ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья на тему

Для детей с нарушением зрения важна цветовая гамма пособий, интерьера, условных знаков и обозначений, наличие схем и алгоритмов, а также размер пособий и материалов. Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_razvivayushchey_sredy_dlya_detey_s_ovz.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Принципы построения РППС

1. Принцип развития

2. Принцип природосообразности воспитания

3. Принцип психологической комфортности

4. Принцип взаимодействия

5. Принцип доверительного сотрудничества  

6. Принцип обучения в деятельности

7. Принцип здоровьесберегающий

Критерии оценки среды для детей с ОВЗ

1. Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Классификация отклонений в развитии детей (по Семаго)

  • Дети с нарушениями слуха
  • Дети с нарушениями зрения
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи
  • Дети с НОДА
  • Дети с ЗПР
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с РДА)
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития

Особенности среды для детей с ОВЗ

  1. Для детей с нарушениями зрения
  • Размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения
  • Преобладание пособий в цветовой гамме красного, оранжевого, зеленого цветов
  • Размер предметов достаточно крупный
  • Наличие поставок для рассматривания
  • Иллюстрации, карточки, картинки в черной окантовкой
  • Схемы, алгоритмы действий
  • Модели для рассказывания

Для детей с нарушением зрения важна цветовая гамма пособий, интерьера, условных знаков и обозначений, наличие схем и алгоритмов, а также размер пособий и материалов. Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями

Специальная наглядность:

- демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;

- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):

- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

- посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

2. Для детей с ЗПР

Для детей с задержкой психического развития важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти.

  • Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
  • Схемы и алгоритмы действий
  • Модели последовательности рассказывания, описания
  • Модели сказок

3. Для детей с нарушениями интеллекта

  • Предметы для развития перцептивных действий
  • Предметы для развития сенсорной сферы
  • Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
  • Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей

4. Для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Поэтому им необходимы пособия для изучения пространственных понятий, наглядные пособия в виде различных схем.

  • Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
  • Схемы составления описательных рассказов, предложений
  • Схемы последовательности действий
  • Модели по изучению лексических тем недели

5. Для детей с НОДА

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, помимо организации свободного малоизрезанного пространства и наличия специального оборудования, педагогам необходимо учитывать психологические особенности таких детей: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.

Необходимые условия:

- Свободное малоизрезанное пространство

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

- Разнообразные шнуровки по темам

- Рамки Монтессори

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки.

6. Для детей с нарушениями речи

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедических группах определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Прежде всего необходимо тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагогам необходимо привлекать и акцентировать внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; вести просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Необходимые условия:

  • Речевые уголки с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками
  • Уголок логопеда в группе
  • Схемы правильной артикуляции, схемы разбора слова, предложения
  • Алгоритмы заучивания стихов, игрушки для обыгрывания стихов, потешек
  • Модели сказок, рассказов, потешек
  • Различные виды театрализованной деятельности
  • Игры и пособия на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, слоговой структуры слова, грамматического строя речи
  • Игры и пособия на развитие мелкой моторики
  • Картотека для звукового анализа и синтеза
  • Иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Особенности детей с тяжелым нарушением речи

  • Ограничение словарного запаса;
  • Значительные трудности в овладении связной речи;
  • Недостаточная устойчивость и распределение внимания;
  • Снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания;
  • Отставание в развитии словесно-логического мышления, в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
  • Часто бывают тревожными, раздражительными , необщительными, конфликтными;
  • Обидчивы, ранимы, испытывают страхи, чувство угнетенности, состояние  дискомфорта.

Отличительной особенностью речевой группы является наличие речевого уголка.

Организация речевого уголка в логопедической группе

(по материалам журнала «Дошкольная педагогика» август 2010 г.

статья И.В. Скосыревой, В.И. Матвеевой, Н.В. Лобановой)

Речевой уголок –           специально оборудованное пространство для индивидуальной  коррекционной работы, а также игр поодиночке и небольшими подгруппами.

Оборудование:                  

  • стеллажи,  расположенные на разном уровне  (или полки, пеналы. этажерки и т.п.)
  • стол, стул
  • большое зеркало (или несколько маленьких)
  • игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую   деятельность и речевое  общение детей

При    подборе   материала для   речевого уголка необходимо учитывать  следующее:

  • наполняемость уголка:;
  • разнообразие материалов;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей, структура  речевых нарушений;
  • доступность;
  • системность;
  • эстетика оформления;
  • ведущая  игрушка («хозяйка» коррекционного уголка);

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленные на развитие:

  • фонематического слуха;
  • дыхания;
  • артикуляционной моторики;
  • правильного звукопроизношения;
  • словаря;
  • фразовой речи;
  • мелкой моторики пальцев рук;
  • звукового анализа и синтеза слогов и  слов.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы.

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Развитие речевого дыхания.
  3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков и речевых навыков.
  4. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  5. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  6. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях – процессов, тесно связанных с речью.
  7. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка, как одной из функций речи.
  8. Формирование связной речи.

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

  1. Артикуляционная гимнастика

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.

Продолжительность гимнастики составляет 3-5 минут несколько раз в день. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

  1. Дыхательная гимнастика

Развитие речевого дыхания является базой для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов, которые часто становятся причиной нарушения звукопроизношения.

Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на дтских музыкальных духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
  • дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
  1. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

  1. Коррегирующая минигимнастика

Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

  1. Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда.

Воспитатель проводит по второй половине дня, иногда в утренний отрезок времени. На вечернюю логопедическую работу берется 4-5 детей. Логопед дает задание для индивидуальной работы воспитателя с детьми и отражает либо в плане воспитателя, либо в тетради связи логопеда и воспитателя.

Содержание данных занятий определено программой:

  • Закрепление хорошо поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук);
  • Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
  • Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
  • Повторение лексико-грамматических упражнений;
  • Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
  1. Занятия по программе ДОУ

Отличительной особенностью занятий в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

  1. Коррекционная работа вне занятий

Проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Попадая в пространство группы детского сада, ребенок вынужден удерживаться в рамках, заданных тем пространством и человеком, который в нем работает.

Важно, чтобы ребенок попадал в такое пространство, которое все время напоминало ему о себе, вмешивалось в игру детей, предоставляя тем самым множество выборов, являясь как бы питательной средой для роста и развития ребенка, осуществления больших возможностей.

Все больше детей с ОВЗ встречается в обычных массовых группах детского сада, особенно детей с нарушением речи. Какие бы дети с ОВЗ не попали в группу, зная особенности детей, можно создавать для них необходимую среду для развития, учитывая общие и специфические принципы построения РППС.

/Составила старший воспитатель ДОУ 73 Кировского района: Садовская Л.И./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Особенности организации предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ с учетом Федеральных государственных требований,основных принципов построения,возрастных особенностей,используя тематические не...

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды.  роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...

Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования

Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.)....

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...