детей).

2.3.Направление работы педагога-психолога

2.4. Механизмы и условия реализации программы

Раздел 3. Содержание программы

3.1. Направление психолого-педагогической деятельности

3.2. Этапы реализации программы

3.3.Планируемые результаты реализации программы

3.4.Психологическое сопровождение системы мониторинга

3.5. Зона компетенции  педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Паспорт программы

Наименование программы

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Нормативная база

1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3.Конвенция о правах ребенка;

4. Конституция РФ;

5.СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству, содержанию  и организации  режима работы дошкольных образовательных организаций» (утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13;

6.Устав бюджетного  дошкольного образовательного  учреждения;

7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

Составители программы

Педагог-психолог:Резникова Н.Э.

Участники реализации программы

Педагог-психолог, педагоги, реализующие ФГОС ДО, обучающие МКДОУ, и их родители

Сроки реализации программы

2016- 2017 учебный год

Цель программы

обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи программы

1. Обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития детей;

2. Содействие интеллектуальному развитию детей, формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

5. Обеспечение необходимого уровня психологической компетенции в решении педагогических задач;

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ №5 «Калинка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011  №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»), с требованиями  СанПиН 2.4.1.2731-10 (с изменениями и дополнениями),  нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.  Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»»  Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, локальными актами учреждения.

Актуальность. Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. 

Внедрение ФГОС дошкольного образования является центральной задачей современного дошкольного образования.

 Построение образовательной работы на основе ФГОС ДО значительно повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Обязательное психологическое сопровождение рассматривается как необходимое условие формирования у дошкольников физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Ценность дошкольного детства в общем цикле психического развития А.Н Леонтьев определял с точки зрения «непреходящих приобретений», а именно формирование таких психических свойств и способностей, которые входят в структуру личности и определяет весь путь его развития.

Целевым центром дошкольного образования становится ребенок, а образование рассматривается как развивающая и развивающаяся система. Развитие ребенка рассматривается не как побочный результат работы воспитателя по формированию и воспитанников знаний, умений и навыков, а как точка приложения всех ресурсов дошкольного образования.

Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.

В работе Л.А Венгера психологизация рассматривалась как участие психолога в воспитательном и образовательном процессе, направленное:

 На психологическое просвещение персонала, передачу знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с ребенком и детей между собой;

 Гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;

 Адаптацию ребенка к детскому саду;

 Организацию разновозрастного общения.

Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

2.2. Характеристика контингента обучающихся (возрастные особенности детей).

Возрастные особенности детей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам, как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики: личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций,  позволяющие ребенку адаптироваться к социальным нормам.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами - заместителями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и пола. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослыми. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако в этом возрасте  наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка - ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться  их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание, развиваться образное мышление. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно - логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона, развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Таким образом, неотъемлемой частью деятельности педагога - психолога в аспекте психолого-педагогического сопровождения ФГОС ДО являются следующие направления:

2.3. Направление работы педагога-психолога

1. Психологическое просвещение – информирование педагогов, родителей (законных представителей) об условиях, необходимых для полноценного личностного развития детей, повышение психолого-педагогической культуры.

2. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, своевременное выявление и предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта детей.

3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода нахождения их в МБДОУ. Выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности детей-дошкольников.

4. Коррекционно – развивающая деятельность – групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия с воспитанниками с проблемами в личностной и познавательной сферах; тренинговые занятия с педагогами и специалистами МДОУ

5. Консультативная деятельность – оказание помощи педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

6. Организационно – методическая – заполнение текущей документации, разработка и подготовка наглядного пособия и папок - ширм

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС

С руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

4. Предоставляет отчетную документацию.

5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

6. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

С методистом (старшим воспитателем);

1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.

2.Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).

3.Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

4.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.

5.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

6. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.

7. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

С педагогами

1. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

2. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей.

4. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

5. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

6. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

С музыкальным руководителем

1. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

2. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

3. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

4. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

С логопедом

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.

4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

Взаимодействие с семьями воспитанников

При анализе контингента семей выявлено, что дети МБДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МБДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

2.4. Условия и механизмы реализации программы

Условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения 

1. Консультативное пространство оснащено  столом и  двумя стульями.

