мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Александровна Кузнецова

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_i.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………3

2. Практическая часть ……………………………………………………………….6

3. Занятие «Стеклянная сказка»……………………………………………………11

4 Литература ………………………………………………………………………...15

МАСТЕР-КЛАСС

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  •   представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
  • создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

 «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова.

Пояснительная записка

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В результате накопления материала мною планируется составление картотеки речевых игр и упражнений, а также творческих заданий с использованием ДМИ, «звучащих жестов» и инструментов-самоделок.

Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей. Так, мониторинг на начало прошлого года показал 39,8% высокого уровня, а на конец года - 65,7%.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Музицирование участников мастер-класса на различных музыкальных инструментах, в том числе и со звучащими жестами под музыку М. Глинки «Полька»

Музыкальные инструменты, конечно же, составляют главную строку в успехе элементарного музицирования  у детей. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от  музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих, не плохую службу могут сослужить самодельные.

Озвучивание стихотворений

Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель», оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру детские музыкальные инструменты и озвучивается стихотворение.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.   – треугольник

По полям бегут ручьи,      - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи               – муз. молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.        – тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.  – трещотки, маракасы

Стали птицы песни петь   – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник.     - колокольчик

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –

Озвучивание рассказа по репродукциям картин, которое можно использовать на занятиях совместно с воспитателем.

Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять. Пошли они через поле в лесок.

музыкальный молоточек

Стали собирать ягоды, грибы, аукаться,

дудочки, свирельки

Птичек слушать,

свистульки

Не заметила Машенька, как набежали тучи,

погремушки

Потемнело кругом, загремел гром,

барабан

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула,

барабан

Взяла Ванечку за ручку и побежала.

музыкальный молоточек

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал

румба

А тучи все темнее, гром все громче

усиление звучания барабана

Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи

музыкальный молоточек

И припустилась со всех ног по полю

ускорение темпа

Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром

маракас, барабан

Упали первые капли дождя, было страшно

румба

Но Машенька не бросила малыша, Добежала до деревни, И когда начался ливень

тремоло на треугольнике

Брат и сестричка были уже дома

глиссандо на металлофоне

Следующий пример – Музыкальные зарисовки

Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.

Осенняя картина.

В зарисовку включаются:

звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

речевая интонационная игра «Осенины»

песня об осени

Звучащие жесты:

«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)

Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра «Осенины, осенины»

Работая над этим текстом, создаётся атмосфера «тихой золотой» осени. Используем звучание самодельных инструментов - шумовых, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

Осенины, осенины - у дождинок именины.

Осенины, осенины - паутинок именины

Осенины, осенины - разных красок именины

Осенины, осенины- тихих звуков именины.

И в завершении музыкальной зарисовки исполнить песню об осени, подыгрывая себе на детских музыкальный инструментах.

И ещё одно оригинальное творческое задание - вашему вниманию.

Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

И в завершении я предлагаю поиграть в игру «Звуковой бутерброд».

Игра «Звуковой бутерброд». 

Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты

Затем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты

А теперь положу колбасу - шумовые инструменты,

Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические,

Осталась колбаса- только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Рефлексия:

Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –

Мне было интересно…

Я буду…

Я затрудняюсь…

Я могу…

Я попробую…

Мне было приятно с вами работать! Спасибо!

ТЕМА «СТЕКЛЯННАЯ СКАЗКА»

Цель:

  • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр;
  • использование в играх всех видов музыкальной деятельности:  пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.;
  • побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • привлечь внимание детей к красоте стеклянных звуков, дать качественные определения этим звукам;
  • побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
  • учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными
    состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Музыкальный материал:

«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», П.И. Чайковский;

«Вальс-шутка», Д.Д. Шостакович;

«Аквариум» из цикла «Карнавал животных», К. Сен-Санс.

Детские музыкальные инструменты:

треугольники, валдайские колокольчики, металлофоны; деревянные и металлические палочки для игры.

Шумовые инструменты:

стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины (использовать, соблюдая правила техники безопасности и инструкции по охране жизни и здоровья ребенка, рекомендуется предварительно провести с детьми
беседу о мерах безопасности при обращении со стеклянными предметами).

1-я часть занятия

На столах расставлены стеклянные предметы, прикрытые легкой тканью. Муз. руководитель предлагает детям послушать стихотворение «Живая картина» В. Данько.

Живая картина в раме блестит:

Там облако тает, и клен шелестит,
Там дождик бормочет, и птица поет,
И каждое утро солнце встает.
Вечером светит фонарь. Тишина.

