методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Овощи. Фрукты"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В данном материале представлены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для усвоения темы про овощи и фрукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty_ovoshchi.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Фрукты, овощи»

 Рассмотреть с  детьми  натуральные фрукты  : яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «фрукты». Рассмотреть  с  детьми натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи». 

По возможности показать  и рассказать, где растут фрукты (в саду, на дереве), где овощи (в огороде, на грядке)

 Рассказать, что можно приготовить из фруктов, а что из овощей. 

Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму»

Слива (какая?) — синяя, овальная.

Лимон (какой?) — ...

Абрикос (какой?) — …  

Морковь какая?  ---…

Лук какой? ---… И т.д

Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

 1 огурец, 2…, 3…, 4…, 5…

1 помидор, 2…, 3…, 4…, 5…

Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива — сливка.

Вишня—вишенка

Чеснок – чесночок

Лук—лучок. И т.д.

Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин — много апельсинов.

Одна груша — много груш.

 Одна репа --- много реп.

Один огурец--- много огурцов. И т.д.

Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива — сливы.

Яблоко — яблоки.

 Огурец – огурцы.

Помидор --- помидоры. И т.д.

Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни). 

Упражнение «Назови варенье» (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...

Варенье сварили из груш, оно будет называться ...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...

Варенье сварили из слив, оно будет называться ...

И т. д. 

«Назови суп»

Суп   с овощами -   ….

Суп с горохом--…

Суп с  картофелем…

Суп с кабачками…

Суп с фасолью…

 

Упражнение «Что где растет?» на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на ...

Сливы растут на ... и т.д.

Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом «а» по образцу.

Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Лимон овальный, а яблоко круглое

Лимон желтый, а яблоко зеленое.

(И так на примере всех фруктов.) 

Игра «Какие овощи (фрукты?)»

Если сварить, то они будут какие? - Вареные.

А если пожарить, тогда они будут какие? - Жареные.

Если овощи потушить, то они будут...

Если морковь парить, то морковь будет…

Если огурцы посолить, то они будут…

 Если помидоры мариновать, то они станут…

Если капусту квасить, то капуста будет. ...

Если фрукты заморозить, то они станут…

Если яблоки запечь, тогда они получатся…

Если груши посушить, тогда они станут…

 

Игра «Варим борщ и компот».

Взрослый называет различные овощи, фрукты и ягоды, а ребенок говорит, куда их можно положить – в борщ или компот. (морковь – в борщ, вишню - в компот и т. д.)

Пальчиковая гимнастика « Компот»

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,  фруктов нужно много, вот.(левую ладонь держать «ковшиком»,указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.(левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот) 

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим ,(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.,  (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

Пальчиковая гимнастика «У кого что»?

У Лариски- две редиски,

У Алешки - две картошки,

У Сережки- сорванца - два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки-  две хвостатых редьки

(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

  Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура. (на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)

Он сердит на нас, беда!  (бросательное движение правой рукой)

Разбегайтесь кто куда!  (бегут пальцами по столу)

Пальчиковая гимнастика «Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(
Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (
Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (
Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Пальчиковая гимнастика  «Палец толстый и большой»

Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел. 
Указательный с порога --указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик -- в землю косточки сажает. (
поочередно разгибают пальчики изкулачка, начиная с большого)

Пальчиковая гимнастика  «Фрукты»

Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Пальчиковая гимнастика  «Овощи».

Раз – капуста, два – горошек,

Три – редис такой хороший.

А четыре – репка

Желтый мячик крепкий.

Пять – пузатый кабачок,

Все зажали в кулачок.

(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого)

Пальчиковая гимнастика  «Капуста»

Тук. Тук. Тук.

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

(Ритмичные удары ребром ладони по столу.)

Перетерли,

(Ладошки трутся друг о друга.)

Посолили,

(Указательный и средний пальцы трутся большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

(Отряхивают руки.)

Считалка:

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали вкруг.

Рассчитались четко тут :

Раз, два, три, четыре, пять!

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать!

 

Читаем детям:

«Из чего хозяйка варила суп?»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!   (Ю. Тувим) 

«Что растет на нашей грядке»?

Что растет на нашей грядке»?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?    (В. Коркин) 

«Помидор»

В огороде помидор взгромоздился на забор.

Притворяется негодник, будто сам он - огородник!

Ай-ай-ай, помидор!  Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа: - это глупо и нелепо!

Ай-ай-ай, помидор!  Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец: - безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, помидор!  Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,  устыдился, наконец,

И скатился чин по чину  к огороднику в корзину!  (Я. Бжехва)

«Яблоко».

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.   (Я. Аким)

Капуста

Росточком была, все воду пила.

Побелела, растолстела,

Словно сахар захрустела.

Лето прожила, много листьев сберегла,

Одевалась, одевалась,

А раздеться не смогла.    (А. Прокофьев)

Огород

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас накормит круглый год.     (А. Прокофьев) 

«Наш сад».

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" - скажем.   (У. Рашид)

СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Иринка и спрашивает:

- Ты кто?

- Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.

Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.

- В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.

- Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.

- Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.

- Тогда за дело!

Мы морковку чистим- чистим,

Мы морковку трем- трем.

Сахарком ее посыпем

И сметанкою польем.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Сказка про Яблочко

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари выросло Яблочко.  Увидела его внучка Иринка и спрашивает:

- Ты кто?

- Я - крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное –

Кожица атласная.

Яблочко румяное

Детям всем желанное! – ответило яблоко.

Побежала Иринка к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте.

- Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями – сказала баба Варя.

- Яблоко - чудесный фрукт

Оно растет и там и тут

Полосатое, цветное

Свежее и наливное

Сок его всем полезен,

Помогает от болезней.

Чтоб здоровым сильным быть,

Надо яблоки любить

Все без исключения-

В этом нет сомнения! – воскликнула Иринка.

Решила Иринка, что будет всегда есть яблоки и про болезни забудет навсегда.

Груша - хвастунишка

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари выросла огромная груша. Она так гордилась своими размерами, что постепенно превратилась в фастунишку.

- Называют меня грушей.

Я скажу,а ты послушай:

Полюбите меня, дети!

Я полезней всех на свете.

Так любила она хвастаться.

Сначала все фрукты и ягоды в саду снисходительно посмеивались над ней, но вскоре им это надоело, и они решили проучить фастунишку.

Всех размеров и цветов

Ягоды и фрукты

Собрались на совет,

Чтоб проучить невежу.

Они долго думали и придумали. По выходным в гости к бабе Варе из города приезжала внучка Иринка. Бабушка ее очень любила и разрешала рвать любые фрукты и ягоды в саду. Иринка очень любила груши. Этим и решили воспользоваться заговорщики.

В воскресенье приехала внучка и сразу же побежала в сад. Все фрукты и ягоды стали дуть на грушу, наша хвастунишка не удержалась и упала на землю, прямо под ноги Иринки.

- Какая огромная груша, отнесу- ка я ее бабе Варе.

- Мы спечем большой пирог с  грушевой начинкой,

Выдавим грушевый сок в стакан для Иринки. – сказала бабушка

Вот так фрукты и ягоды проучили хвастунишку!

Хрустик – Путешественник

Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда слышала подобные вопросы.

Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше его дома.

Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под листиком, Хрустик отправился в путешествие.

Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.

- Ты кто? - спросил его Хрустик.

- Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

- Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

- Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.

И Хрустик пошагал дальше. На пути ему встретилась морковка.

- Ты кто? - спросил его Хрустик.

- Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

- Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

- Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.

Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.

- До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас мне пора домой! - сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключения Помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова: «Мои!», «Моя!», «Мое!».

Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» - закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.

Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину зелени несет. «Мое!» - закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.

Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик нанизывает перчики на веревку. «Моя!» - закричал Помидорка и отнял веревку с перчиками.

Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.

- Заставлю плакать всех вокруг,

Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук.

- Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе;

И к пище я приправа,

И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок.

- Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово,

Ешьте меня всяким

Излечу от злобы

Будете здоровы – сказал обиженный Перчик.

Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.

С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.

Приключения Вишенки.

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари росла старая вишня. Весной она зацветала, а летом на ней созревали вишенки. Вишенки росли, наливались соком и превратились в розовощеких красавиц.

Но однажды в сад залетел злой Ветерок. Он стал раскачивать ветки старой вишни. Одна Вишенка не удержалась и упала на землю. Огляделась по сторонам и испугалась. Все вокруг было незнакомым и большим.

Покатилась вишенка по дорожке. Катится, катится, а навстречу ей маленький Ежик:

- Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

- Не ешь меня, а то подавишься!

И покатилась Вишенка дальше. Катится, катится, а навстречу ей маленький Зайчонок:

- Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

- Не ешь меня, а то подавишься!

И покатилась Вишенка дальше. Катится, катится, а навстречу ей маленький Медвежонок:

- Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

- Не ешь меня, а то подавишься!

Не послушался Медвежонок, съел Вишенку и подавился. Раскашлялся Медвежонок, заплакал. На шум прибежала Медведица:

- Что случилось, сынок?

- Я подавился вишней.

- Сколько раз тебе говорила, что надо выплевывать косточку!

И стала лапой хлопать Медвежонка по спине, приговаривая:

- Хоть круглая и гладкая, красная и сладкая,

А чтоб довольным быть, надо косточку выплевывать!

- Все понял, сынок?

- Да понял, понял! – ответил Медвежонок и посеменил за матерью

в малинник.

Загадки

*В шкурке желтой, кислый он,

Называется -  (Лимон)

* В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.  (Апельсин)

* Схож он с бусами немножко,

Каждый листик - как ладошка.

Был зеленым, а поспел он -

Стал янтарным, синим, белым.  (Виноград) 

*Золотистый и полезный,

Витаминный, хоть и  резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… не лимон. (Лук)

* Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

* Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет. (Морковь)

* Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

* Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

* В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена. ыква)

* В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это? (Горох)

* Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это , скажи, дружок? (Чеснок)

*Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь)

*Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это?  (Репка)

*Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.   (Лук) 

* Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

*На сучках висят шары,

Посинели от жары.  (Сливы) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по закреплению материала по лексическим темам ("Осень.Деревья", "Овощи", "Фрукты") с детьми 4 лет с ОНР

Эта картотека будет полезна воспитателям и родителям детей с ОНР третьего уровня речевого развития.В неё включены рекомендации и задания по  расширению словарного запаса детей 4 лет, по коррекции...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Сад-огород. Овощи-фрукты"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Сад-огород. Овощи-фрукты"....

План – конспект НОД по познавательному развитию (фэмп) «Овощи» по лексической теме «Признаки осени. Овощи. Фрукты. Грибы. Ягоды» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, развивающего обучения, здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для развития у детей элементарных математических представлений. Образовательные задачи:- Упражнять в счете пр...

методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."

В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....

методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Любимый город"

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физминутки, загадки, стихи о городе....