Материал к изучению темы " Профессии"
картотека на тему

Алтунина Наталья Юрьевна

Данный материал поможет воспитателям при изучение темы " Профессии"" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Загадки о профессиях

 

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер.)

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый. (Ткачиха.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Врач.)

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ... (Врач.)

 

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.)

Он на вахте трудовой в час любой:

В шахте уголь добывает под землёй,

Ремонтирует машины в автопарке,

Плавит сталь в цехах он жарких.

У печатного станка стоит все ночи.

Самый главный он и важный, он - … (Рабочий.)

 

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам! (Маляр.)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет,

Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя.)

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель.)

 

Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд! (Почтальон)

 

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый! (Повар)

 

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист? (Терапевт.)

 Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай

И быстрей ответ давай. (Хирург.)

Этот доктор удалит

Мне легко аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот? … ! (Хирург.)

Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё. (Рентгенолог.)

Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках. (Окулист.)

 

Мама - золотые руки-
Шьет рубашки, платья, брюки, 
Папа, я, сестренка Света -
Все с иголочки одеты! (Портниха) Мама может ставить банки, 
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы 
Всем ребятам нашей школы. 
Мама лаской, добрым словом 
Помогает стать здоровым! (Медсестра)

 

 

Нужно маме для работы 
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси - 
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!" (Музыкант)

 

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине! (Продавец)

 

В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке все на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (Учитель)

Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши - Вася,

Маша, Галка, Паша,

Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад! (Воспитатель)

 

 

Физкультурные минутки по теме профессии

 

Профессии.

Мы в профессии играем, дети идут по кругу,

взявшись за руки, останавливаются

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат, каждый ребёнок делает шаг

вперёд

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх

Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.

Все профессии важны.

 

 

 

 

 

Стихи о маминых профессиях

 

Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама-портниха.

Доит корову с утра спозаранку

В чистом загоне мама-доярка.

Зубки больные без всяких уколов

Вылечит мама – врач-стоматолог.

В детском саду очень много занятий.

Мама там няня и воспитатель.

В школе не меньше занятий. Смотрите:

Ставит оценки мама-учитель.

Из корешочка растить не устанет

Чудо-растение мама-ботаник.

Пишет в газеты статьи и записки

Мама-писатель и журналистка.

Вкусной колбаски достала с витрины

Мама, она – продавец магазина.

Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер.

Из самолёта прыгает с риском

Смелая мама-парашютистка.

Сергей Михалков

А что у вас?

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?

- А у нас сегодня гость.
А у вас?

- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

- А у нас на кухне газ.
А у вас?

- А у нас водопровод.
Вот.

- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.

- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.

А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.

Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

Дело было вечером,
Спорить было нечего.

 

Лика Разумова

Учительница

Мы играть решили в школу,
Превратили группу в класс.
Колокольчиком помашем –
Математика у нас.

Я учительницей буду,
Объяснять пойду к доске.
По столу стучу указкой,
Призывая к тишине.

Поднимите к верху ручки,
Будем пальчики считать:
Два, шестнадцать, десять, восемь…
Молодцы! Всем ставлю «пять».

Вижу, нянечка смеётся,
Значит, что-то здесь не так.
Мы неправильно считаем?
Но тогда скажите как.

Быть учителем не просто –
Надо всё уметь и знать:
Петь, читать, писать в тетрадках
И, конечно же, считать. 

Лика Разумова

Повар

А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.

Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.

Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.

Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.

Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра. 

Лика Разумова

Продавщица

Я сегодня продавщица
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.

Входом служат эти стулья,
На прилавок стол похож,
А скамеечки как стены,
Правда, магазин хорош!

Здесь прекрасные игрушки:
Танк, конструктор, мяч, ружьё.
А для девочек есть кукла
И одежда для неё.

Слева детская посудка,
Справа сказки и стихи.
Выбирай, дружок, по вкусу
И на кассу проходи.

Я сегодня продавщица.
Я приветлива, добра.
Покупателям-ребятам
Очень нравится игра! 

Лика Разумова

Стюардесса

Я сегодня стюардесса,
А Серёжка наш – пилот.
Ставим стульчики рядами –
Это будет самолёт.

Полетим мы к жарким странам,
Всех прошу занять места.
Я с улыбкой предлагаю
Пристегнуться не спеша.

Наш пилот гудит всё громче,
Набирая высоту.
Все в окошко посмотрите
И представьте красоту:

Облака вокруг летают –
Это слон, жираф, квадрат…
А внизу, смотрите, точка –
Наш любимый детский сад.

Я сегодня стюардесса,
А Серёжка наш – пилот.
Мы готовимся к посадке.
Жаль, к концу идёт полёт. 

Лика Разумова

Парикмахер

Кто сегодня парикмахер?
Разрешите, буду я.
Я вам сделаю причёску,
Например, как у меня.

Перед зеркалом садитесь,
Я накидку завяжу
И, конечно, первым делом
Аккуратно причешу.

А теперь накрутим чёлку
На большие бигуди,
Заплетём косички сбоку,
Хвост завяжем позади.

Это всё закрепим лаком
Или гелем для волос,
Подведём помадой губки
И чуть-чуть припудрим нос.

Я всё сделала отлично,
Похвалите же меня.
Ведь теперь моя подружка
Стала лучше, чем была. 

Лика Разумова

Доктор

На уколы! На уколы!
Собирайся, ребятня!
Вы не бойтесь! Я не больно –
Ведь хороший доктор я.

Поднимите-ка рубашки,
Я послушаю живот.
Ой-ой-ой! Урчит там что-то,
Срочно выпейте компот.