2. Игровое пространство включает шкаф с игрушками, детский стол и  детские стульчики.

3. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, шкафом для рабочих папок, книг и пособий,

4. Зона релаксации оснащена, сухим бассейном, сухим душем.

Литература подобрана по следующим разделам:

  • коррекционно-развивающая работа;
  • для родителей;
  •  диагностические материалы
  •  адаптация детей к детскому саду;
  • периодические издания;

Игровое пространство включает:

1) набор мозаик из пластмассы; пазлы;

2) дидактические игрушки: пирамиды, вкладыши, конструктор (типа «Лего»); сюжетные кубики; небольшой набор строительного материала; различные головоломки; для развития моторики «Умные шнуровки»

3)        тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний», «Где я это видел?», «Скоро в школу»,  «Угадай сказку», «Рассказы о животных»,  «Память», «Мои любимые сказки», «Короткие истории», «Чем занять малыша», «Расскажи сказку по картинкам», «Парные коврики» и др.;

4) разные виды кукол (куклы большие и маленькие, мальчик и девочка, младенец и взрослый, пупсы, клоун);

5) разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши); природный материал (листики, орешки, камушки, шишки).

6) волшебный мешочек, счетные палочки, сюжетные картинки, емкость с фасолью; «злючка» -подушка, для снятия мышечного напряжения и состояния агрессии.

7) диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА

Общая психология, словари.

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия» - 1997.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психик ребенка. – М: 1994.

Готовность к школьному обучению

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? – М.: Издательский центр «Академия». 1996.

2. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе /Е.А.Максимова и др./ - М.: Обруч, 2011.

3. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

4. В.Л. Шарохина. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

Диагностика и коррекция

1.        Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Игровая терапия.

1.        Чистякова М.И. Психогимнастика /под ред. М.И.Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Развитие и коррекция

1. Алябьева Е.А. коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкоьного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. –М.: Книголюб, 2004.

3. Роньжина А.С.Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003

4. Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет /авт.-сост. Ю.А.Афонькина, О.Е.Борисова, Т.Э. Белотелова. – Волгоград: Учитель, 2014.

5. Тихомирова Д.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет/ Художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2000.

6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия младшая -  средняя группы: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004.

7. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей и подготовительной группа: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004.

8. Погудкина И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий - М.: Книголюб, 2008.

9. Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной-работе с детьми. - М.: Форум,2013.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

11. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить». – М.: ООО «Национальный книжный центр, 2013.

Работа с педагогами

1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Сотрудничество с родителями

1. Прохорова С.Ю., Нигматуллина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012.

2. Педагогика взаимопонимания: Занятия с родителями / авт.-сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2014.

3. Формирование позитивных взаимоотношение родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.сост. Е.В Коробицина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Раздел 3. Содержание программы

3.1. Направления психолого-педагогической деятельности

Направление «Психологическая диагностика»

Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии. Для решения поставленной психологической проблемы педагог- психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

Развивающая и коррекционная работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника. Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. Обязательно:  Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи. Дополнительно:  Проведение занятий с детьми других возрастных групп. Это направление работы включает: групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах (тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ; занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;  тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).

ПРАВИЛА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ: 

1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционную работу без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство коррекционной работы педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

 5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

6. Психокоррекционная работа может быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

 7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).  

Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционной работы, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей (законных представителей) и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным  методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация. Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка. Возрастно-психологическое консультирование

Задачи: ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;  своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;  предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;  составление рекомендаций по Психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;  составление рекомендаций по воспитанию детей в семье; коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

        Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

        Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Половое воспитание и развитие.

Дополнительно:

        Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

-работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

        Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.

        Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

        Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

        Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-развивающей среды.

