«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».
статья

Гусева Ольга Леонидовна

Выступление на семинаре «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».       

                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzitsir.docx23.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».                                          

                                                                             Музыкальный  руководитель:

                                                                              Гусева Ольга Леонидовна

 Цель: Ознакомление педагогов -  участников семинара с  методами развития  творческих  способностей дошкольников посредством элементарного  музицирования в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

-представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

-создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова.

Актуальность.

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен опыт использования музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

І. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

ІІ. Практическая часть  

      Звучащие жесты. «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Задача: Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) щелчки.

Муз.рук.:  В этих играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

Речевые игры со звучащими жестами

Дождик.

1Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Хлопки)

Ты не капай дождик так. (Шлепки)

Мы хотим идти гулять. (Притоп)

Солнце выгляни опять. (Щелчки).

 

Речевая игра.

Задача: Озвучивание стихотворения, развитие ритмичности, творческого воображения.

Едем, едем на тележке                            Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.                     Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт,            Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт.              Тс-тс

Едем, едем на тележке                             Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

 

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участникам мастер-класса предлагается стихотворение «Лесная сказка», оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.

 

 На фоне музыки «Утро» Грига дети играют оркестр «Лесная Сказка».

 Тихо бродит по дорожке (тихо бить ладошкой по барабану)

Утро в золотой одёжке

 Где листочком зашуршит (маракасы)

 Где росинкой зазвенит (колокольчики)

 Раздаётся громкий стук (деревянные палочки)

 Это дятел – тук да тук!

 Дятел делает дупло –

 Птенцам будет там тепло.

 Из-за леса, не спеша, (шуршалки)

 Вышла рыжая лиса.

 Ступает она мягко

 По шелковой травке.

 Белка прыгнула наверх (орехи)

 И грызет там свой орех —

 Вот идёт по шишкам (шишки)

 Косолапый мишка

 Ветерок вдруг налетел (султанчики)

 По деревьям зашумел

 Тучки разгоняет

 Солнышко сияет

 В небе крылья раскрывая (свистулька),

 Жаворонок вьётся

 Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

 Над полями льётся.

 Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

 4.Внутренний  слух.

Следующее задание на развитие внутреннего  слуха. Любая детская песенка. Задача: четную строчку мы поем и шлепаем по коленям, а нечетные строчки мы только хлопаем. 

5.Дирижер.

Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь

6. Настроение.

Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»…

 7. Озвучивание сказки« Песенка ноток».

Жили-были нотки. И звали их До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Где жили нотки? То ли в лесу, то ли в поле, то ли в широком пруду, то ли на речном  берегу. Не важно, где они жили,  главное жили они мирно и ладно. И пели они свою песенку.

Трям, трям, трям, ля, ля, дзынь

Трям, трям, трям, ля лядзынь..

Очень песенку они свою любили и захотели кому-нибудь ее подарить. Вот только кому? Оглянулись вокруг, деревья стоят высокие, красивые. 

Нотки говорят: Деревья, мы хотим подарить вам песенку.

Деревья:  Спасибо, хорошая песенка, но у нас есть уже своя песенка. И зашелестели листьями, зашуршали иголками. ( Султанчики).

Нотки: Своя, так своя. Вздохнули и полетели дальше.

Видят, ручеек бежит, веселый, звонкий и говорят.

Нотки: Ручеек, ты такой, веселый, звонкий, мы  хотим подарить  тебе песенку.

Ручеек: Спасибо, хорошая песенка, но у нас есть уже своя песенка. И ручеек весело побежал (глиссандо  металлофон и колокольчик).

Нотки: Своя, так своя. Вздохнули и полетели дальше. Видят камушки. А может камушкам подарить песенку? Будут вместе с ручейком петь хором песенку.

Нотки: Камушки вы такие веселые, разговорчивые, что мы хотим подарить песенку.

Камушки:  Спасибо, хорошая песенка, но у нас есть своя песенка. И они застучали, перекатываясь по дну  ручейка. (Ложки) Нотки огорчились, расстроились и  из глаз  потекли слезки. Кап, кап, кап, кап….. А  может песенка  дождику пригодится?- подумали нотки.

Нотки: Дождик, ты такой веселый, светлый,  летний, может быть,  тебе наша песенка пригодится?

Дождик: Спасибо, нотки, очень красивая песенка, но у меня есть своя.             (Треугольник, металлофон). А вот сильный дождик  поет песенку (барабан).

Нотки полетели  дальше и видят, сидит птичка.

Птичка: Нотки, не огорчайтесь, я вам помогу. Я знаю композитора,  ему  ваша песенка  очень  понравится и пригодится.

Композитор: Какая  прекрасная  песенка, я ее всю ночь и весь  день  сочинял, спасибо!

Нотки: Мы ее  тебе  дарим.

 И с тех пор вся  округа  напевала  эту  песенку.

 Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

 Рефлексия:

Если занятие понравилось, сыграйте на  инструментах  громко, если нет, то тихо.

 

 

Используемая литература:

 1«Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

2«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

3«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.

4С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - 5СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.

6Internetресурс: www.orff.ru

7http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

«Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование».

laquo;Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование». Цель: Создать условия для музыкально-творческой работы с до...

Конспект музыкального занятия по теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Старшая группа.

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка – детский сад № 18города Кропоткин муниципального образования Кавказский район...

Конспект ООД по теме:"Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музыцирования" старшая группа.

Создать условия для музыкально-творческой работы с дошкольниками, способствовать развитию у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в коллективном музицировании....