Главные вкладки

    методический материал по лексической теме "Инструменты".
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

    Лебедева Ольга Анатольевна

    В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для чтения детям по теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл leksicheskaya_tema.docx45.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лексическая тема: «Инструменты»

     Рассмотреть вместе с ребенком картинки инструментов (музыкальные, сельскохозяйственные, рабочие), вспомнить вместе названия инструментов, предназначение каждого.

    Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др.

    Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.

    Рабочие: молоток, топор, ножницы, клещи, рубанок, дрель, отвертка, пила и др.

     Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

    Глаголы:

    забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить, резать, копать, сгребать.

    Прилагательные: кожаный,   металлический,   кирпичный,   стеклянный, острый, тяжёлый.

    Игра «Назови ласково».

     Грабли – грабельки

    Скрипка — …

     Топор — …

    Лопата — … и д.т.

    Игра «Подбери действие».

     Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.

    Отверткой (Что делают?) — …

     Косой (Что делают?) — …

     Граблями (что делают?) — … и т.д. 4.

    Игра «Музыкант».

    На пианино играет — пианист

    На скрипке играет – скрипач

    На балалайке — … На гармони — …

    На гитаре — …

    На барабане — …

    Игра «Один — много»

    Лопата – лопаты – много лопат
    Топор                                                  молоток

    Пила                                                  отвертка
    Метла                                      
               вилы
     
    Игра «Что делают?» 
    Молотком - стучат, забивают
    Пилой  - пилят
    Топором – рубят


    Упражнение «Звени - молчи»

    Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.

    Барабан

    Дидактическое упражнение «Громко-тихо

    Воспитатель показывает, как можно бить палочками по барабану громко и тихо. Затем дети сами бьют в барабаны, соответственно команде «громко» или «тихо».

      Игра «Субботник»

    Цели:  обогащать   предикативный   словарь,   развивать слуховое внимание, логическое мышление.

    ХОД  игры.  Воспитатель   читает   детям   текст,   дети договаривают пропущенные глаголы.

     

    Сегодня   в   нашем  саду   субботник.   Все   папы   и  мамы вышли работать на участок.  Митин папа взял пилу.  Он  ...  ветки.  Машина  мама принесла   кисточку  и  краску.  Она   ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители

    Димы   пришли   с   лопатами.   Они   ...   землю   и   высевают семена.  А мы с папой принесли молоток.  Мы  ...  гвозди — ремонтируем скамейку.  Все поработали дружно,  и теперь на участке чисто и красиво.

                                                                                                                                          И. Михеева, С. Чешева

     

    Игра «Стихи — небылицы»

    Цели:  развивать   слуховое   внимание,   логическое мышление,   активизировать   словарный   запас   по   теме «Инструменты».

    Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

     

    Кистью гвозди забивают,

    Подметают молотком,

    Землю ножиком копают,

    Ну а пилят топором             С. Чешева

     

    Игра «Назови ласково»

    Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:

    молоток — молоточек        топор — ...

    ключ — ... грабли — ...

    нож — ... напёрсток — ...

    гайка — ... игла — ...

    гвоздь — ... метла — ...

     

    Игра «Какой? Какая? Какие?»

    Цели:  формировать   грамматический   строй   речи:   учить образовывать   относительные   прилагательные   от

    существительных,  согласовывать   прилагательные   с существительными в роде, числе и падеже.

    Ход игры.  Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из

    металла, дерева, стекла, пластмассы.

     

    Пила, напильник из металла — (какие?) ...

    Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...

    Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...

    Лупа из стекла — (какая?) ...

    Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...

     

    Даётся   задание   составить   предложения   с   полученными словами-определениями.

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

    Пила
    Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.
     
    Едет, едет взад-вперед,
    На две части разоймет.
    С ней работать я привык.
    Вжик – вжик, вжик - вжик,


     «Инструменты».

    Мы пилили, (Делают пилящие движения).

    Мы рубили, (Делают рубящие движения).

    Громко молотком стучали,

    Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз).

    Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши).

    И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой).

     «Ай ты, дудочка-дуда»

    Ай ты, дудочка-дуда,                      Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

    Развесёлая всегда.

    Дудка заливается                                    Топают ногами.

    Ножки поднимаются.

    Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

    Под весёлую дуду.

     

    «Оркестр»

    Скрипач – на скрипке, (Загибают по одному пальчику на левой руке,
    Трубач – на трубе, начиная с мизинца.)
    Пианист – на пианино,
    Барабанщик – на барабане,
    А домбрист – на домбре:
    Весь оркестр играет мне! (Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.)

    Рубанок
    Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.
     
    Чтобы доски стали гладки,
    Постругайте их, ребятки.
    Струг-струг, струг-струг,
    Стружки падают вокруг.

    Молоток.
    Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
     Сам худ, Голова с пуд,
    Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».
     
    Клещи
    Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.

    Отвёртка.
    Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
     
    Надо нам отвертку взять
    И вращать, вращать, вращать.

    Загадки

    Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому   высказыванию   (толкование   загадки),

    расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».

    Ход   игры.  Дети   сидят   полукругом  па   стульчиках.  На   столе раскладывается несколько инструментов.  О каждом инструменте

    воспитатель   загадывает   загадку,   а   дети   должны   отгадать,   о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.

