методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Любимый город"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физминутки, загадки, стихи о городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « Любимый город»

Существительные: город,   область, адрес, река, залив, площадь, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, переулок, перекрёсток, дом,  больница, театр, музей,  памятник, вокзал, мост;  магазин, школа, детский сад,   балкон, витрина, библиотека, киоск, поликлиника, аптека, достопримечательности, школа искусств, фонтан, сад,   завод, сквер, парк, стадион, шоссе, тротуар, район, храм, купол, музей, благоустройство, кинотеатр, дворец культуры, газон,  подъезд, вокзал, новостройка.

Прилагательные:  городской, сельский, амурский, российский, красивый, прекрасный, широкие, длинные, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.

Глаголы: строить, перестраивать, любить, беречь, убирать, ремонтировать, украшать, охранять, гордиться, жить, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

 Научить детей чётко произносить название родного города, детского сада.   Отработать чёткое произношение предложения: Я живу  в городе Волгодонске, на улице… Рассказать, на какой улице находится детский сад, который посещают дети. Помочь  произнести предложение: Наш детский сад находится – на улице Молодежной.  Учить четко отвечать на вопросы:

В каком городе ты живёшь? На какой улице? На какой улице твой детский сад?

Предложить родителям посетить с ребёнком некоторые интересные места нашего города, с тем, чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду.    

Дидактические игры

 «В нашем городе» (составление предложений со словом «много») 

В нашем городе много...улиц.
(дома, деревья, люди, дороги, цветы, здания, фонари)

 «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): 

Один дом, два дома, пять домов.
(мост, тропинка, автобус, улица, площадь, рынок,
магазин, аптека, школа, парк, стадион, пруд, здание)

«Что у вас, а что у нас?» (усвоение сравнительной степени прилагательных) 

В вашем городе деревья высокие, ... а в нашем городе еще выше.
(деревья зеленые, старые, большие, роскошные; улицы длинные, шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные; дома большие, прекрасные, прочные; люди добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые)

 

«Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор) 

Площадь, пруд, озеро, речка.
Школа, детский сад, 
аптека, Школа искусств.
Дорога, улица, тропинка, 
светофор.
Улица, перекресток, 
машина, площадь.
г.  Волгодонск,  
ул.  Ленина, г. Владивосток, г. Москва
Библиотека, магазин, рынок, супермаркет.

  

«Продолжи предложение»

В нашем городе много улиц (домов, площадей, людей…)

Дома бывают одноэтажные, (многоэтажные, кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые…)

Улицы бывают ровные, (большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие…)

В нашем городе много деревьев. (Каких?) В нашем городе много зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много людей. (Каких?) В нашем городе много хороших, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей.

В  Волгодонске много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:

На улице – уличный фонарь;

В театре - …

На бульваре - …

На вокзале - …

В парке - …

Составь небольшой рассказ по следующему плану:

А)назови  адрес, по которому ты живешь.

Б)почему нужно знать свой адрес?

В)кому нужно говорить свой адрес, а кому – нет?

«Исправь предложение»

Дома стоят над улицей.

Мы живем на домах.

С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.

Игра «Кто больше знает улиц в нашем городе»

Выигрывает тот, кто назовет улицу последним  ( Молодежная, Горького,   Степная, Гагарина, Энтузиастов,  т. д.

Составь рассказ по картинкам. Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану:

1) Как называется улица?

2) Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?

3) Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?

4) Где проходит эта улица?

5) Твое отношение к этой улице.

«Какое слово не подходит?»

Дом, домашний, дым, домовой.

Город, городской, горох, горожанка.

Улица, переулок, улочка, улитка.

 

«Назови ласково»:

город – городок,

мост — …

магазин — ….

улица –

дом — …

«Подбери признаки»:

 город (какой?) –  чистый, грязный,  красивый, зеленый, родной, старый, казачий, живописный, 

Дом (какой?) — ….

Парк, улица, театр, детский сад, стадион, вокзал и т.д. 

