методический материал по лексической теме "Профессии"
методическая разработка (младшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДС «Золушка» г. Волгодонска

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Профессии».

Младшая группа №2 «Сказка»

Воспитатель:

Лебедева О.А.

 

   Поговорить с ребёнком о профессиях, рассказать о каждой (что делает, где работает):
врач (доктор), ветеринар, милиционер, пожарный, почтальон, водитель (шофёр), проводник, летчик (пилот), строитель, маляр, электрик, грузчик, швея (портниха), сапожник, парикмахер, повар, пекарь, токарь, столяр, прачка, сторож, дворник, продавец, художник, музыкант, певец, актёр, писатель, поэт, фотограф, домохозяйка.

Побеседуйте с ребёнком о том, что на свете есть много профессий.

Уточните, какие профессии людей он знает;

Спросите у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны;

Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям, если есть возможность, отведите ребёнка на место своей работы).

Обсудить понятия «профессия», «работа», «трудиться», «польза», «интерес».

Рассказать, кем и где работают папа и мама, в чём заключается их работа.

  Подбор существительных к глаголу (кто лечит людей? кто строит дома? и т.д. по всем профессиям)

  Подбор глаголов к существительному (что делает врач? что делает строитель? и т.д. по всем профессиям)

  Где кто работает? (где работает врач? где работает строитель? и т.д. по всем профессиям)

  Кому, что нужно для работы? (что нужно для работы врачу? что нужно для работы строителю? и т.д. по всем профессиям)

 . Назвать действия ( что делают лопатой — копают, иголкой — ..., кистями — ..., ножницами —… и т.п.)

Пальчиковая гимнастика

Что принес нам почтальон? (cжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он (шагать пальчиками по столу)

(на каждое наименование загибать по одному пальцу)

Перевод., журнал,  газету, в бандероли две кассеты.

И письмо от тети Вали, чтоб ее приезда ждали!

 

 

 

Дидактические игры:

Продолжи предложения:

 В магазине работают продавцы, кассиры, 

В больнице работают, … .

На стройке работают, … .

В детском саду работают, … .

 

«Кому, что нужно для работы»

Повару - кастрюля, поварешка…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Строителю – кирпич, цемент…

Парикмахеру – ножницы, зеркало…

«Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать;
пожарный — тушит пожар, строитель — строит и ремонтирует дом;
маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;
фотограф — фотографирует; повар — ……………; врач — ……………… ;
парикмахер — ….. ; библиотекарь — …………. ;
портной — ……….. ; писатель — ……………… ;
водитель — ………. ; тракторист — ……………. ;
доярка — …………… ; птичница — …………………..

Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один – много»

Учитель — учителя, врач — врачи,
продавец — ………….., пекарь — …………..,
фотограф — ………….., портной — …………,
доярка — ………………, почтальон — …………,
маляр – …………….……, воспитатель – …………

Образование существительных женского рода «Назови по образцу»

Он художник, а она — художница; он учитель, а она — … ;
он писатель, а она — … ; он проводник, а она — … ;
он певец, а она — … ; он переводчик, а она — …

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто что делает?» 

Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию ;ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

 Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.

Пальчиковая гимнастика:

«Почтальон»

Что принес нам почтальон? (cжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он (шагать пальчиками по столу)

(на каждое наименование загибать по одному пальцу)

Перевод, журнал,  газету, в бандероли две кассеты.

И письмо от тети Вали, чтоб ее приезда ждали!

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поочередно разгибать пальцы,
начиная с большого,
а на слова «Песни петь да плясать»
- энергично шевелить ими).

«Строители»

Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
(Поочередно загибаем пальцы)
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя!
(Пожимают руки)

«Поварята»

Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
(Поочередно разгибают
Сдобные ватрушки,
пальчики, начиная с мизинца)
Булочки и калачи
- Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
(Обе ладошки разворачивают вверх.)

Загадки

Кто приносит нам газеты и от бабушки приветы? (Почтальон)

Кто в дни болезни всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач)

Громко кашляет Серёжа.

У него бронхит, похоже.

 В поликлинику звонят, а Серёже говорят:

 ты не бойся и не плачь – к тебе едет добрый…(врач)

Доктор, но не для людей,

а для птичек и зверей,

у него особый дар,

этот врач — …(ветеринар)

Ведет он классно самолет, безопасен с ним полет, настоящий ас …. (пилот)

Вижу в небе самолет как светящийся комочек,

управляет им пилот, по другому просто …(лётчик)

Нам даёт товар и чек не философ, не мудрец и не суперчеловек, а обычный …(продавец)

Я работаю в театре.

 Просто тётя я в антракте.

А на сцене – то царица, то бабуля, то лисица.

знает Коля и Лариса, что в театре я …(актриса)

У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,

акварель, палитра, кисть

и бумаги плотный лист,

а еще – мольберт-треножник, потому что я …(художник)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?  (повар)

Кто учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать?  (учитель)

Стихи о профессиях детям

 

Спасатель.

 Если где беда случится: наводнение, пожар-

В МЧС всегда звоните, там работать буду я.

 Вы в любое время суток, позвоните — помогу!

Телефон мой запишите, вам его я назову.  Людмила Джаримова

Футболист.

 Знаменитым футболистом очень хочется мне стать,

Нападающим в команде тренер скажет мне играть,

 Буду я, как Марадона, голы лихо забивать,

 И на улице повсюду меня будут узнавать.  Людмила Джаримова

Конструктор.

На далёкие планеты

От земли летят ракеты.

Их конструктор разработал,

День и ночь не спал, работал.   Сергей Чертков

Пограничник.

 Охранять границу — важно!

Пограничника зовут.

С верным псом они отважно

 Службу Родине несут.  Сергей Чертков .

Летчик

Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело,

Совершая перелёт. Сергей Чертков

Портниха

 Целый день сегодня шью.

 Я одела всю семью.

 Погоди немного, кошка,

- Будет и тебе одежка.  Б. Заходер

Столяр

Молоток в работе нужен,

 И с пилою столяр дружен.

 Он дощечки распилил

И скворечник смастерил. Сергей Чертков

Ветеринар

Звери, птицы, все, кто болен,

Кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар —

Перевяжет, даст отвар. Сергей Чертков

Повар

Кто в столовой самый нужный?

 Кто готовит сотни блюд?

Все ответят сразу дружно:

 Его поваром зовут. Ольга Повещенко  

Сапожник

Мастер, мастер, помоги-

Прохудились сапоги!

Забивай покрепче гвозди-

Мы пойдем сегодня в гости!  Б. Заходер

Моряк

Плывёт моряк на корабле

Он не тоскует по земле.

Он с ветром дружит и волной

 Ведь море — дом его родной.  Сергей Чертков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к лексическим темам - ч.1

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...

Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"

Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и  жарких стран"....

методический материал по лексической теме "О любимой маме"

В методической разработке представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "О любимой маме"...

методический материал по лексической теме "Инструменты".

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для чтения детям по теме....

методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."

В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....

методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Овощи. Фрукты"

В данном материале представлены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для усвоения темы про овощи и фрукты....

методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Любимый город"

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физминутки, загадки, стихи о городе....