методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема для младшего  возраста : «Победный май. Цветущая весна».

Рассказать детям про День Победы:

Каждый год в 9 мая, наша страна празднует великий праздник - День Победы. День Победы — самый значимый и серьёзный праздник для России. Он посвящен не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины.
22 июня 1941 года на нашу родину напали враги. Фашисты бомбили города, жгли деревни, убивали людей. Они хотели уничтожить нашу Родину. На защиту нашей Родины встала вся страна, весь народ. Началась долгая и страшная Великая Отечественная война. Шли трудные бои, очень много людей погибло. Но русский народ был непобедим. И вот, наконец, настал тот долгожданный день, когда наша армия очистила землю от фашистов. 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. И с тех пор каждый год жители нашей страны отмечают этот праздник. День Победы – самый торжественный, радостный и в то же время грустный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом.

Существительные:  Родина, отечество, отчизна;  солдат, боец, офицер,   герой,   фашист, враг;  танкист,   пограничник, лётчик, десантник, парашютист, подводник; победа, победитель, доброволец.

Глаголы: воевать, защищать, наступать , отступать, драться, сражаться, победить, сопротивляться,   ранить, вылечить, перевязать.

Прилагательные: военный, храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, выносливый, доблестный.

Рассказать детям про цветущую весну:

Май- сердце весны. Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди белые облака. Расцветают деревья и кустарники – тополь, береза, черемуха, сирень. В лесу распускаются ландыши, медуницы, мать –и –мачеха.

В мае часто бывают грозы: сверкают молнии, сердито гремит гром.

В мае стоят теплые, светлые дни. Грозы и дожди бывают чаще во второй половине месяца.

Существительные: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, капель, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.

Прилагательные: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.

Глаголы: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся,

Дидактические игры:

Упражнение "Скажи наоборот"(учимся подбирать антонимы).

Смелый-трусливый.

Враг -. ,

Мир -. ,

Молодой – ,

Сильный - ,

Храбрый - ,

Умный - …

«Сосчитай до 5»

Один орден, два … три … четыре … пять …

Одна медаль,

Одна награда,

Один ветеран,

Один герой,

Один защитник.

 Познакомить ребенка с пословицей.

Объяснить значение "Мир строит, а война разрушает".

 

Упражнение «Один - много».    Образец:    Солдат – солдаты – много солдат

Ветеран –

Враг-

Танкист -

Герой -

Награда –

Упражнение "Договори слово"
Наши солдаты сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…,вынос…

Упражнение «Здесь, а там"

Здесь солдат, а там солдаты                     Здесь раненый, а там….

Здесь воин, а там …                                  Здесь победитель, а там ….

Здесь ветеран, а там …                             Здесь пограничник, а там …

Здесь герой, а там  …                                Здесь зенитка, а там …

Здесь обелиск, а там…                              Здесь защитник, а там …

 

Упражнение « Салют ладошками» ( проговори с хлопками по слогам) :

парад, победа, салют, ветеран, воин, защитник, солдат, танкист, пилот, генерал, пуля,

каска, винтовка, окопы, санитарка, пехота, автомат, шинель.

 

Упражнение "Скажи наоборот"  (учимся подбирать антонимы).

Смелость – трусость        грязно-                   поражать-                 добрый -

враг -                                  тепло-                    плакать-                    тихий-

мир –                                  светло-                   болеть-                      умный –

«Назови слова-приятели» Подбирать синонимы, развивать

словарь. Предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Смелый – ... (отважный, храбрый). Большой – ... (огромный).

Трудный – ... (тяжелый). Солдат – ... (боец, воин).

Смельчак – ... (храбрец). Друг – ... (приятель, товарищ).

Опасно – ... (страшно). Грустно – ... (печально, невесело).

Бежать – ... (мчаться, нестись).

 

 

«Назови слова-неприятели»  - Назвать слова, противоположные по смыслу:

Друг – враг, хороший – ..., день – …, (ночь), радость – ..., (горе, беда), жара

– ..., (холод), зло – ..., правда – ..., хорошо – ..., тяжело – ..., высоко – ..., можно – …,

трудно – ..., быстро – ..., говорить – ..., поднимать – ..., зажигать – ...