«Один – много»:

город – города,

вокзал — …

магазин — …

улица – …

 горожанин –

аптека — …

дом — …

парк — …

житель — …

 

Упражнение «Скажи наоборот»:

город большой, а поселок маленький;

есть улицы длинные, а есть улицы ...;

есть улицы широкие, а есть улицы ...;

есть дома высокие, а есть ...;

днем город шумный, а ночью...;

днем светло, а ночью...;

люди бывают веселые, а бывают и ...;

«Назови по образцу»

Улица – улочка– нет улочки;

 город – городок– нет городка;

магазин – магазинчик– нет магазинчика;

 мост – мостик – нет мостика

двор – дворик – нет дворика ;

адрес – адресок– нет адреска

фонарь –фонарик – нет фонарика ;

дорога –дорожка– нет дорожки.

Скажи со словом ''Городской''

транспорт – городской транспорт ;

квартира – городская квартира;

дома – городские дома;

 парк – городской парк;

улицы – городские улицы ;

театр – городской театр;

почта – городская почта;

здание – городское здание;

школа – городская школа;

 вокзал – городской вокзал

жители – городские жители;

 церковь – городская церковь

Игра «Можно - нельзя».

- Дети давайте закрепим с вами, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Большой палец верх - правильно, вниз - нет.

*Переходить улицу на красный свет.

*Рвать цветы на клумбе.

*Любоваться цветущей клумбой.

*Сажать деревья и цветы.

*Бросать фантики от конфет.

*Переходить дорогу на зеленый свет светофора.

*Кричать, шуметь в общественных местах.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковое упражнение под считалку «Дом» по типу «пальчики здороваются»:

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Пальчиковая гимнастика  «Строим дом».

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). 
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.

Физкультминутка «Мы по городу гуляем»

Мы по городу гуляем, (Маршируют на месте)

Все вокруг мы замечаем (Прикладывают ко лбу ладонь козырьком)

В центре – парк тенистый (Вытягивают руки вперед)

Там тополь, клен ветвистый. (Машут над головой руками)

А за ним проспект широкий (Разводят руки в стороны)

Виден мост вдали высокий (Встают на носочки, поднимают руки вверх) Рядом дом, а в нем музей (Соединяют руки над головой «домиком»)

Пригласим туда гостей. (Разводят руки в стороны и прижимают ладони к груди)

Этот город молодой, светлый, чистый и родной (Проводят ладонями по лицу, прижимают руки к груди.)

 Волгодонск  зовется (Поднимают палец вверх)

Хорошо нам здесь живется. (Показывают большие пальцы в кулаках).

Загадки

Вот стоит одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный

Дальше там – многоэтажный, упираясь в вышину.

Сотни человек отважных их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою мы все дружною семьей. (Дом)

Начинается на «О» и кончается на «О».

Я хвораю, не гуляю – целый день гляжу в него. (Окно)

В доме комната гуляет, никого не удивляет.

На двенадцатый этаж вас доставит в тот же час. (Лифт)

Я из дома на порог лишь один шагнул шажок

Дверь закрылась за спиной нет пути передо мной.

Я и дома_ и не дома, между небом и землей.

Где же я тогда, позволь? (Балкон)

Пылит под ногами, петляет и вьётся.

Лежит, и бежит, и кружит.

Как зовётся? (Дорога.) 

 

Это что за богатырь

На холмах и меж холмов

Раздаётся ввысь и вширь

И всегда во мгле ночей

Миллионы жжёт огней? (Город.)

 

Друг за другом,

Строго в ряд,

С двух сторон

Дома стоят. (Улица.)

Сад огромен. Сад ухожен.

Очень нравится прохожим.

Но плодов из года в год

Он съедобных не даёт. (Парк.) 

 

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит – не дрожит.

По нему трамвай бежит. (Мост.)

 

Над дорогой он висит,

На дорогу он глядит.

Все его сигнала ждут.

Знаешь, как его зовут? (Светофор.)

