Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в комбинированной группе для детей с нарушением речи
статья

Кляузова Татьяна Александровна

Каждый ребенок - единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Любое воздействие на ребенка преломляется через его «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, педагог, видит  динамику роста каждого воспитанника, учитывает его, представляет возможность выбрать систему работы.

Только на их основе может осуществляться полноценное развитие личности ребёнка, раскрываться его особенные, уникальные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в комбинированной группе для детей с нарушением речи

старший воспитатель Кляузова Татьяна Александровна,

 воспитатель Ерошенко Наталья Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

По причине увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ групп комбинированного вида, где одновременно воспитываются и обучаются здоровые дети и дети ОВЗ. Образование в таких группах осуществляется в соответствии с положением о комбинированной группе, образовательной программой детского сада, адаптированной и индивидуальной   образовательной программой, где каждый специалист ДОУ решает свои программные задачи. При этом деятельность всех специалистов в единой образовательной среде преследует общую цель – создание условий для развития ребенка с нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

До появления комбинированных групп дети с речевыми нарушениями получали помощь в логопункте. Анализ работы логопункта за прошедшие годы показал следующие проблемы:

  • на логопункте одновременно занимались дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.), при этом логопеду приходилось встраиваться в общеобразовательный процесс, и дети с речевыми нарушениями получали коррекционную помощь порционно, а не ежедневно;
  • логопед сталкивался с трудностями выстраивания взаимодействия со специалистами ДОУ, не было комплексного сопровождения ребенка;
  • в условиях логопункта не было системы использования современных технологий и методических разработок для осуществления коррекционного процесса.

Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо создание структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, комплексного и дифференцированного подходов. Реализуя поставленную цель, мы строим образовательный процесс на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Успех коррекционно-воспитательской деятельности мы видим в системе, направленной на логопедизацию всего учебно-воспитательного процесса, которая предполагает тесное сотрудничество всех специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ. С этой целью учитель-логопед и педагог-психолог помогают воспитателям и специалистам выбирать эффективные методы и приемы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с нарушением речи.

Недостаточность опыта работы педагогов в условиях комбинированной группы обусловливают возникновение сложности в эффективности функционирования системы сопровождения ребёнка. Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы в условиях комбинированной группы показал, что проблема индивидуализации и дифференциации обучения остается одной из самых важных в организации образовательного процесса в условиях инклюзии.

Одной из причин возникновения этой проблемы видим в отсутствии согласованности использования механизмов выявления индивидуальных особенностей дошкольников разными специалистами (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Сегодня психолого-педагогические условия реализации ОП ДОУ создаются на основе педагогической диагностики, где не используются данные по изучению индивидуальных особенностей ребенка, полученных учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами. Необходимо приведение всей работы по индивидуализации образовательной деятельности в ДОУ в органичную систему, где каждый специалист максимально включен в построение актуального образа ребенка.

Знание возможностей каждого ребенка помогает правильно организовать работу со всей группой, создать необходимые условия и выстроить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Реализация индивидуального подхода в обучении детей не разовое мероприятие, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровнем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей в соответствии, с чем изменяются цели, содержание, приёмы, подходы к ребёнку. Для решения этой проблемы коллектив ДОУ занимаемся разработкой карт индивидуального развития.

Эффективность работы в этом направлении будет достигнута при наличии сплоченной команды специалистов, воспитателей, родителей, заинтересованных, в благоприятном прогнозе развития каждого ребенка. Мы считаем, что скоординировать деятельности этой команды нам помогут «Индивидуальные коррекционно-развивающие программы», выстроенные на основании «Индивидуальной карты развития ребёнка», которые будут корректироваться специалистами по мере необходимости и один раз в квартал, обсуждается на заседаниях ПМПк, затем обновляется индивидуальный маршрут сопровождения. Так же необходимо постоянное взаимодействие с ПМПК для выстраивания единой стратегии в данном направлении. Специалисты ПМПк должны понимать и выполнять рекомендации членов ПМПК.

Помимо сплоченной команды специалистов необходимо еще активная позиция родителя как субъекта процесса сопровождения. Для сбора более полной информации о ребенке и его семье мы используем анкетирование родителей (законных представителей). Оно  дает нам возможность узнать о характере каждого ребёнка его интересах наклонностях. Сегодня процесс сбора информации о ребенке достаточно длительный и трудоемкий, родители не всегда охотно идут на это сотрудничество, а ведь педагогические возможности семьи являются важными и значимыми в благоприятном прогнозе развития ребенка.

