Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»
методическая разработка

Терских Анна Александровна

Мастер-класс для педагогов в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elem_muz_orf_terskih.docx21.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс
«Развитие музыкальных способностей и

формирование творческого мышления дошкольников

через элементарное музицирование»

 «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова

Ход мастер-класса

       Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я познакомлю вас с понятием «Элементарное  музицирование».

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Слайд 2. Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу.

Слайд 3. Его педагогическая система “Шульверк. Музыка для детей” – это новый подход к музыкальному воспитанию детей, учитывающий интересы, возможности и потребности каждого ребёнка. Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое!

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Слайд 4. Качества детской Орф-педагогики:

Главное - процесс

Внутренний возраст - детский

Ориентация на развлечение

Состояние важнее, чем внешняя форма

Практика важнее теории

Жанры: детский праздник и народное действо

Учитель всегда поддерживает

Никакой оценки (все рады)

Интеграция (единство всех видов восприятия и предметов обучения: музыка, движение, слово)

Вседоступность

Слайд 5. Значительный вклад в продвижение и распространение идей Орфовской педагогики в России внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Татьяна Эдуардовна разработала структуру программы, которую можно представить, как учебную.

Эта программа дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей с особенными образовательными интересами (ООП). Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие.

Слайд 6. Все элементы музицирования короткие и простые, и ребёнок может их очень просто запомнить и уже работать дальше с этим материалом, варьировать, пробовать различные варианты, что само по себе и является процессом творчества.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует: преодолению речевых нарушений; правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры; развитию координации движений человека, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки; учит пространственной ориентировке.

А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: - хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); - шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам); - притопы (всей стопой, пяткой, носком); - щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам). Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей. Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. А затем уже и более сложная форма – синтез жестов, игры на музыкальных и шумовых инструментах и движений.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько форм работы с детьми.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра-приветствие «Здравствуйте»

Для данной игры, музыкальные инструменты не нужны, здесь мы будем использовать «Звучащие жесты» (Можно хлопать, топать, шлёпать по ногам, плечам, шуршать ладонями, щёлкать пальцами и т. д.)

В нашей группе все друзья!

Да-Да-Да-Да! (дети шлёпают по ногам 1-2-3, 1-2-3).

Вы и мы, и ты, и я!

Да-Да- Да-Да! (дети щёлкают пальцами 1-2-3, 1-2-3).

Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза).

Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза).

 «Звучащие имена»

Ребята по очереди называют своё имя и прохлопывают его сначала в коротком варианте (например «Лена», а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). После, повторяют за ребёнком все дети и так до последнего игрока. В старших группах можно игру усложнить. Дети играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена»-шлёпать, на «Леночка»-топать и т д.

Следующая форма работы элементарного музицирования это: поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. При рассказывания стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.

«Еду еду на лошадке»

(Начало дети поют, а действия озвучивают)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! Цок, цок, цок!  (ладошкой по коленям)

Ветер шумит (шуршалочка)

Дятел стучит (ложки)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Птички поют (свистульки)

Ручейки бегут (колокольчики)

Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! Цок, цок, цок!  (ладошкой по коленям)

С горки покатились, (металлофон) в лесу очутились!

Музыкальное озвучивание сказок

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.

Сказка «ЗАЯЦ В ЛЕСУ»

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(Шуршим бумагой)

Испугался заяц и бежать.

(Стучим деревянными ложками (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(Стучим палочкой по деревяшке)

Бросился заяц бежать.

(Стучим деревянными ложками (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(Натягиваем руками ткань)

Побежал заяц из леса к речке

(Стучим деревянными ложками (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(Металлофон)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(Стучим деревянными ложками (медленно)

В завершении мастер класса хочу познакомить вас с нетрадиционным приёмом в развитии музыкальности и творчества дошкольников «Бумажный оркестр» этот прием позволяет детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков.

«Бумажный оркестр»

Развитие творческих способностей детей в одной области, считает К. Орф, обязательно отразится и на другой: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

«Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование».

laquo;Развитие музыкальных способностей и формированиетворческого мышления дошкольников через элементарное музицирование». Цель: Создать условия для музыкально-творческой работы с до...

Конспект музыкального занятия по теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Старшая группа.

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка – детский сад № 18города Кропоткин муниципального образования Кавказский район...

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».

Выступление на семинаре «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».         ...

Конспект ООД по теме:"Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музыцирования" старшая группа.

Создать условия для музыкально-творческой работы с дошкольниками, способствовать развитию у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в коллективном музицировании....