В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят.(
Улица)

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.(
Автобус)

Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть – …(
Переход)

В нём живут,

Но не сеют, не жнут,

Населённым пунктом является,

Подскажи, как называется? (Город)

 

В нём домов не сосчитать,

Улиц, парков, скверов,

В плитку и асфальт одет,

Он жителями в целом! ( Город)

 

Читаем детям:

«Нет на свете места краше…»

Нет на свете места краше,
Чем родная область наша.
Здесь есть реки и леса,
И прекрасные места.
Её мы очень любим,
Её  всегда беречь мы будем,
Ведь в ней с рожденья мы живем
И любим больше с каждым днем

«Город- Родина моя»

Город – это не только улицы
И небо, что сильно хмурится.

Город – это еще и прогулки,
Домики, скверы и переулки.

В городе украшенье двора —
Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдется всегда,
Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,
А кто-то – рассматривать будет песок.

Город – для всех развлечение,
Одна прогулка – уже приключение!

— Кто у нас с пеленок
Городской ребенок?

— Мама, папа, это – Я!
Город – Родина моя!

Мы по городу шагаем,

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

«Город»

 Город – это не только улицы

И небо, что сильно хмурится.

Город – это еще и прогулки,

Домики, скверы и переулки.

В городе украшение двора —

 Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдется всегда,

Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,

А кто-то – рассматривать будет песок.

Город – для всех развлечение,

 Одна прогулка – уже приключение!

***

Вот ведь радостная весть:

В мире город чудный есть,

Нынче праздник отмечает,

Воздадим ему мы честь.

Пусть цветет он и растет

День за днем, из года в год,

И пускай счастливым будет

В этом городе народ.  

«Пусть наш город вырастает»

 Пусть наш город вырастает

С каждым годом, с каждым днем.

Пусть всегда в нём процветают

Каждый житель, каждый дом.

Пусть всё больше зеленеет,

Птицы пусть поют с утра.

И пусть каждого тут греют

Любовь, счастье, доброта.

«Мой город»


Расскажу я вам, друзья,

Про зеленый славный город!

Здесь живет моя семья,

Этот город всем нам дорог!

Любим мы по парку

Весело гулять,

Разноцветною листвой

Друг друга осыпать!

Как прекрасен город наш,

Чистый, светлый и уютный!

Летом радует он глаз,

И зимой морозной, вьюжной!

Городок наш сказочный -  Волгодонск  родной!

С самого рождения

Дружим мы с тобой!

Я от всех спешу поздравить:

С Днём рожденья, город мой!

От себя хочу добавить:

Я люблю тебя, родной!

Сказка «Как маленький город большим стал»

В
 одном небольшом чудном городишке жила семья: мама, папа и маленькая дочка Арина. Чудным город был, потому что в нем больше никто не жил. Не было здесь ни магазина, ни школы, ни садиков. Арина занималась дома с мамой: учила буквы и цифры, занималась танцами под песни на старых пластинках. Мама занималась по дому: готовила кушать, создавала уют. Продукты в дом приносил папа. Один раз в неделю он выходил за пределы города и шел в соседнее село, где был всего лишь один магазин. Вот так и жила семья, без друзей и без общения.   Однажды темным вечером в дверь постучали.

-Кто там?   - Удивленно спросила мама.  

-Откройте, пожалуйста! Мы заблудились и не можем найти дорогу домой! ,-послышался детский голос.

Арина от счастья чуть со стула не упала! Ей не верилось, что она сможет пообщаться с такими же детками, узнать что-то новое и интересное, поиграть с ними в интересную игру и рассказать о своих мечтах.

Двери отворились и по ту сторону стояли двое — маленькая девочка лет шести и женщина — ее мама.

-Мы заблудились и не можем найти дорогу домой. Можно у вас остановиться на ночь, а то вокруг лишь гремучий лес и дикие животные?  - Спросила гостья.

-Конечно, конечно, оставайтесь! Пойдем, я покажу тебе свою комнату, я там все делала и обустраивала сама.

 Девчонки скрылись в длинном коридоре.

-Как тебя зовут? - Спросила у девочки Арина.

-Мама меня называет Аннушка.

-Ага, значит Аня. А можно я тебя тоже буду звать Аннушкой?

-Конечно.

Вот так девочки и подружились.

Взрослые устроились поудобнее в гостиной. Женщина рассказала о том, что на самом деле им некуда идти. Когда-то они жили в большом красивом городе, женщина ходила на работу, а ее дочь — Аннушка, училась в школе. Но в один ужасный день в город примчался ураган и смел все на своем пути. Дома снесло страшным ветром и теперь им негде жить.