Работа по сбору и анализу информации о ребенке должна быть максимально комфортной для родителей и быстрой в обработке, этого можно добиться, применяя электронные программы иными словами информационно-коммуникативные технологии. Для разработки программ необходимы:

- профессиональные навыки программиста, которых недостаточно у педагогов, для реализации поставленной цели планируется построение сетевого взаимодействия с Технологическим и Педагогическим колледжем по созданию электронных программ для получения и обработки информации и создания ИОП;

- решение вопросов о месте размещения программ. Как вариант – сайт ДОУ. Программа размещается на сайте ДОУ для заполнения родителями социального паспорта семьи, паспорта здоровья ребенка и заполнения анкеты с данными об иных индивидуальных особенностях ребенка с соблюдением конфиденциальности получаемой информации;

  •  получение экспертного отношения к организации работы с программами и получению результатов (лицензирование программ);
  • апробация электронных программ и для этого шага нужны учреждения союзники, которые попробуют работать с ними и сформируют свое отношение к данным программам и результатам работы с ними.

Еще одним важным моментом в повышении эффективности индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ – это мотивирование родителей на оказание своевременной помощи ребенку, совместное оформление документов и проведение ПМПк. Считаем, что грамотное взаимодействие в консультировании учителя-логопеда, педагога-психолога и ПМПКв вопросах оказания своевременной помощи ребенку с нарушениями речи, поможет снять (напряжение, страх) перед необходимым обследованием.

Недостаточная эффективность взаимодействия с родителями в сопровождении детей с ОВЗ не позволяет качественно организовать коррекционный процесс. Включая в него родителей, мы используем домашние задания, но считаем, что они будут более эффективны и интересными для детей и родителей, если будут соответствовать календарно-тематическому планированию, по которому реализуется образовательная деятельность с детьми возрастной нормы. Это должно быть отражено в оперативном планировании педагогов в качестве речевых игр и упражнений на развитие познавательных процессов и разнообразных творческих заданиях.

Нельзя недооценивать необходимость построения РППС под индивидуальные запросы ребенка. Решая проблему несовершенства работы специалистов и воспитателей в организации предметно – развивающей среды под особые потребности ребёнка в группах создаются логопедические центры, где каждую неделю будет обновляется учебный материал в соответствии с новой лексической темой. Кроме того, для сопровождения ребенка с ОВЗ нужна максимальная вариативность и полифункциональность не только микросреды, но и макросреды. В этом направлении планируется создание Лекотеки обеспечивающей сопровождение детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям. С помощью представленных в Лекотеке материалов специалисты могут обучить родителей методам игрового взаимодействия с детьми ОВЗ, дети получают коррекционную помощь от родителей, что поможет гармонизировать детско-родительские взаимоотношения.

Мы считаем, что выше перечисленные направления работы помогут оптимизировать работу педагогов и специалистов с детьми ОВЗ, что даст возможность повысить качество образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в комбинированной группе для детей с нарушением речи Авторы: старший воспитатель Кляузова Татьяна Александровна. воспитатель Ерошенко Наталья Юрьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Слайд 2

Локальные акты координирующие деятельность комбинированной групп ы Образовательная программа детского сада ; Положение о комбинированной группе; Адаптированная программа; Индивидуальная программа.

Слайд 3

Цель: создание условий для развития ребенка с нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Слайд 4

Проблемы построения сопровождения детей ОВЗ в условиях логопункта Логопеду приходилось встраиваться в общеобразовательный процесс; Отсутствие комплексного сопровождения ребенка ; Отсутствие системы использования современных технологий и методических разработок для осуществления коррекционного процесса.

Слайд 5

И ндивидуализации и дифференциации образовательного процесса в комбинированной группе Проблемы 1. Отсутствие электронных программ для сбора и анализа информации о ребенке. 2. Отсутствие согласованности использования механизмов выявления индивидуальных особенностей дошкольников разными специалистами. Пути решения - Создание электронных программ для сбора и анализа информации о ребенке: - построение сетевого взаимодействия с Технологическим и Педагогическим колледжем по созданию электронных программ для получения и обработки информации и создания ИОП; -лицензирование программ; -апробация электронных программ. - Создание индивидуальных карт развития ребенка. - Создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ

Слайд 6

Индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в комбинированной группе Проблемы 3. Мотивирование родителей на оказание своевременной помощи ребенку, совместное оформление документов и проведение ПМПк . 4. Недостаточная эффективность взаимодействия с родителями в сопровождении детей с ОВЗ. 5. Построение макро и микро среды под индивидуальные запросы ребенка. Пути решения -Грамотное взаимодействие в консультировании учителя-логопеда, педагога-психолога и ПМПк родителей (снятие напряжения, страха перед необходимым обследованием). - Домашние задания; -Включение родителей в реализацию календарно-тематического планирования. -Создание логопедических центров в группах; -С оздание Лекотеки .

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных ...

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...