В пословицах найти слова, противоположные по смыслу.

Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом,

от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой

мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени

болеет, а от труда ... (здоровеет).

Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.

Игра «Весной бывает – не бывает»

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Появляется первая травка.

Становится тепло.

Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

Игра «Расскажи что происходит в природе весной»

Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.

Игра «Один- много»

Гнездо – гнезда                перо —                       перо-             

Дерево-                             птенец —                   детеныш —

Ветка-                                лист-                         зверь —

Почка-                               песня-                       цветок —

Д/и «Да-нет-ка»

Цель: установление простейших причинно-следственных связей.

1. Весной можно лепить снеговиков.

2. Весной можно кататься на санках.

3. Весной появляются первые весенние цветы.

4. Весной можно купаться в речке.

5. Весной на деревьях опадают листья.

6. Весной птицы улетают в теплые края.

7. Весной солнце теплое и лучистое.

8. Весной на деревьях появляются листочки.

9. Весной птицы вьют гнезда.

Д/И «Скажи ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Лист - листочек

Подснежник - …

Лужа - …

Солнце- …

Облако - …

Жук - …

Сосулька - …

Птенец - …

Дерево - …

Птица - …

Капля - …

Дождь - …

Трава - …

Упражнение: «Скажи со словом «весенний»

Цель: Согласование существительного и прилагательного

Небо (какое) - весеннее,

Ветер (какой) - весенний,

Солнце (какое) - …

Дождь (какой) - …

Погода (какая) - …

День (какой) - …

Д/И «Подбери действие»

Цель: учить подбирать к существительным глаголы.

Солнце (что делает) – светит, греет.

Дождь (что делает) – (идет, льет. Капает, моросит)

Трава (что делает) - …

Птичка (что делает) - …

Облака (что делают) - …

Дерево (что делает) - …

Снег (что делает) - …

Д/И «К нам пришла весна»

Мы ждали. (весну).

Долго не было. (весны).

Мы рады. (весне).

Мы поем песни о. (весне).

Мы любим. (весну)

Подснежники цветут (весной)

Птицы вьют гнезда (весной)

Физкультминутка «День Победы» (Т. Белозеров)

Майский праздник – День Победы (Дети встают, маршируют на месте)
Отмечает вся страна
Надевают наши деды (
Наклоны с имитацией одевания орденов.)
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
(Дети идут друг за другом, маршируют)
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
(Останавливаются, подносят руку к лицу, глядят вдаль)
Вслед им бабушки глядят.

Физкультминутка: «Победа!»

Мы празднуем Победу!   Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют!     Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние.   Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут!   Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют,   Приседания с выставлением ног вперёд.

Пусть в мире страны разные.   Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар.

Живут, живут, живут!  

 

Физкультминутка.     «Краски весны»

Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
(бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
(спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают – встают)
И на все цветы вокруг.
(«цветок» над головой)

Физкультминутка. «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти — все бойцы, Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Удалые молодцы. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Два — больших и крепких Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие.

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца, Показывают указательные пальцы

Два — сметливых молодца. Показывают средние пальцы.

Два — героя безымянных, Показывают безымянные пальцы

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — Показывают мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять. Поочередно считают пальцы на левой руке

Будем молодцев считать. Начиная с мизинца, затем на правой руке.

Пальцы встали дружно в ряд — Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их.

Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика:«Праздничный салют»

Пышные букеты (Пальцы сжаты в кулачок)

В небе расцветают (Разгибают пальцы)

Словно искры света

Лепестки сверкают ( Шевелят пальчиками)

Вспыхивают астрами голубыми, красными

Синими, лиловыми –Каждый раз всё новыми! (Сжимают и разжимают пальцы)

А потом рекою золотой текут. (Поднимают руки вверх)

Что это такое? (Шевелят пальчиками)

Праздничный салют! (Пальчики веером)

Артикуляционная гимнастика:«Самолеты»

Л —летают самолеты, начались у них полеты. Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.

