Семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми" на тему "Опыты с водой"
методическая разработка на тему

Зайнуллина Светлана Юрьевна

Опыты с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дождик» для младшей группы

Необходимый инвентарь: лейка, пластмассовые игрушки (куклы), тазики.

- Дети, давайте вспомним лето. А особенно летний тёплый дождик. Поиграем с вами в кукольный дождик. Будем поливать наши игрушки (куклы) из лейки.

Дождик, дождик!

Лейся гуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

Дождик, дождик, капелька, 
Водяная сабелька,
 
Лужу резал, лужу резал,
 
Резал, резал, не разрезал,
 
И устал,
 
И перестал.

Дождик, лей, 
Не жалей!
 
Травку первую
 
Полей,
 
Чтобы выросла она
 
Высока и зелена.
 

Дождик, лей, 
Не жалей!
 
Огород и сад
 
Полей!
 
Пусть цветы
 
Цветут вокруг!
 
пусть растут
 
Горох и лук!
 
Дождик, лей,
 
Не жалей!
 
И меня чуть-чуть
 
Полей
 
Вместе с луком
 
И горошком
 
Подрасту и я
 
Немножко!

- Молодцы! Полили дождиком наших кукол. После «дождя» наши куклы стали какие? Мокрые, верно. Давайте вытерем полотенчиком. Теперь какие стали? Сухие.

Вывод: игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики, ребёнок познаёт назначение предметов, через восприятие и воображение способствует развитию познавательной и речевой деятельности и развития речи, а также мелкой моторики.

«Поплывёт или утонет» для средней группы

Необходимый инвентарь: тазик с водой, пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, мячик, металлическая ложка. Два пустых ведёрка (красный и зелёный).

- Дети, мы сейчас с вами поиграем в игру «Поплывёт или утонет». Посмотрите на стол, что вы здесь видите?

+…

- Будем опускать по очереди предметы в воду, и наблюдать за ними.

+…

- Достаём предметы из воды и раскладываем их по разным ведёркам – в красное, всё что не утонуло, а в зелёное – то, что оказалось на дне.

+…

- Что у нас не утонуло? А почему?

+…

- А что оказалось на дне? А почему?

+…

Вывод: игра способствует развитию наблюдательности, развитию речи и познавательной деятельности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов, свойства предметов.

«Тонет – не тонет» для старшей группы

Необходимый инвентарь: тазик с водой, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметы по1 штуке.

Задачи:

- образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)

- развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление

- воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

1. Сюрпризный момент: бутылка с запиской внутри. Содержание записки:

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель. »

- Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

- Беру первый предмет (стеклянный шарик) опускаю в воду. Что произошло с шариком?

+ Он утонул.

- Попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

+…

- Беру следующий предмет (деревянный кубик) опускаю в воду. Что произошло? Предмет утонул или нет?

+…

- Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.

А теперь все по очереди опускаем предметы в воду, наблюдаем. Какие предметы тонут, а какие нет.

+…

- Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз.

После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод: какие предметы тонут, какие нет и почему?

- Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

- Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики.

Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.

- Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости.

Вот такие мы опытные экспериментаторы!

«Яйцо – подводная лодка» для подготовительной группы

Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.

Необходимый инвентарь: тазик с водой, 2 стеклянные литровые банки, 2 сырых яйца, поваренная соль, столовая ложка.

- Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Яйцо – подводная лодка». Почему игра так называется? А вот это мы сейчас и узнаем.

Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в неё сырое яйцо.

Во второй банке разводим до 5-ти столовых ложек поваренной соли на 0,5 л. воды. Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит?

+…

- Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать. Кто был на море и купался?

+…

- В море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему?

+…

- Потому что в море вода солёная, а в бассейне – нет. Вода в речках, озёрах, прудах называют пресной.

- Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли.

Вывод: таким образом, решая основные задачи в процессе познавательно-исследовательской деятельности способствуем формированию у детей познавательного интереса, развитию восприятия, воображения, наблюдательности, эмоциональности в общении с окружающим миром. Что в свою очередь способствует формированию всех сторон речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....