методический материал по лексической теме "Инструменты".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для чтения детям по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Инструменты»

 Рассмотреть вместе с ребенком картинки инструментов (музыкальные, сельскохозяйственные, рабочие), вспомнить вместе названия инструментов, предназначение каждого.

Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.

Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.

Рабочие: молоток, топор, ножницы, клещи, рубанок, дрель, отвертка, пила и др.

 Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

Глаголы:

забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить, резать, копать, сгребать.

Прилагательные: кожаный,   металлический,   кирпичный,   стеклянный, острый, тяжёлый.

Игра «Назови ласково».

 Грабли – грабельки

Скрипка — …

 Топор — …

Лопата — … и д.т.

Игра «Подбери действие».

 Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.

Отверткой (Что делают?) — …

 Косой (Что делают?) — …

 Граблями (что делают?) — … и т.д. 4.

Игра «Музыкант».

На пианино играет — пианист

На скрипке играет – скрипач

На балалайке — … На гармони — …

На гитаре — …

На барабане — …

Игра «Один — много»

Лопата – лопаты – много лопат
Топор                                                  молоток

Пила                                                  отвертка
Метла                                      
           вилы
 
Игра «Что делают?» 
Молотком - стучат, забивают
Пилой  - пилят
Топором – рубят


Упражнение «Звени - молчи»

Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.

Барабан

Дидактическое упражнение «Громко-тихо

Воспитатель показывает, как можно бить палочками по барабану громко и тихо. Затем дети сами бьют в барабаны, соответственно команде «громко» или «тихо».

  Игра «Субботник»

Цели:  обогащать   предикативный   словарь,   развивать слуховое внимание, логическое мышление.

ХОД  игры.  Воспитатель   читает   детям   текст,   дети договаривают пропущенные глаголы.

 

Сегодня   в   нашем  саду   субботник.   Все   папы   и  мамы вышли работать на участок.  Митин папа взял пилу.  Он  ...  ветки.  Машина  мама принесла   кисточку  и  краску.  Она   ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители

Димы   пришли   с   лопатами.   Они   ...   землю   и   высевают семена.  А мы с папой принесли молоток.  Мы  ...  гвозди — ремонтируем скамейку.  Все поработали дружно,  и теперь на участке чисто и красиво.

                                                                                                                                      И. Михеева, С. Чешева

 

Игра «Стихи — небылицы»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   логическое мышление,   активизировать   словарный   запас   по   теме «Инструменты».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

 

Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором             С. Чешева

 

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:

молоток — молоточек        топор — ...

ключ — ... грабли — ...

нож — ... напёрсток — ...

гайка — ... игла — ...

гвоздь — ... метла — ...

 

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи:   учить образовывать   относительные   прилагательные   от

существительных,  согласовывать   прилагательные   с существительными в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из

металла, дерева, стекла, пластмассы.

 

Пила, напильник из металла — (какие?) ...

Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...

Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...

Лупа из стекла — (какая?) ...

Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...

 

Даётся   задание   составить   предложения   с   полученными словами-определениями.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

Пила
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.
 
Едет, едет взад-вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык.
Вжик – вжик, вжик - вжик,


 «Инструменты».

Мы пилили, (Делают пилящие движения).

Мы рубили, (Делают рубящие движения).

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз).

Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши).

И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой).

 «Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда,                      Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                                    Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

 

«Оркестр»

Скрипач – на скрипке, (Загибают по одному пальчику на левой руке,
Трубач – на трубе, начиная с мизинца.)
Пианист – на пианино,
Барабанщик – на барабане,
А домбрист – на домбре:
Весь оркестр играет мне! (Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.)

Рубанок
Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.
 
Чтобы доски стали гладки,
Постругайте их, ребятки.
Струг-струг, струг-струг,
Стружки падают вокруг.

Молоток.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
 Сам худ, Голова с пуд,
Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».
 
Клещи
Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.