     ***

    Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

     ***

    Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

     ***

    Скручена, связана,

    На кол посажена,

    А по улице пляшет. (Метла)

       ***

    Кланяется, кланяется,

    Придёт домой — растянется.(Топор)

     ***

    Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)

     ***

    Быстро грызёт,

    Мелко жуёт,

    А сама не глотает. (Пила)

    ***

    Ой, звенит она звенит.

    Всех игрою веселит,

    А, всего-то три струны

    Ей для музыки нужны

    Что такое? Отгадай-ка!

    Это наша. (балалайка).

    ***

     Со мной в поход легко идти,

    Со мною весело в пути,

    И я крикун, и я буян,

    Я звонкий, круглый. (барабан).

    ***

    В лесу вырезана,

    Гладко вытесана,

    Поёт-заливается

    Как называется (дудочка).

    ***

    Я стою на трёх ногах,

    Ноги в чёрных сапогах,

    Зубы белые, педаль.

     Как зовут меня?. (рояль)

    ***

    Очень музыку любили
    Две сестры, Наташа с Ниной,
    И поэтому купили
    Им большое
    … (Пианино)

    ***

    Как будто девушка запела,
    И в зале словно посветлело.
    Скользит мелодия так гибко.
    Затихло все: играет…(
    Скрипка )

    Отпускаем молоточки,
    На железные листочки
    И летит весёлый звон.
    Что звенит?  (
    Металлофон)

    ***

    Принялась она за дело:
    Завизжала и запела,
    Ела, ела, дуб, дуб,
    Поломала зуб, зуб.
    (Пила)

    ***

    Бьют Ермолку по затылку,
    Ну а он не плачет,
    Только носик прячет. (
    Гвоздь)

    ***

    Деревянная шея,
    Железный клюв,
    Стучит: «Тук,тук,тук!»  (
    Молоток)

    ***

    Тихо, тихо снег идет,
    Белый снег, мохнатый.
    Мы расчистим снег и лед
    Во дворе
    … (Лопатой)

    Рядом с дворником шагаю,
    Разгребаю снег кругом.
    Я ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (
    Веник)

    Чтение детям:

    «Торопливый ножик».  Е.Пермяк

     Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

    -  Как же это так? -  спрашивает Митю отец.

    -  Ножик плохой, -  отвечает Митя, -косо строгает.

    -  Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

    -  А как? -  спрашивает Митя.

    -  А вот так, -  сказал отец.

    Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

    Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

    Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.  

    Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

    Сказка «Топор» А.Толстой

    Пошёл топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается:

    — Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо пройду, я здесь хозяин.

    А в лесу берёзка росла, весёленькая, кудрявая, старым деревьям на радость. И звали её Люлинькой.

    Увидал топор берёзку и стал куражиться:

    — Кудрявая, я тебе покудрявлю, начну рубить, только щепки полетят…

    Испугалась берёзка.

    — Не руби меня, топор, мне больно будет.

    — А ну-ка, поплачь!

    Золотыми слёзками заплакала берёзка, веточки опустила.

    — Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.

    Захохотал железный топор, наскочил на берёзку, — только белые щепки полетели.

    Заугрюмились деревья, и пошло шептать про злое дело по всему лесу тёмному, вплоть до калинового моста.

    Срубил топор, повалилась берёзка и, как была, легла, кудрявая, в зелёную траву, в цветы голубые.

    Ухватил её топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост.

    Мост ему и говорит:

    — Ты это зачем в лесу озорничаешь, сестёр моих рубишь?

    — Молчи, дурак, — огрызнулся топор, — рассержусь и тебя зарублю.

    Не пожалел спины, крякнул, и сломался калиновый мост. Топор шлёпнулся в воду и потонул.

    А берёзка Люлинька поплыла по реке в океан-море.

    Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

    Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

    Сказка об инструментах       Лариса Зимина

    В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?

    «Я, главный»- говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»

    - «А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:

    - «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»

    -«Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник

    - без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»

    Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,

    -«Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»

    - «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -

    Сердито проворчала дрель:

    – «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»

    - «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.

    -«Но, что ты будешь строгать?» -

    Почти хором спросили топор и пила

    -«Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!

    - Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».

    - «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.

    - «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»

    - «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке

    - Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»

    -«А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола

    - «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»

    -«Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».

    Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?

    Хозяин подошел к инструментам и сказал – «Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны».Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу». Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Картотека дидактического материала по лексической теме Космос"

    Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе  игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентриро...

    Методический материал по изучению музыкальных инструментов дошкольниками

    Развлечение для детей среднего дошкольного возраста...

    Методический материал к лексическим темам - ч.1

    Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...

    Методический материал по лексической теме "Животные Севера и жарких стран"

    Дидактические игры, пальчиковые гимнастики, произведения, загадки по теме: "Животные Севера и  жарких стран"....

    методический материал по лексической теме "Профессии"

    В материале размещены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "Профессии"...

    методический материал по лексической теме "О любимой маме"

    В методической разработке представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки по теме "О любимой маме"...

    методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."

    В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....