Вот вам градусник по мышку,
Посидите пять минут.
Я натру вас лучшей мазью,
Наложу на руку жгут.

Может, банки вам поставить?
Я умею – верь - не верь.
И давление измерю,
Вы прилягте на постель.

Я вам выпишу рецептик,
Всё купите по нему.
Позабочусь я о детках,
Потому что их люблю.

Ирина Гурина

Воспитатель

 

Мама ходит на работу.
И у папы много дел.
Значит надо, чтобы кто-то
И за нами приглядел!

Кто накормит кашей с ложки,
Кто нам сказку почитает,
Кто наденет нам сапожки,
Кто стихи и песни знает?

Кто помирит, кто подскажет,
Кто подружка и приятель,
Кто нам фокусы покажет?
Ну, конечно, воспитатель!

Ирина Гурина

Профессии

 

Мы пока еще ребята,

Не умеем мы считать,

Может знаний маловато,

Но ведь можно помечтать!

 

Я врачом, наверно, буду,

Стану я лечить людей!

Буду ездить я повсюду

И спасать больных детей!

 

Скоро буду я военный,

Или просто летчик- ас!

Как герой обыкновенный

Защищать я буду вас!

 

Балериной и певицей

Я всегда мечтала стать!

Чтоб красиво нарядиться,

Спеть для Вас и станцевать!

 

Я художником известным

Стану обязательно.

Рисовать мне интересно,

Очень увлекательно!

 

Я - учительницей школьной,

Детям знанья подарю!

Дети будут мной довольны,

Я вам точно говорю!

 

Ну а я вернусь сюда!

Ласковым,  внимательным

И отзывчивым всегда

Стану воспитателем!

 

Чем пахнут ремесла? 

Д.Родари

У каждого дела 
Запах особый: 
В булочной пахнет 
Тестом и сдобой. 
Мимо столярной 
Идешь мастерской – 
Стружкою пахнет 
И свежей доской. 
Пахнет маляр 
Скипидаром и краской. 
Пахнет стекольщик 
Оконной замазкой. 
Куртка шофера 
Пахнет бензином. 
Блуза рабочего – 
Маслом машинным. 
Пахнет кондитер 
Орехом мускатным. 
Доктор в халате – 
Лекарством приятным. 
Рыхлой землею, 
Полем и лугом 
Пахнет крестьянин, 
Идущий за плугом. 
Рыбой и морем 
Пахнет рыбак. 
Только безделье 
Не пахнет никак. 
Сколько ни душится 
Лодырь богатый,- 
Очень неважно 
Он пахнет, ребята! 

 Настя Доброта

Тёплые вещи быстро и тихо 
Шьёт для детишек мама-портниха. 

Доит корову с утра спозаранку 
В чистом загоне мама-доярка. 

Зубки больные без всяких уколов 
Вылечит мама – врач-стоматолог. 

В детском саду очень много занятий. 
Мама там няня и воспитатель. 

В школе не меньше занятий. Смотрите: 
Ставит оценки мама-учитель. 

Из корешочка растить не устанет 
Чудо-растение мама-ботаник. 

Пишет в газеты статьи и записки 
Мама-писатель и журналистка. 

Вкусной колбаски достала с витрины 
Мама, она – продавец магазина. 

Плюшки и булочки кушать спешите! 
Их испекла нам мама-кондитер. 

Из самолёта прыгает с риском 
Смелая мама-парашютистка. 

 

                                               

Дидактические игры

 по ознакомлению детей с женскими профессиями

 

Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться

 

 

«Кому что нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

 

«Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

 

 

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

 

«Собираемся на работу»

Цель: учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия: поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с куклами в рабочих костюмах.

Оборудование игры: куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую одежду.

 

 

“Кто чем занимается”


Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.


Ход игры:  Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

 

«От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Игровые действия: последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной профессии.

Оборудование игры: карты, разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

 

“Кто больше знает профессий”


Цель: 
Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.)

.
Ход игры:
Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия — воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

 

 

“Произнеси правильно”


Цель: Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.


Ход игры:  Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; 
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом. 
- Ткёт ткач ткани на платье Тане. 
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. 
- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

“Профессии”


Цель: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

 
Ход игры:
Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

“Подскажи словечко”

(“Добавлялки”)


Цель:
 Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.


Ход игры: Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). 
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники. 
Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники). 
Я бы летчиком-пилотом 
Непременно стать хотел, 
Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел). 
В небо синее пилот поднимает… (самолет). 
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). 
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). 
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). 
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). 
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). 
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). 
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Закрепление изученного материала по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы" для детей 6-го и 7-го года жизни

Подобраны речевые игры и упражнения для закрепления изученного материала дома по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы" для детей 6-го и 7-го года жизни....

Дидактический материал по лексической теме "Профессия фотограф"

Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.       Актуальность формирования у детей первичных представлений о тр...

методический материал по лексической теме "Профессии"

В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"...

Материал к изучению темы "Насекомые" в старшей группе

Материал к изучению темы "Насекомые "в старшей группе.Ребусы, речевые игры, материал для театрализации....

Презентация учителя-логопеда Левченко В.Ю.для педагогов и родителей.Материал для изучения лексической темы: "Профессии в детском саду"

Материал содержит яркую наглядность для легкого усвоения названий профессий людей, работающих в детском саду....

Демонстрационный материал по лексической теме: "Профессии"

Демонстрационный материал по лексической теме: "Профессии"...

Интерактивные игры в работе педагога по изучению мира профессий. Презентация интерактивной игры «Знакомим дошкольников с профессией дворника»

Дать детям представление о профессии «дворника»,  его труде, инструментах, машинах помощниках (коммунальная техника), показать сезонность работы, развивать коммуникативные навыки, вос...