Туча мимо проплыла, самолеты гудят —ЛА. Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.

Внизу лес и село,  самолеты гудят —ЛО.

Скачет лошадь по селу, самолеты гудят —ЛУ.

Все предметы так малы, самолеты гудят —ЛЫ.

Зрительная гимнастика

Тут и там самолет. ( Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками).

 Летит самолет близко, далеко.

Летит самолет низко, высоко. (Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором).

 

Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,                          (Пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,                         (Загибают по одному пальцу  на обеих руках, начиная с мизинца.)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

 

Заклички

 Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную  выразительность речи, силу голоса.

 Ждём, весна, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без  тебя ведь не придёт

Солнечное лето!      Г. Лагздынь

 

Солнышко ясное, нарядись.

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень,

Подари нам  красный день!             А. Прокофьев

Подвижная игра

Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с  движением.

 

Подвижная игра   «СОЛНЫШКО -  КОЛОКОЛНЫШКО»

Солнышко,              (Стоят в маленьком кругу;

Колоколнышко,      шагают назад, максимально  расширяя круг, держась за  руки.)

Ты пораньше взойди,  (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках — вдох,  фраза на вдохе.)

Нас пораньше разбуди.   (Опускают руки — выдох,  фраза на выдохе.)

Нам в поле бежать,         (Бегут по кругу, взявшись за руки .)

Нам весну встречать .

Заучивание наизусть:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы все вокруг смеялись,

Чтоб у всех мечты сбывались.

Чтобы детям снились сны.

Чтобы не было войны

Май.

Распустился ландыш в май

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

 

 

Читаем детям:

«Что такое День Победы?»

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут!    А.Усачева

«День победы»

День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
   Наталья Томилина

 

«В кинотеатре»

Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне.
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.
А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…
Медали глажу я рукой
И дедушку целую.    
В. Туров

«День Победы»

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.    
Белозеров Т.

«Дождик»

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! —
Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…

Дождь плясал по огороду,
Поливал на грядки воду,

Тучу — лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.

Значит, очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!  
З.Александрова

«Пришла весна!»

Пришла весна!

Весна – красна.

С зеленой травкой у окна

Развесила сережки

Березе — белоножке.      Е.Трутнева

Загадки:

Небо светом озарится.
Загрохочет там и тут.
И над нами заискрится
Яркий, праздничный…(Салют)

Он на фронте воевал.
И давно седым уж стал.
По-военному одет,
Ветеран войны – мой…(Дед)

Если расцвели тюльпаны,
Значит скоро ветераны –
Наши прадеды и деды
Встретят праздник – ...(День Победы)

Резво в бой машина мчится,

Враг пред ней не утаится,

Та машина в поле чистом

Управляется…(Танкистом)

Когда пошли мы на парад,
Его в руке нёс старший брат.
Нам без него нельзя никак,
Ведь это наш Российский...(Флаг)

Папа маленького роста,

Но красивый, как артист,

Двигатель заводит просто,

Значит, папочка…(Танкист)

Здесь чеканит шаг
Воинов отряд,
Реет гордый флаг.
Смотрим что? - …(Парад)

Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный … (Летчик)

Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы порушив,
Легендарная …(Катюша)

 Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — … (Весна)

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… (Скворечник)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи!( Перелетные птицы)

 Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо )

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)

 Белые горошки
На зелёной ножке ( Ландыш)

 Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут … (Тюльпаны)

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматический материал к лексической теме "Весна"

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического ра...

Методический материал к лексическим темам - ч.1

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...

Подбор дидактического материала по лексической теме «Весна»

Играем дома с родителями! Подбор дидактического материала по лексической теме «Весна»...

Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"

Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и  жарких стран"....

методический материал по лексической теме "Профессии"

В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"...

методический материал по лексической теме "О любимой маме"

В методической разработке представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "О любимой маме"...

методический материал по лексической теме "Инструменты".

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для чтения детям по теме....