Обобщение личного опыта
материал (старшая группа) на тему

Обобщение личного опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_plotnikovoy_svetlany_vladimirovny.docx99.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Ибресинский детский сад "Радуга"

 Ибресинского района Чувашской Республики

Обобщение опыта на тему:

"Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитатель: Плотникова С.В.

п. Ибреси

2017г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Условия возникновения, становления опыта………………………………2

2. Актуальность опыта ………………………………………………………... 4

3. Ведущая педагогическая идея ………………………………………………6

4. Теоретическая база опыта …………………………………………………...7

5. Новизна опыта …………………………………………………………..........9

6. Технология опыта ……………………………………………………………10

7. Результативность …………………………………………………………….15

8. Адресная направленность …………………………………………………...16

9. Библиографический список …………………………………………………17

10. Приложение………………………………………………………………….18

Условия возникновения, становления опыта

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

     Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

     В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

     Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

     Опыт формировался в условиях МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга» В ходе своей работы наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях и обсуждения с коллегами развития творческих способностей в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, я сделала вывод, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Проведение занятий в разных группах натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по художественному творчеству?». Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
  • Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

Актуальность опыта

... Это правда! ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский.

         Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

        Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

       В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

       Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

     С самого раннего детства дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми "картины", так называемые "каракули", понятны только самим "художникам". На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками.

      Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционная способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности и собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющимися место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной.

Ведущая педагогическая идея

"Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей её цели, ищущий путь и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова"

Н.Н. Поддъяков

     В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых -  развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

     Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени.

       К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.

     Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Теоретическая база опыта

      Дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов неистощимой фантазии. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников общего творческого отношения к окружающему миру.

      Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

     Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер, или, наоборот, определяет развитие по готовым, проторенным схемам. И в этом аспекте было бы неправильно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества. Но это не ведет к развитию истинного творчества, формированию творческой личности.

      Рисование интересный и полезный вид деятельности, который всегда считался эффективным способом обучения детей.

      Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

      Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

     В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

     Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способов изображения, выразительными средствами рисунка.

     Надо ли обучать детей технике рисования? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

      О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2

8. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.

9. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Новизна опыта

   Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые являемся посредниками между окружающим миром - миром природы, людей, вещей, искусства - и нежной хрупкой, эмоциональной отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

      Рисование - язык внутреннего мира, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились. Ребенок, рисуя, ищет как лучше достичь желаемого результата. Роль воспитателя - педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное помочь детям увидеть мир, пережить в месте с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и зажечь огонек радости творчества.

       Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: "Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет".

    Новизна опыта состоит в том,  что бы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти "вдохновение" для творчества в окружающем мире.

       Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

       Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

 

Технология опыта.

   Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка.

     Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка. Опираясь на их опыт, лучшие педагоги во главе с Н. Л. Гродзенской и др., продолжали теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство -  занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.

     В связи с этим встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

     Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

     Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., нашлось много интересных идей, которые соединившись с моими и определили цели, задачи, средства их достижения.

     Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческих способностей и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
  3. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
  4. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.

Задачи в работе с детьми:

  1. - Развивать воображение и творческие способности детей.
  2. - Обогащать и расширять художественный опыт детей.
  3. - Побуждать ребенка экспериментировать.
  4. - Поощрять и поддерживать творческие находки.
  5. - Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  6. - Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
  7. - Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
  8. - Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
  9. - Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
  10. - Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

     Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Основа опыта, с применением нетрадиционных материалов и техник в изодеятельности, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

    В основу опыта положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

      Данные техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

      В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработано примерное перспективное планирование по рисованию в старшей группе (Приложение№1). В опыте значима интеграция образовательной области «Художественное творчество» с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Музыка».

     Работа с детьми строится так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

 Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

     Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

     Позднее учатся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими, синхронно (например, «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию. Детям очень нравится этот способ рисования.

     В работе использовали рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

     Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: "Натюрморт из овощей", "Дары осени", "Растения в нашей группе","Галстук для папы" и др.  

      Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

      Учили детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту, технику, используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый щенок».

      В старшей группе мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: "Деревья смотрят в воду", "Ранняя весна" и др.

      Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

     Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада предлагалось - собирать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А, можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

     В работе использовались такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

    Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использовались так же и другие различные техники беспредметного рисования:

“Рисование нитками”, “Рисование мыльной пеной”, “Рисование с помощью соли”, “Рисование кляксами”, “Оттиск поролоном”, и др.

    Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

     В работе использовались материалы: пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», программу  И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

      Для занятий старалась приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения.   Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.        

    Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Необходимо использовать любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений.  Для них проводились консультации и беседы, открытые занятия, развлечение. Дети всему учатся в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

Результативность опыта

      В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

     Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

     Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

    Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. В начале каждого учебного года проводилась диагностика, а так же в середине  выборочное диагностирование. Диагностическое задание было предложено детям старшей группы в количестве - 5 человек из каждой группы с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Анализ и обработка полученных результатов осуществлялась совместно с воспитателями данных групп. Диагностические данные показали, что у большинства детей  благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития(с 24% до 52% в 2015 - 2016 уч.г.) при отсутствии детей с низким уровнем освоения на момент выпуска.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

 

Адресная направленность опыта

     Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

          Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

     Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Библиографический список

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  4. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\
  8. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
  9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  10. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.
  12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  13. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.
  14. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.
  16. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.

     

Приложение № 1  

Примерное перспективное планирование по рисованию в старшей   группе с использованием нетрадиционных техник рисования.

Старшая группа

Месяц

№п\п

Тема занятия

Нетрадиционная

техника

Программное

содержание

Литература

Сентябрь

1

Диагностика

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

2

"Знакомство с нетрадиционными техниками рисования"

Различные

Познакомить детей с различными видами нетрадиционного рисования. Совершенствовать умения и навыки работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Конспект

3

"В саду созрели яблоки"

Тычок

Познакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения

Конспект

4

"Листопад"

Отпечаток листьями

Познакомить с одним из  способов рисования - отпечаток  листьями. Развивать изобразительные навыки и умения

Конспект

5

«Мячик»

Тычок

Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.111, 113

6

«Что растет на грядке?»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.43

7

«Яблоко и груша»

Манка + гуашь

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.46

8

"Осень на опушке краски разбросала"

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники - "печать растений". Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Давыдова Г. Н.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1 стр. 5

Октябрь

9

"Растения в нашей группе"

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 77

10

"Дары осени"

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, яблока

Упражнять в комбинировании разных техник. Развивать чувство композиции и цвета.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Стр. 119

11

«Мое любимое дерево осенью»

Кляксография трубочкой

Познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография трубочкой. Развивать воображение.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 37

12

 «Грибы на полянке»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы  с восковыми мелками и акварелью.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.  52

13

«Необычная посуда»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120

14

«Мое любимое платье или свитер»

Оттиск печатками, рисование ластиками

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.55

15

 «Обои в моей комнате»

Оттиск печатками + поролон

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51

16

«Перчатки»

Рисование ватной палочкой

Закреплять умение детей рисовать ватной палочкой - метод тычка, развивать изобразительные навыки и умения.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.99

Ноябрь

17

«Ожившая сказка»

«Знакомая форма - новый образ»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73

18

«Платок для бабушки»

Оттиск печатками

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Конспект

19

"Деревья смотрят в озеро"

Монотипия

Познакомить детей с новым способом - монотипия. Способствовать развитью воображения

Конспект

20

«Веселый щенок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.

21

«Дымковская игрушка» (конь)

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.

22

«Ежик»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Конспект

23

"Посмотри  и дорисуй"

Разные

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Конспект

24

«Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39

Декабрь

25

«Музыкальный рисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30

26

"Заснеженный дом"

Монотипия, рисование пальчиками

Закреплять умение в работе  использовать различные техники  рисования для  более полной передачи образа предмета или явления

Конспект

27

 «Морозный узор»

Восковые мелки + акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43

28

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

29

«Береза в снегу»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус

Конспект

30

«Дед Мороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38

31

«Елочка нарядная»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47

32

«Нарисуй, что хочешь»

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Конспект

Январь

33

«Разные дома»

Тиснение

Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.87

34

«Необычные машины»

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124

35

«Петушок»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.64

36

"Чудесные узоры хохломы"

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, закреплять знание народного декоративно прикладного творчества

Конспект

37

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35

38

«Зимние напевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5

Февраль

39

«Нарисуй, что хочешь»

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Конспект

40

«Укрась рукавицу»

Работа со знакомыми техниками

Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук

Конспект

41

«Мой портрет»

 

Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки

Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.94

42

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73

43

«Нарисуй, что хочешь»

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Конспект

44

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.63

Март

45

Открытка для мамы

«8 Марта»

Печать по трафарету, воздушные фломастеры

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр 65

46

"Одинокое дерево"

Монотипия

Закреплять умение в работе  использовать различные техники  рисования для  более полной передачи образа предмета или явления

Конспект

47

«Аквариум»

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75

48

«На лесной опушке»

Пальцевая живопись

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Конспект

49

 «Ожившая сказка»

 

«Знакомая форма - новый образ»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Конспект

50

"Мир искусства"

Различные

Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30

51

 «Загадки»

Восковые мелки, акварель

Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление. Развивать координацию движений рук.

