Выступление "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ"
консультация по теме

Музалевская Нина Алексеевна

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou_-_pedsovet.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Воспитатель: Музалевская Н.А.

     Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.                  

      Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  

   Опыты и эксперименты, как и игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

    Важно, чтобы каждый ребенок проводит собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

Методы 

Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

Наблюдения за объектом.

Просмотр иллюстраций.

Беседа с элементами дискуссии.

Познавательный рассказ воспитателя.

Чтение художественной литературы.

Проведение опыта, эксперимента.

Формирование представлений у детей: 

О предметном мире.

О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.

О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.

О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

   В начале эксперимента или опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».

     Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно, то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

     Опыты с воздухом:

1. Как можно обнаружить воздух?

2. Как движется нагретый воздух?

3. Ветер - движение воздуха (создание ветра путем выдувания воздуха, с помощью взмахов веера, плотных листов картона).

4. Как меняется объем воздуха при охлаждении.

5. Как воздух сжимается. Упругость.

6. Выдувание пузырьков трубочкой в воду.

7. Измерение объема выдыхаемого воздуха

8. Как можно опереться на воздух? (модели парашюта, планера, планирование крылаток, перьев).

9. Как работает воздух? Движение воздуха- наблюдение за перемещением вертушек, флажка, пуха, листьев.

Опыты с почвой, минералами:

1. Состав почвы

2. Сравнение свойств песка и глины

3. Сравнение свойств камней (цвет масса, зернистость, однородность, блеск, пористость, хрупкость, твердость).

4. Свойства магнита.

5. Проращивание семян, укоренение ростков, наблюдение за ростом растений в разных условиях.

6. Сравнение свойств мокрого и сухого песка.

7. Какая почва лучше пропускает воду.

Опыты с водой:

Вода прозрачная

Без запаха

Без вкуса

Куда делась вода?

Вода - жидкая, может течь и не имеет формы

     В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются 

      Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий, прогулок или посещений загородных дач.

    Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается. Но известно, что не одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями (педагогами).

     В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей о необходимости повседневного внимания к ребенку, признавая за ним право на собственную точку зрения, познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Предложить родителям рекомендации, чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию.

Основное оборудование:

. приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки. Спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

. детские халаты;

. клеенчатые фартуки;

. полотенца;

. контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...