Главные вкладки

    Семинар -практикум для воспитателей
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Подлеснова Ольга Валерьевна

    Семинар -практикум для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_vospitateley.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР

    «Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

    г.Вольска Саратовской области»

    Семинар-практикум

    для воспитателей детского сада:

    «Развитие логического мышления

    детей  дошкольного возраста посредством

    развивающих технологий -

    палочек  Кюизенера»

                                             

                                                                                                      

    Подготовила: воспитатель Подлеснова О.В

                                                              2015г.

    Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его  развитию.   Насущной   стала  проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада - логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера,  рекомендованные  для обучения детей основам математики.

      Диагностика образовательного процесса показывает, что дошкольники не в полном объёме владеют счетом, недостаточно развита способность  видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать» оперировать предметами, знаками, символами; поэтому в дошкольных учреждениях следует реализовать современную образовательную технологию, дидактическое пособие – цветные палочки Кюизенера.

    Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами  в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.

    Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

    В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета.

    Можно использовать венгерский вариант палочек (выпущен государственным предприятием по производству и сбыту учебных пособий, г. Будапешт). Комплект выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек двенадцати цветов (табл.2). Все они, имея одинаковые основания в виде квадрата размером 1 кв. см, легко укладываются в ряды разными способами: друг за другом или одна на другую. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик — это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик, имеет форму прямоугольного параллелепипеда и является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соответствуют три кубика или белый кубик и розовая палочка. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе.

    Белая1Розовая2Голубая3Красная 4Желтая 5

    Фиолетовая6Черная7Бордовая8Синяя        9Оранжевая10

    Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

    Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения счёту.

    Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

     

      Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. Очень важно, что занимаясь со счетными палочками Кюизенера, дети на примере собственной деятельности понимают, что число появляется в результате счета и измерения. То есть ребенок получает базовые представления о числах и математики, с которыми он будет в дальнейшем работать. Во многих странах мира, и в России в том числе, цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе.

    Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.

         Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

    Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу,  какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого раннего возраста.

    Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути». Это может быть традиционный ежеутренний подсчет ступенек в детском саду или приятная необходимость выбрать в магазине десять разных конфет. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера.

    Методика работы с палочками Кюизенера

     Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!

    Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

    Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений, подойти вплотную к сложению, умножению,   вычитанию и делению чисел.         Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

         Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

    (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)

    Эффективное применение палочек  X. Кюизенера даёт возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

    -Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

    -Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе ( найти палочку (легче, больше желтой);

    -Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

    -Осваивать прямой  и обратный счет;

    -Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

    -Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

    -Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

    -Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

    -Научить делить целое на части и измерить объекты;

    -Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь  одинаковую длину» и т. д.)

    -Развивать логическое мышление, память, внимание;

    -Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

         Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата  помогут альбомы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками» и «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка», «Страна умных игр», «Разноцветные палочки», дидактические сказки «Улица разноцветных палочек», «Сказочный город»,  которые сослужат нам добрую службу, очень важна  комплектация  дидактического  стола: набором цветных палочек Кюизенера, дидактическими играми, «блоками-играми», комплектами иллюстративного материала, методическими пособиями и «методическими советами» по использованию комплектов игр и упражнений, наличие  «мультимедийных  презентаций».

         Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.

    I Блок.  «Найди и покажи»

    II Блок.  «Что какого цвета?»

    III Блок. Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».

    IV Блок. Развитие у детей  количественных представлений.

    V Блок.  «Считаем ступеньки» (состав числа).

    VI Блок. Измерение с помощью палочек  Кюизенера.

    VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера,

    VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

        План работы с родителями

    Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

    Варианты работы с семьей:

    • Анкетирование родителей: определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии.        
    • Групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями работы по интеллектуальному развитию дошкольников.        
    • Консультация для родителей «Как реализовать современную образовательную технологию - палочки Кюизенера в дошкольных учреждениях с участием родителей».        
    • Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?»        
    • Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера?»
    • Наглядная информация        : «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
    • День открытых дверей: Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем».        
    • Семейный досуг        «На улице разноцветных палочек».        
    • КВМ с участием родителей и детей «Играем вместе».
    • Творческая лаборатория родителей        : Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.
    • Лучший семейный опыт:     Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера.
    • Совместное занятие с детьми и родителями «Мир творчества», «Играем вместе», «Наши  открытия».        

    • Подведение итогов работы:

    Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами.

    Анализ степени достижения поставленной цели.        

    Итог:

            Использование палочек Кюизенера  способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию  настойчивости, воли,  усидчивости, целеустремленности.

    Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы,  как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо  и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.

    Литература

    М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Москва, 1981г.

    Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

    А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.

    В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.

    Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.

    Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.

    Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».

    А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г.

    Л.М.Кларина, З.А. Михайлова «Разноцветные полоски».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

    Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

    Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

    В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

    Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

    Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

    семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

    очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

    Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

    Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

    Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

    Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...