Формирование творческого мышления дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии.
статья на тему

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-statya.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческого мышления дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

   Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

   Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческого мышления у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в  1956  году, как инженерная дисциплина, основателем является выдающейся бакинский учёный, изобретатель, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Ученый своей системой доказал, что любой  человек может  научиться  изобретать и для  этого не  обязательно  иметь  врожденный  талант. В дошкольные учреждения технология ТРИЗ пришла в1989 году. С 2000 года ТРИЗ-педагогика включена Министерством образования России и Академией российского образования в структуру современной педагогики.

    Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, находить свое решение проблемы.

    Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

     Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

      Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по-новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод системного анализа, метод морфологического анализа, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками), метод синектики (аналогии – прямая, личная, символическая, фантастическая), типовые приёмы фантазирования (ТПФ),  которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую следующие методы ТРИЗ.

Метод противоречий. Первый этап – поиск сути. Научить находить противоречия в окружающей действительности. Для этого используем игры: «антонимы», «летает - не летает», «много – мало». Дальше перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).

Второй этап – «тайна двойного» или поиск противоречий. Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо или хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.

Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и самостоятельно разрешать его. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО:

  • выбираются 2-3 случайных объекта;
  • составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов);
  •  выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль;
  • признаки случайных объектов поочерёдно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания;
  • оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

Например:

1) Совершенствуемый объект  - фонарик.

2) Случайные объекты  - очки, валенок, парашют.

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания: фонарик солнечный, защитный, модный, теплый, мягкий, деревенский, раскрывающийся, цветной, надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Метод «Системного анализа» или «системный оператор».

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. «Системный оператор»:

1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;

2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться.

В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель ("чудесный экран" или "девятиэкранник").

мама - воробьиха в гнезде (согревающая яйца)

гнездо с птенцами (относится к группе летающих птиц)

место обитания воробья (лес или городские улицы)

яйцо

птенец (воробушек)

взрослый воробей

скорлупа, белок и желток с зародышем

части тела слабого неумелого птенца

части тела взрослой птицы

       Используя в своей работе технологию ТРИЗ, я пришла к выводу: занятия с применением методов ТРИЗ-технологии являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Картотека игр на развитие творческих способностей детей с использованием ТРИЗ-технологий

Картотека игр на развитие творческих способностей детей с использованием ТРИЗ-технологий в детском саду...

План по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологий с детьми 5-6 лет»

план по самообразованию на тему "Формирование математических представлений с использованием ТРИЗ технологий" в старшей группе ДОУ...

мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Опыт работы "Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии".

В опыте раскрыта технология развития логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии....