ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ДОШКОЛЬНИКА. Консультация для педагогов
презентация по теме
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ДОШКОЛЬНИКА
Консультация для педагогов
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Ювенал
Дети – будущее каждого народа, каждого государства.
И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества.
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет это самое будущее, зависит от многих причин. Несомненно одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, мы, педагоги, стоим перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Следовательно, мы должны воспитать активного, юридически грамотного гражданина, у которого сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, умение отстаивать свои права. А это возможно только в том случае, когда каждому ребёнку обеспечены оптимальные условия развития индивидуальных способностей и возможности самореализации – вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий – на любом этапе его развития.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Жизнь и здоровье детей, их полноценное развитие во многом определяется эффективностью деятельности по защите их прав. У ребёнка, обделённого заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития. Поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия каждого педагога. От его личной позиции, культуры, понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье. Очень важно правильно организовать эту работу в дошкольном учреждении. Главное при этом не эпизодичность, а система и последовательность.
Вопрос защиты прав и достоинства маленького ребёнка столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел. Обеспечение прав ребёнка – это глобальная проблема мирового сообщества. Положения Конвенции о правах ребёнка должны органично входить в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования и касаться всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детству следует оказывать величайшее уважение . Ювенал Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся , зависит завтрашний день всего общества. Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребёнка. Ф.М . Достоевский
Проблема охраны детства условно рассматривается в двух направлениях. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ОХРАНЫ ДЕТСТВА Забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей. В 10 принципах провозглашаются права детей на имя , гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Декларация прав ребёнка Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.
Конвенция о правах ребёнка Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Содержит 54 статьи , детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основополагающие принципы: Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениям и взглядам . Конвенция признаёт за каждым ребёнком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право на развитие , на воспитание , на защиту , на активное участие в жизни общества . Согласно Конвенции, все государственные структуры, и в первую очередь учебно-воспитательные , обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42 ).
В качестве руководства к деятельности воспитателей ДОУ можно определить ряд положений Конвенции, условно объединённых в несколько блоков: право на охрану и укрепление здоровья ( ст. 3,6,24 ); право на образование ( ст. 17,28,29,32 ); право на участие в играх, развлечениях ( ст. 31 ); сохранение своей индивидуальности ( ст. 2, 5-7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37, 38 ).
Преимущественное отношение к работе ДОУ имеют следующие статьи документа . Ст . 19 оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защищать ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления и злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации». Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут … унижающим его достоинство видам обращения или наказания ».
Требования к образовательным процессам, выдвигаемые Конвенцией. В ст . 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на : развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе ООН; воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г . в Нью-Йорке «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» Основные положения: Создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей. Сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п. Обеспечение качественного базового образования для всех детей. Предоставление всем детям возможностей для деятельного участия в жизни их общин: возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества.
План действий по осуществлению Всемирной декларации включает в себя практические мероприятия, направленные на : улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путём расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей ; сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний ; создание более широких возможностей для получения образования ; решение продовольственной проблемы ; защиту детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций .
Права детей в Российской Федерации регулируются следующими документами:
Конституция РФ устанавливает и подразумевает исполнение для ребёнка : защиты материнства, детства и семьи государством ( ст. 38 ); права на жизнь (Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.) ( ст. 20 , ч. 1 ); права на имя, отчество и фамилию ( ст. 58 ); права на свободу и личную неприкосновенность ( ст. 22 ); охрану достоинства личности ( ст. 21 ); п рава на образование ( ст. 43 ).
В Семейном Кодексе РФ законодательно закреплены принципы и нормы международного права ребёнка « на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение ». ( Раздел IV - Глава 11. «Права несовершеннолетних детей», Глава 12. « Права и обязанности родителей» ). Семейный Кодекс РФ гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства ( ст. 54 ); право ребёнка на защиту и обязанности органов опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка ( ст. 56 ). При этом предусмотрены : лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье ( ст. 69 ); немедленное отбирание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью ( ст. 77 ).
У головный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность: за совершение физического и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних ( ст. 106 - 123 , 131-135 ); за неоказание помощи и оставление в опасности ( ст . 124 , 125 ); за преступления против свободы, чести и достоинства личности ребёнка ( ст. 126-128 ); за преступления против семьи и несовершеннолетних ( ст. 150-157 ).
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства: дети-инвалиды ; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи.
ФЗ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» ( ст. 5 ) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» ( ст. 56 ). Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
ЗАЩИТА И ОХРАНА ДЕТСТВА В ДОУ Реализация прав ребёнка включает : гарантию права на охрану жизни и здоровья; защиту от всех форм жестокого обращения; обеспечение права на образование; предоставление права на игру; соблюдение права на сохранение своей индивидуальности . Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей и детей, выявлять семьи из группы риска, где возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.
Предупреждение нарушений прав ребёнка в семье. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов, создавать необходимые условия для становления личности, физического и психического благополучия ребёнка. В Конвенции о правах ребёнка отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение - в пределах своих способностей и финансовых возможностей - условий жизни, необходимых для развития ребёнка ( ст. 27 , п. 2 ).
В п. 1 ст. 18 закона «Об образовании в РФ» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать жестокое, грубое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями и другими членами семьи, опекунами, попечителями, воспитателями и т. д. - побои , унижение , издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться и в том, что ребёнка не обеспечивают необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны взрослых уважения, внимания, ласки, тепла по отношению к ребёнку.