3.2. Этапы реализации программы

Диагностическая работа включает:

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Результат

Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи

(психологические паспорта)

сентябрь

Педагоги

Анализ контингента обучающих

Индивидуальные обследования детей по запросам родителей, педагогов:

По запросу

в течении года

Педагог-психолог

Выявление проблем в развитии психических процессов, составление программы коррекционной работы

Первая младшая группа (2 -3 года)

Изучение периода адаптации обучающих

Сентябрь -октябрь

Воспитатели, педагог-психолог

Создание условий для успешной адаптации обучающих к дошкольному учреждению, предупреждение и преодоление тревожности.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Павлова. Руденко. Экспресс-диагностика психического развития ребенка.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Субтест 2. «Матрешка 3-составная» (мышление)

Субтест 3. «Разрезные картинки 2-3 составные» (мышление, восприятие)

Субтест  4. «Цветные кубики» (восприятие)

Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность)

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Игра «Секрет» (Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.).

По запросу в течении года

Педагог-психолог

Выявление проблем в развитии психических процессов, составление программы коррекционной работы

Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом

Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

 Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Выявление отвергнутых детей в коллективе, составление плана работы по повышению их статуса

Средняя группа (4-5 лет)

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Субтест 2. «Покажи и назови»

Субтест 3. «Матрешка 4-составная» (восприятие, моторика)

Субтест 4. «Разрезные картинки 4-составные»

Субтест 5. «8 предметов»

Субтест 6. «Лабиринты»

Субтест 7. «Найди такую же картинку»  

Субтест 8. «Найди домик для картинки»

Субтест 9. «На что это похоже»

Игра «Секрет» (Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А.)

По запросу в течении года

Педаго-психолог

Выявление проблем в развитии психических процессов, составление программы коррекционной работы

Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений

Изучение общей осведомленности

Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Изучение восприятия

Изучение памяти

Изучение внимания

Изучение внимания

Изучение мышления

Изучение воображения

Выявление отвергнутых детей в коллективе, составление плана работы по повышению их статуса

Старшая группа (5-6 лет)

Интеллектуальная сфера:

Диагностика мышления:

(Абдурасулова Т.Д., Борисова Е.М.).

1.Уровень ориентировки в окружающей жизни, «Нелепицы»

2.Методика «Разрезные картинки»

3.Методика «Четвертый лишний»

4.Методика «Классификация предметных картинок»

5.Методика «Аналогии»

6.Методика «Последовательные картинки»

Диагностика воображения

(Марцинковская Т.Д.)

Методика «Дорисуй фигуру»

Диагностика произвольной сферы и мелкой моторики

(Абдурасулова Т.Д., Борисова Е.М.).

Методика «Графические фигуры»

Диагностика внимания, речи

Эмоциональная сфера:

Диагностика агрессивности, тревожности

Социальная сфера:

Диагностика отношений со сверстниками

Методика «2 домика»

По запросу в течении года

Педагог-психолог

Выявление проблем в развитии психических процессов, составление программы коррекционной работы

Выявление осведомленности ребенка, его кругозора, умения ориентироваться в окружающей жизни.

Изучение  уровня развития наглядно - образного мышления.

Изучение  уровня развития невербального мышления.

Изучение  уровня развития вербального мышления.

Изучение  особенностей мышления, способностей устанавливать причинно-следственные и пространственные связи, связность речи.

Изучение  слухоречевой памяти

Изучение уровня развития воображения

Изучение уровня развития произвольности действий.

Наблюдение в процессе общения

Изучение структуры личности ребенка

Выявление отвергнутых детей в коллективе, составление плана работы по повышению их статуса в коллективе

Диагностика готовности к школьному обучению (подготовительная к школе группа 6-7 лет)

2 раза в год (октябрь-апрель

Педагог-психолог

Методики изучения социальной зрелости:

1. «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и   первоклассников» (М.Р.Гинзбург).

2. «Внутренняя позиция школьника» (Стандартная беседа Т.А. Нежновой).

3. Проективная методика «Рисунок школы (эмоциональное отношение к школе)

Изучение мотивационной сферы как необходимой предпосылки успешной адаптации ребенка к школе, принятия им "позиции школьника"

Выявление характера ориентации ребенка на школьно-учебную деятельность.

Определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Методики изучения личностной зрелости

Методика «Запрещенные слова» (Вархотова, Дятко) - принятие учебной задачи,     произвольность – отношения с взрослыми.

