Использование арт-терапии как средства формирования стрессоустой-чивости у педагогов методом круглого стола.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Фуникова Наталья Геннадьевна

все участники круглого стола высказывают свою точку зрения по данному вопросу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_na_otpravku.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт-терапии как средства формирования стрессоустойчивости у педагогов методом круглого стола.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №4 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район.                                                                         Воспитатель: Шкуратова Наталья Сергеевна.

Круглый  стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия. Используется в двух смыслах — как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем, как закрытое общество избранных, принимающее  важные решения.

В современном значении выражение круглый стол -  способ организации обсуждения некоторого вопроса; он характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
  • все участники круглого стола высказывают свою точку зрения по данному вопросу;
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятия  со взрослыми можно включать приемы игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии.

Арт - игротерапия — метод психотерапевтического воздействия на  взрослых с использованием игры.

Средства игротерапии:  в связи с этим, способы игротерапии  принято считать одной из актуальных воспитательных тенденций. Как правило, в детских садах  имеется штатный психолог, который наблюдает за играми детей, может задавать некоторые их параметры, следит за проблемами в развитии детей. Конечно, ведущая роль в самой игре отдается именно ребенку, но вместе с тем, в зависимости от возраста и потребностей, психотерапевт может вмешиваться в ход развития событий, принять участие в игре, для того чтобы раскрыть полностью психологические проблемы ребенка и найти способ их коррекции. Таким образом, игротерапия может направляться в различное русло, начиная от простой эмоциональной разгрузки, которая очень часто показана дошкольникам и ученикам младших классов, и заканчивая полноценной коррекцией задержек в развитии. Активное применение психотерапии в дошкольном возрасте позволит уберечь ребенка от влияния стрессовых факторов, поможет ему как можно быстрее адаптироваться к новой социальной среде, более легко сближаться со взрослыми и находить с ними общий язык. (Приложение №1).

                                           Приложение №1

Упражнение: Мой сосед».

Цель: Формирование самосознания  позволяющего  позитивно смотреть на социум и воспринимать его,  результативно мыслить и действовать.

Подготовка. Предлагаю своим коллегам присесть за круглый стол, самостоятельно выбирая себе соседа. Время: 2  мин.:

Игра: «Пожелание». 

Цель: Поднять настроения. Снять психологические барьеры.

 Описание: Участники, сидя в круге. Каждый участник по очереди высказывает пожелания, начиная такими словами:  «Я приветствую Вас  и желаю Вам сегодня  от всего сердца  …..». При этом выполняет следующие правила: 1) высказывающийся участник держит бархатное сердце желательно в области груди; 2) пожелания не должны повторяться; 3) после приветствия он передает следующему участнику и так все участники.

Комментарии: Преимущество этой игры состоит в том, что каждый участник может показать свою душевность и  готовность быть искренними. Позитивные пожелания от всего сердца – это символическое послание открытости и сердечности, это установки на доверительные отношения и доброжелательность обстановки. Немаловажно, чтобы при этом происходил контакт глазами.  Во время игры не должно быть никаких разговоров – это повышает концентрацию внимания участников и эффект от этого упражнения увеличивается.

Игра «Стакан воды» - формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.

У меня в руке стакан с небольшим количеством воды.

Вопрос: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?” (выслушиваются предположения педагогов).

Я и сама не знаю, но чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? – (выслушиваются предположения педагогов).

Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? (выслушиваются предположения педагогов: у вас заболит рука и др.)

А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? (выслушиваются предположения педагогов, например: Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах).

Очень хорошо, но изменился ли вес стакана в течении этого времени? Нет!

Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? (выслушиваются предположения педагогов, например: опустить стакан и др.)

Вот точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать  вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. Таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. И так, друзья, помните «опустить стакан в конце дня!»

Упражнение – «Релаксация» (сопровождается спокойной музыкой).

Цель: гармонизация внутреннего состояния, снятие напряжения.

Описание: Закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением (пять — шесть раз, затем отдых 20 секунд). Волевым усилием сокращайте мышцы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабляйте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу (три раза). Представьте себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног — через икры, бедра, туловище — до головы. Повторите про себя: “Я успокаиваюсь, мне спокойно”. Представьте, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, а ваши плечи, шея, лицевые мускулы расслаблены. Сидите спокойно, как тряпичная кукла. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются, откройте глаза и почувствуйте себя бодрыми”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»

В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...

Встреча родителей и педагогов за «круглым столом». Тема: «Береги глазки с молоду»

 актуализация отношения родителей к проблеме охраны зрения детей, расширение представлений  о зрительных диагнозов и профилактике лечения...

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Памятка для педагогов "Проведение круглых столов"

laquo;Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Основное предназначение круглых с...

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»Цель: познакомить с элементами песочной терапии как средством формир...

Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений  Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....