А поздней ночью картина темна.

Муз. руководитель В Стеклянном королевстве живут изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Закройте глаза и послушайте, какие красивые голоса у жителей Стеклянного королевства. (Легонько при касается к фужерам деревянной и металлической палочками.) Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.

Два стакана до обеда

Меж собой вели беседу:
«Голосок наш легкий, звонкий,
Ледяной и очень колкий,

Он прозрачный и летящий,
Хрупкий и блестящий».

Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется слушать очень долго. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.

Ребята, попробуйте сами извлечь стеклянные звуки: с помощью палочек или слегка ударяя предметами друг о друга. Какие удивительно красивые звуки получаются!

2-я часть занятия. Озвучивание стихотворения

Муз. руководитель А сейчас будем озвучивать стихи. Послушайте стихотворение В. Данько «Хрустальный колокольчик»:

Хрустальный колокольчик,
Почти не виден он,

Но слышен отовсюду

Его хрустальный звон:
«Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон».
Хрустальный колокольчик
Прозрачен, как роса.

А звон его веселый,

Как птичьи голоса.
Хрустальный колокольчик,
Хрустальный голосок,

Звенит он, точно в поле

Под ветром колосок.
«Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон».
И осенью, и летом,

И в снежном серебре
Хрустальный колокольчик

Звенит нам о добре. «Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон».

На столе расставлены 4 различных по размеру и форме хрустальных фужера и разложены 4 деревянные или пластмассовые палочки для игры.)

Муз. руководитель Ребята, на слова «динь-дон» будем играть на каждом из фужеров, тремолируя внутри них палочкой. А сейчас поиграем под музыку.

(Дети повторяют игру на фужерах под звучание первой части «Вальса-шутки» Д.Д. Шостаковича.)

З-я часть занятия. Фантазируем и музицируем

Муз. руководитель Ребята, а о чем могут рассказать стеклянные звуки? (Ответы детей.)

Муз. руководитель предлагает детям следующие темы для импровизации:

«Солнечный луч танцует на зеркале»;

«Осенние капли на окне»;

«Обеденный марш»;

«Полька чайной посуды»;

«Рассказ пузатого чайника».

Выбирается одна из тем. Дети импровизируют.

Муз. руководитель Послушайте загадку:

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный,
Золотые рыбки в нем.
(Аквариум.)

А теперь послушайте стихотворение до конца:

Перламутровые струйки,
Разноцветные чешуйки,
Рыбки-бабочки порхают,
Словно звездочки сверкают.

(Т. Коти)

Выбирайте нужные вам инструменты, попробуем поиграть в аквариум .

Этот дом не деревянный, (коробочка) 
Не из камня этот дом,
(скорлупки) 

Он прозрачный, он стеклянный, (фужеры) 
Золотые рыбки в нем.
(колокольчики) 
Перламутровые струйки
, (металлофон) 
Разноцветные чешуйки,

Рыбки-бабочки порхают,

Словно звездочки сверкают. (треугольник)

Музыкальная импровизация детей может звучать вначале на фоне текста, как бы иллюстрируя его, а затем и отдельно.

Муз. руководитель Послушайте, как об аквариуме рассказывает музыка. Звучит: К. Сен-Санс. «Аквариум» из цикла «Карнавал животных».

4-я часть занятия. Играем в оркестре

Муз. руководитель: А сейчас мы будем играть в оркестре. Сначала дирижером буду я, а вы занимайте место за выбранными инструментами - стеклянными и детскими.

Показать порядок вступления инструментов и время звучания, оставляя за детьми выбор исполнительского приема и динамики. Дети по желанию могут объединиться в группы по 2-З человека и придумать свою композицию с названием или без него.

При повторное прослушивании предложить детям тихонько аккомпанировать на треугольнике, колокольчике, хрустальных фужерах.

Муз. руководитель: Это будет прощание со Стеклянным королевством, которое мы покидаем под такую волшебную музыку.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
  2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
  4. С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.
  5. Internet ресурс: www.orff.ru
  6. Internet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, кото...

«Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование».

laquo;Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование». Цель: Создать условия для музыкально-творческой работы с до...

Конспект музыкального занятия по теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Старшая группа.

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка – детский сад № 18города Кропоткин муниципального образования Кавказский район...

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».

Выступление на семинаре «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».         ...

Конспект ООД по теме:"Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музыцирования" старшая группа.

Создать условия для музыкально-творческой работы с дошкольниками, способствовать развитию у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в коллективном музицировании....