2. Методика «2 домика» социометрия - отношения со сверстниками.

3. Методика «Какой Я?» (Р.С.Немов) самооценка – отношение к себе.

4. Отношение ребенка к сверстникам (опросник для воспитателей и родителей)    (Нижегородцева)

Изучение произвольности у ребенка, развития речи и общей осведомленности.

Изучение отношения со сверстниками.

Изучение самооценки, отношения к себе.

Определение отношения ребенка к сверстникам, выявление причин возникновения трудностей в общении.

Методики изучения  интеллектуальной готовности

1.        Методика «10 слов» (А.Лурия) – слухоречевая память.

2. Методика исследования непроизвольного запоминания.

3. Методика «Последовательные картинки»- словесно-логическое  мышление.

4. Методика «Классификация предметных картинок» (Нижегородцева) - уровень обобщений (предпосылки логического мышления).

5. Методика «Проставь значки» (Р.С.Немов) – устойчивость, переключение    внимания.

6. Методика «Подражание письменным буквам» (Керн - Йирасек) – мелкая моторика.

Изучение  слухоречевой памяти

Изучение  образной памяти.

Изучение  особенностей мышления, способностей устанавливать причинно-следственные и пространственные связи, связность речи.

Изучение уровня обобщений (предпосылок логического мышления).

Изучение  устойчивости, переключения внимания.

Изучение уровня развития  мелкой моторики.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика:

1.Методика «Подражание письменным буквам» – мелкая моторика.

2. Методика «Срисовывание группы точек» – глазомер, внимание, зрительная память.

3. Методика «Рисунок человека» – образные, пространственные представления, мелкая моторика, интеллект.

Два раза в год

(октябрь-апрель

Составление плана коррекционно-развивающей работы по результатам тестирования

Изучение уровня развития  мелкой моторики.

Изучение уровня развития  глазомера,

внимания, зрительной памяти.

Изучение уровня развития образных, пространственных представлений, мелкой моторики, интеллекта, самооценки.

Психодиагностическая работа (родители)

Изучение образовательных потребностей семьи.

В теч.года

Педагоги, педагог-психолог

Планирование приоритетных направлений в образовательном процессе.

Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка при поступлении в детский сад посредством анкетирования.

сентябрь

Педагог-психолог

Выявление знаний родителей о проблемах адаптации

Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду

Август-сентябрь

Педагоги, педагог-психолог

Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение - к концу прохождения адаптации

Диагностика родительских представлений о проблемах адаптации ребенка при переходе в школу посредством анкетирования

Март - апрель

Педагог-психолог

Выявление знаний родителей о проблемах адаптации ребенка в школе

Психодиагностическая работа (педагоги)

Анкетирование «Признаки стрессового напряжения»

ноябрь

Педагог-психолог

Диагностика стилей педагогического общения

январь

Педагог-психолог

Выявление преобладающих стилей взаимодействия педагогов с детьми

Опросник "Психологическое благополучие личности"

 К. Рифф

октябрь

Педагог-психолог

Анкетирование «Эмоциональное выгорание педагогического коллектива»

декабрь

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающая работа

Содержание работы

Сроки

ответственный

Результат

Первая младшая группа (2-3 года)

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации.

Курс занятий Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Октябрь ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Елена Ларечина :Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа "Счастливый малыш"

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

развитие коммуникативной, двигательной, интеллектуальной, эмоциональной  сфер ребенка

Младшая группа (3-4 года)

Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Октябрь-март

Педагог-психолог

- повышение активности детей; снижение уровня тревожности; повышение самооценки ребенка; развитие коммуникативных навыков; развитие умения понимать свое эмоциональное состояние; развитие умения распознавать чувства другого

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации.

Курс занятий РоньжинаА.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Октябрь-ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;снятие эмоционального и мышечного напряжения;снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет» - М: Генезис

Октябрь-май

Педагог-психолог

Улучшение психологического климата в детском коллективе

Средняя группа (4-5 лет)

Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе» М.: «Книголюб», 2004

Октябрь-май

Педаго-психолог

развитие психических функций и личностных качеств младшего дошкольника.

Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет» - М: Генезис

Октябрь-март

Педагог-психолог

развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации, умению осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Старшая группа (5-6 лет)

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

Октябрь-май

Педагог-психолог

развитие у старших дошкольников эмпатии, коммуникативных навыков, профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности,

Шарохина В.Л.  «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» М.: «Книголюб», 2004

Октябрь-май

Педагог-психолог

развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы детей старшей группы

Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить». – М.: ООО «Национальный книжный центр, 2013.

Январь- март

Педагог-психолог

формированию самосознания и самооценки; развитию эмоциональной сферы и расширению чувственного опыта; активизации индивидуальных и творческих способностей; совершенствованию игровых, двигательных и коммуникативных навыков; воспитанию социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Н.Ю. Куражева «Цветик- Семицветик» Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы

Октябрь-май

Педагог-психолог

Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий.

Ноябрь-март

Педагог-психолог

Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма

В теч.года

Педагоги, педагог-психолг

развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, тонкокоординированных движений рук. Формирование  зрительно-моторные координации.

М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам. Дрофа 2011

В теч.года

Педагоги,педагог-психолог

формирование грамматически правильного строя речи, умение вести диалог и самостоятельно строить рассказ по картинкам.  расширению словарного запаса детей.

Психологическое консультирование

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Результат

Проведение групповых родительских собраний 

«Возрастные особенности»;

«Гепперактивные, тревожные, агрессивные дети»;

«Роль семьи в развитии ребенка»;

«Влияние игрушек на развитие ребенка»;

«Учим ребенка общаться»;

«Развитие моторики»

«Год до школы»

По графику сентябрь-май

Педагоги, педагог-психолог

Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей

Информирование родителей об особенностях

 развития детей: при адаптации в детском саду;  

Август –сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей

Консультирование по психологической готовности детей подготовительных групп к школьному обучению по результатам диагностики

Ноябрь, май

Педагог-психолог

Помощь в подготовке к школе

Консультации: особенности развития детей на разных возрастных этапах.

Кризисы дошкольного  возраста.

В теч.года

Педагог-психолог

Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей

Консультация для педагогов «Составляющие  особенности

психологической готовности к школе»

Апрель

Педагог-психолог

Информирование и стимулирование педагогов к созданию условий для формирования компонентов психологической школьной готовности у старших дошкольников.

Тематические консультации для педагогов и родителей

В теч.года согласно плану, по запросу

Педагог-психолог

Повышение психологических знаний педагогов и родителей. Журнал групповых консультаций

Индивидуальное консультирование по запросу администрации, педагогов по результатам диагностик и вопросам возрастной психологии, нормы и отклонений развития и обучения детей

В теч.года, по запросу

Педагог-психолог

Решение конкретных психологических проблем. Разработка индивидуальных рекомендаций.

Информационно-просветительская деятельность

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Результаты

Повышение психологической грамотности родителей с помощью оформления информационных стендов «Советы психолога», раздачи информационных писем, памяток, буклетов, рекомендаций, участие в родительских собраниях.

Примерные темы:

•        «Кризис 3х лет»

•        «Кризис 7 лет»

•        «Как подготовить ребенка к ДОУ»

•        «Как помочь ребенку в период адаптации»

•        «Поощрения и наказания ребенка в семье»

•        «Взаимодействие с трудными детьми»  

•«Социально- эмоциональное развитие детей»

•        «Психологические особенности детей 6-7 лет»

•        «Гиперактивный ребенок»

•        «Если ребенок кусается и грызет ногти»

•        «На пороге школы»

•        «Родительский авторитет»

•        «Воспитываем усидчивость»

•        «Гендерное воспитание в семье»  

•        «Взаимодействие с агрессивными детьми»

•        «Эмоционально- волевая готовность к школе»

•        «Почему он не хочет учиться»

•        «Возрастные особенности старшего дошкольного возраст»

•        «10 золотых правил воспитания»

•        «Тревожный ребенок»  

•        «Психологическая готовность к школе»

•        «Детское купи»

•        «Заповеди мудрого родителя»

 Проведение семинаров, практических занятий, тренингов по обучению педагогов методам и приемам формирования целевых ориентиров у детей во время организованной образовательной деятельности, во время совместной деятельности

Примерные темы:

В течении года

Педагог-психолог

Повышение психологической грамотности родителей, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей, ознакомление с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, пониманию окружающего, включая сферу человеческих взаимоотношений.