Основные формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений . Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым . Психическое (эмоциональное) насилие – открытое неприятие; систематическая и необоснованная критика; угрозы; замечания в оскорбительной форме, унижение достоинства ребёнка; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка ; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; преднамеренная изоляция; грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму . Отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию; непредоставление адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода, должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия , оскорбления или злоупотребления. Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их неприкосновенность является (согласно ст. 69 СК РФ ) основанием для лишения родителей родительских прав. Согласно ст. 156 УК РФ , запирание ребёнка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, наряду с жестоким обращением.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, в том числе сотрудниками образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо ограничением свободы на срок до 2 -х лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 -х лет или без такового.
В случае выявления жестокого обращения с ребёнком организуется следующая работа по оказанию помощи детям: Посещение ребёнка на дому, установление контакта с семьёй, обследование условий проживания . Систематический контроль за воспитанием, обучением, материально - бытовым содержанием ребёнка . Обеспечение систематического контроля за состоянием здоровья ребёнка . Создание банка семей воспитанников, социального паспорта, социологических анкет . Проведение работы по формированию правового сознания у родителей, которая начинается с заключения с родителями воспитанников (по мере поступления детей) договоров, где отражена информация о правах ребёнка.
Правовое просвещение родителей включает в себя следующие мероприятия: Анкетирование родителей по вопросам защиты и охраны детства . Оформление наглядно - информационного стенда «Ребёнок и его права »; периодическое обновление и пополнение его . Психологическое просвещение: разъяснение родителям принятых в учреждении педагогически целесообразных и психологически обоснованных норм общения с детьми и способов регулирования их поведения, т.е. психолого-педагогические принципы построения общения взрослых с детьми в стенах учреждения . Ознакомление родителей с документами по правам ребёнка и с психолого-педагогической литературой. Родительские собрания, посвященные повышению правовой культуры родителей, пониманию прав ребёнка в современном обществе, позволяющие выявить существующее у родителей отношение к данной проблеме и обменяться родительским опытом. Составление памяток для родителей: «Защита прав детей в семье», «Жестокое обращение с детьми – что это такое?», «Заповеди мудрого родителя» и т.п . Проведение бесед, консультаций, диспутов, занятий, досугов на тему защиты и охраны прав детей .
Воспитание правового самосознания детей Применительно к детям дошкольного возраста, мы говорим не о чисто правовом, а о нравственно - правовом воспитании , так как его базой являются усвоенные и принятые детьми нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Для формирования у дошкольников представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям необходимо создать условия для их практического применения. Ребёнок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Главная задача взрослых – научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Поэтому педагоги ДОУ должны строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения ребёнка с другими людьми, регулятором его жизнедеятельности.
Функции педагога в правовом воспитании дошкольников : демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры ; реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья ; построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией ; организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребёнка ; содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности ; подготовка детей к жизни в обществе ; привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций ; формирование высоких морально – нравственных качеств у детей ; ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.
Выполнению этих задач служат : игры - дидактические , сюжетно-ролевые, театрализованные - так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение ; разрешение ситуаций через беседы, и в процессе чтения художественной литературы ; дидактические материалы, позволяющие в доступной форме познакомить детей с их правами и обязанностями ; информационные материалы для ознакомления с основными документами, защищающими права детей ; продукты детской деятельности по данной теме: коллажи «Моя семья", «Мои интересы", книга для родителей «Дети о правах" и др . выпуски стенгазет, рукописного журнала ; выставки совместных творческих работ родителей и детей «Наши права».
Обеспечение прав ребёнка – это глобальная проблема мирового сообщества. Положения Конвенции о правах ребёнка должны органично входить в нормативно - правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования и касаться всех участников образовательного пространства дошкольного учреждения: детей, педагогов , родителей.
Таким образом, через планомерную работу по охране и защите прав ребёнка мы: достигнем необходимого уровня уважения личностных прав ребенка; выработаем навыки контроля над собственными эмоциями; сформируем умение опираться на знания и опыт ДОУ, других семей; привыкнем разъяснять детям их права; научимся строить общение с детьми и коллегами на взаимном уважении, доверии, партнёрских отношениях.
«Права ребёнка – это неотъемлемые права любого человека, а ребёнок - поперёд всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос …» А . Лиханов
ИСТОЧНИКИ I Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей . [ Электронный ресурс ]// http :// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml Декларация прав ребенка. [Электронный ресурс]// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml II Права ребёнка: международное и внутригосударственное нормативное регулирование: Сборник документов./Сост. Нигматуллин Р.В., Каримов Р.Р., Романов А.А. – Уфа. – 2014. Нечаев A.M. Защита прав ребёнка: законодательство и правоприменительная политика. [Электронный ресурс] // sprinter.ru/ books II I Будякова Т. О праве ребёнка на честь и достоинство// Дошкольное воспитание.–2004.–№3.– С.19-24. Доронова Т.Н. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье// Дошкольное воспитание. –2001. –№ 8, 12. Куликова А. А. Защита прав ребёнка. – М.: Эксмо , 2005. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка. СПб.: Детство-Пресс.–2010. – С. 10-11с. Права ребёнка в семье. Проект для воспитателей и родителей. [Электронный ресурс ]// http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/proekt-dlya-vospitatelej-i-roditelej-prava-rebenka-v-seme.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....