 Папа Арины внимательно слушал эту жуткую историю. Он предложил женщине с дочкой остаться у них переночевать, а утром заявил о том, что хочет помочь им. Открыв свой старый сарай, папа начал доставать оттуда инструменты: молотки, пилу, кучу гвоздей и многое другое, что необходимо для того, чтобы построить новый красивый дом.

Прошло несколько дней, Аннушка и ее мама жили в семье Арины, а папа потихоньку строил новое жилье для новых жителей крошечного городка.

Прошла неделя и новый красивый дом был готов. Аннушка с мамой переехали туда и стали жить с Аришей по соседству. Так город стал больше.

Наступила холодная осень. Новые жители городка часто приходили к Арине и ее семье в гости. Мамы делились друг с другом новыми рецептами, папа рассказывал смешные истории, а девочки делились мечтами о том, как в город придут еще такие же детки, и все вместе они будут играть и веселиться.

И вдруг, в один прекрасный солнечный день в дверь постучали.

-Кто там?- Спросил отец семейства Арины.

-Откройте, пожалуйста, - послышался испуганный голос мальчика.

Папа поспешил открыть дверь и увидел перед собой совсем маленького мальчишку и маленькую девчонку.

-А где ваши родители?

-Мы потерялись. В нашем городе случилась страшная гроза, молния ударила в наш дом и теперь нам негде жить. Мы убежали, а мама с папой были на работе. Нам было так страшно, что мы неслись сломя голову куда глаза глядят и вот — прибежали к вам.

-Ну что ж, проходите, оставайтесь на ночлег, а завтра я пойду поищу ваших маму и папу, а то они наверно волнуются и ищут вас.

На следующий день так и поступили. Папа отправился на поиски родителей неожиданных гостей, а ребята остались ждать.

Долго шел папа Арины, вышел утром, а до города ребят добрался лишь к вечеру. Там он быстро нашел родителей мальчика и девочки и привел их в свой дом.

-Спасибо вам огромное! Что бы мы без вас делали? Мы уже и не верили, что найдем наших любимых деток,- прокричала мама ребят.

В этот вечер все вместе собрались за столом и устроили настоящий праздник. И Аннушка со своей мамой были благодарны Арининой семье, и папа с мамой маленьких ребят, которые испугались молнии и убежали из города.

И вдруг раздался страшный гул. Вокруг стало темно-темно, а страшный звук приближался со скоростью света.

-Все прячемся в погреб! Открывайте крышку и быстро спускайтесь! -прокричал папа Арины.

Оказавшись все в темном, холодном земельном погребе, все слышали, как рушится дом, в котором вот-вот все сидели и пили вкусный чай с печеньем. Шкафы валились, стулья летали по комнатам, посуда падала на пол и разбивалась.

Прошло несколько часов, и гул затих. Первым из погреба показался папа Арины. Очутившись на улице, он поверить не мог своим глазам — их дом был полностью развален. Ни одной целой стенки не осталось. Это такой жуткий ураган пронесся и разрушил все вокруг.

-Где же мы теперь будем жить?,- спросила мама Арины.

-А вы не волнуйтесь! Вы нам помогли, когда у нас случилась беда, а мы вас не оставим без помощи в вашей ситуации,- вдруг прокричал папа мальчика и девочки, которые заблудились.

Подхватили идею и Аннушка с мамой. И уже через несколько дней своими силами и сплоченным коллективом был построен новый красивый дом для Арины, ее мамы и папы.

Так чудный маленький городок потихоньку превратился в большой дружный городище под названием Добрый свет.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к лексическим темам - ч.1

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...

Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"

Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и  жарких стран"....

методический материал по лексической теме "Профессии"

В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"...

методический материал по лексической теме "О любимой маме"

В методической разработке представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "О любимой маме"...

методический материал по лексической теме "Инструменты".

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для чтения детям по теме....

методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."

В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....

методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Овощи. Фрукты"

В данном материале представлены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для усвоения темы про овощи и фрукты....