Отвёртка.
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
 
Надо нам отвертку взять
И вращать, вращать, вращать.

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому   высказыванию   (толкование   загадки),

расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».

Ход   игры.  Дети   сидят   полукругом  па   стульчиках.  На   столе раскладывается несколько инструментов.  О каждом инструменте

воспитатель   загадывает   загадку,   а   дети   должны   отгадать,   о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.

 ***

Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

 ***

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

 ***

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет. (Метла)

   ***

Кланяется, кланяется,

Придёт домой — растянется.(Топор)

 ***

Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)

 ***

Быстро грызёт,

Мелко жуёт,

А сама не глотает. (Пила)

***

Ой, звенит она звенит.

Всех игрою веселит,

А, всего-то три струны

Ей для музыки нужны

Что такое? Отгадай-ка!

Это наша. (балалайка).

***

 Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый. (барабан).

***

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт-заливается

Как называется (дудочка).

***

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах,

Зубы белые, педаль.

 Как зовут меня?. (рояль)

***

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое
… (Пианино)

***

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…(
Скрипка )

Отпускаем молоточки,
На железные листочки
И летит весёлый звон.
Что звенит?  (
Металлофон)

***

Принялась она за дело:
Завизжала и запела,
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила)

***

Бьют Ермолку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет. (
Гвоздь)

***

Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!»  (
Молоток)

***

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе
… (Лопатой)

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (
Веник)

Чтение детям:

«Торопливый ножик».  Е.Пермяк

 Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

-  Как же это так? -  спрашивает Митю отец.

-  Ножик плохой, -  отвечает Митя, -косо строгает.

-  Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

-  А как? -  спрашивает Митя.

-  А вот так, -  сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.  

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Сказка «Топор» А.Толстой

Пошёл топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается:

— Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо пройду, я здесь хозяин.

А в лесу берёзка росла, весёленькая, кудрявая, старым деревьям на радость. И звали её Люлинькой.

Увидал топор берёзку и стал куражиться:

— Кудрявая, я тебе покудрявлю, начну рубить, только щепки полетят…

Испугалась берёзка.

— Не руби меня, топор, мне больно будет.

— А ну-ка, поплачь!

Золотыми слёзками заплакала берёзка, веточки опустила.

— Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.

Захохотал железный топор, наскочил на берёзку, — только белые щепки полетели.

Заугрюмились деревья, и пошло шептать про злое дело по всему лесу тёмному, вплоть до калинового моста.

Срубил топор, повалилась берёзка и, как была, легла, кудрявая, в зелёную траву, в цветы голубые.

Ухватил её топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост.

Мост ему и говорит:

— Ты это зачем в лесу озорничаешь, сестёр моих рубишь?

— Молчи, дурак, — огрызнулся топор, — рассержусь и тебя зарублю.

Не пожалел спины, крякнул, и сломался калиновый мост. Топор шлёпнулся в воду и потонул.

А берёзка Люлинька поплыла по реке в океан-море.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Сказка об инструментах       Лариса Зимина

В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?

«Я, главный»- говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»

- «А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:

- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»

-«Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник

- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»

Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,

-«Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»

- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -

Сердито проворчала дрель:

– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»

- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.

-«Но, что ты будешь строгать?» -

Почти хором спросили топор и пила

-«Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!

- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».

- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.

- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»

- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке

- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»

-«А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола

- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»

-«Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».

Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?

Хозяин подошел к инструментам и сказал – «Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны».Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу». Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к лексическим темам - ч.1

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...

Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"

Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и  жарких стран"....

методический материал по лексической теме "Профессии"

В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"...

методический материал по лексической теме "О любимой маме"

В методической разработке представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "О любимой маме"...

методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."

В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....

методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Овощи. Фрукты"

В данном материале представлены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для усвоения темы про овощи и фрукты....

методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Любимый город"

В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физминутки, загадки, стихи о городе....