Создание условий для профессионального саморазвития педагогов и повышения профессиональной компетентности в системе методической работы ДОО, связанной с развитием личностных компетенций педагога (рефлексивной коммуникативной компетенций, потребности в саморазвитии и др.)

Примерные темы:

-Психолого-педагогическое сопровождение игры

-Психолого-педагогические основы  и  методы организации взаимодействия  и общения  участников образовательного процесса  и  их роль в социально-коммуникативном развитии ребенка.

-Семья  и ее роль в воспитании  личности ребенка. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями.

-Предметная развивающая образовательная среда детского сада: требования  и принципы организации.

-        Понятие  культурных практик  как  сквозных видов  деятельности нового стандарта и их роли  в  развитии инициативного поведения детей.

-Содержание,  методы и  условия осуществления культурных практик как  сквозных видов деятельности нового стандарта:  игровой,   продуктивной творческой  и познавательно-исследовательской. Сущность,    функции, характеристики  и модели  партнерского взаимодействия взрослых  с детьми дошкольного  возраста  при  реализации культурных практик.

-Различные виды игровой  деятельности дошкольников  и методы их психолого-педагогического сопровождения  и организации  со стороны взрослых и др.

-Изучение и практическое освоение педагогами психолого-педагогических закономерностей, возрастных особенностей,

-Коммуникация, взаимодействие и общение  как психологический  и педагогический феномен.

-Психологические механизмы возникновения моральных  чувств, представлений  и поведения  ребенка  в дошкольном возрасте.

-Психологический конфликт  у дошкольников

-Роль  взрослого  в  пространстве детского взаимодействия  и методы ее реализации.

-Пути  психолого-педагогической коррекции  нарушений отношений  и взаимодействия  со сверстниками  у дошкольников.

-Переход  в  школу: решение  проблем  преемственности образовательных программ, проблем перехода и адаптации выпускников детского сада  в  начальной школе.

-Социально-психологический подход  в  изучении взаимодействия  детей и  отношений в детской группе.

В теч. года

Педагог-психолог

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Результаты

Участие в семинарах, конференциях, заседаниях РМО педагогов-психологов.

В теч.года

Педагог-психолог

Повышение

профессиональной и личной компетентности. Обогащение опыта работы. Ориентирование в научной литературе, в методах современного экспериментального исследования.

Участие в работе педагогической площадки детского сада

В теч.года

Педагог-психолог, члены педагогической мастерской

Повышение компетенции. Обогащение опыта.

3.3. Планируемые результаты реализации программы

•        психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

•        обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

•        достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

•        сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

•        обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

•        функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

•        сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

•        вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение).

3.4. Психологическое сопровождение системы мониторинга

ФГОС ДО предъявляет к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать отслеживание индивидуальной траектории развития ребёнка,  

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений ребёнка ,

-мониторинг  - включает описания объекта, форм, периодичности и содержания.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы,

- экспертные оценки.

В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год  с использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.

 3.5. Зона компетенции  педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

•        Психологическую диагностику познавательных процессов детей.

•        Психологическую диагностику личностных качеств.

•        Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников:

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш);

• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

Перечень пособий, рекомендованных к программе

 «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы

1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

2. Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника,—М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

4. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

5. Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6. Педагогическая диагностика комлетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. -М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

7. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб., 2007.

8. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М., 2002.

9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 2000.

10. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. - Минск, 2004.

11. Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе. - М., 2003.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004.

13. Дубровина И.В. Готовность к школе. - М., 2001.

14. Дьяченко О.М. Развитие. Педагогическая диагностика. Старший дошкольный возраст. Уч. центр Венгера. - М., 2004.

15. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника. - Екатеринбург, 2007.

17. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2000.

18. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. -М., 2009.

22. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. - М., 20 М., 22006.

24. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., 2005.

25. Рабочие тетради: тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...