Конспект

52

 «Придумай и дорисуй»

Разные

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Конспект

Апрель

53

 «Ранняя весна»

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.69, 71

54

«Звездное небо»

Фотокопия

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Конспект

55

«Ветка с первыми листьями»

Оттиск печатками

Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.69, 71

56

«Космический пейзаж»

Граттаж

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.45

57

«Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Конспект

58

«Нарисуй, что хочешь»

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Конспект

59

«Грачи прилетели»

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81

60

«Музыка»

Пальцевая живопись

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Конспект

Май

61

«Наша улица»

Усложнение и совмещение техник: печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Конспект

62

«Праздничный салют над городом»

Восковые мелки + акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48

63

«Салют»

Воздушные фломастеры

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81

64

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Конспект

65

 «Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 40

66

«Ромашки на полянке»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.37,

67

«Красивый пейзаж»

 

Рисование песком

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87

68

По замыслу.

Различные

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

     Приложение № 2

        Конспект занятия по рисованию        

 с применением нетрадиционных техник рисования

(монотипия)

на тему: "Деревья смотрят в воду"

Задачи:

  1. Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки).
  2. Учить составлять гармоничную цветовую композицию.
  3. Совершенствовать технические рисования акварельными красками
  4. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях.

Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске или мольберте выставлено несколько зимних пейзажей.

Педагог: - Ребята давайте посмотрим на эти прекрасные иллюстрации. Давайте  с вами вспомним как называются картины на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте.

 Ответы детей. (Пейзажи).

Педагог: - Многие известные художники - И.И. Шишкин, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев и другие очень любили рисовать природу. Они выбирали красивые или чем-то необычные виды природы (цветущий луг, таинственный лес, глубоководную реку, золотую рощу и пр.), любовались этими видами сами и старались поделиться своей радостью с другими, нарисовав красивые картины. Большую часть этих замечательных картин мы можем увидеть в различных музеях.

Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы. некоторые писатель и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях. Послушайте одно из таких стихотворений.

Педагог читает стихотворение И. Бунина "За окном"

Поэты и художники передают красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте. А поэты создают картины природы словами. "Картины" поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем услышав  поэтическую картину представить её и нарисовать, как это делают художники.

 Педагог предлагает детям нарисовать пейзажи, на которых деревья будто бы "смотрят в воду"

-Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? (ответы детей).

Педагог показывает отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагает освоить новый способ.

 - Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бумагу водой. (Показ) Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода - озеро. берем кисти и быстро рисуем дерево в верхней части мокрого листа. откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом "окунулось" в воду. Раскрываем лист.

После объяснения педагог предлагает детям приступить к работе и напоминает,  что надо все делать быстро но аккуратно.

Дети самостоятельно  выполняют работу.

 - Посмотрите, какие необыкновенно красивые картины получились у нас. Мы сможем  с вами  теперь оформить выставку "Деревья смотрят в озеро"

Демонстрация на доске или мольберте готовых работ.

 Приложение № 3

Конспект занятия по рисованию

 с применением нетрадиционных техник рисования

(печать листьев)

на тему: "Осень на опушке краски разводила"

.

Цели :

  1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
  2. Ознакомить с новым видом изобразительной техники -  "печать растений".
  3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  4. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях; наблюдения за осенней природой..

Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог предлагает детям послушать сказку о листочке.

- ребята, а вы знаете, как называются осенние явления когда опадают листья? (Ответы детей)

- А почему дерево сбрасывает листья осенью?

Педагог уточняет и дополняет ответы детей читает стихотворение "Листопад" Ю. Капотова.

- Осень листья становятся разных цветов и это во многом зависит от погоды. Сегодня я хочу предложить вниманию репродукцию картины художника И. Левитана "Золотая осень" (рассматривание картины).

- В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них, вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых листа.

Дети совместно с педагогом рассматривают листья и выбирают понравившийся.

- Сегодня мы будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листочки - мы будем ими печатать.

Педагог показывает технику выполнения и предлагает детям самим попробовать выполнить работу.

Дети самостоятельно  выполняют работу.

- У нас получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листочки - отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такой образ деревьев.

Демонстрация на доске или мольберте готовых работ.

  Приложение № 4  

                                     Виды нетрадиционных техник рисованияkar[1]

 

«Пальцевая живопись»

(краска наносится пальцами, ладошкой).

В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

 «Монотипия»

(отпечатка).

Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

«Рисование свечой»

Рисунок рисуется свечой, но его не видно.  Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.

Рисование на мокрой бумаге.

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Набрызг,  рисование зубной щёткой. 

Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.

Кляксография.

Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

Рисунок на мятой бумаге.

Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.

 «Цветные ниточки».

Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.

Трафарет.

Вариант 1.Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу     бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.  

Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.

Рисование ладошкой.

Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге. (можно раскрасить ладонь в разные цвета)

Тампонирование.

Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…

Печатка.

                  Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его  

                  отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать

                  на нем рисунок и срезать все  ненужное).

Рисование жёсткой кистью.

Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть  может  быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.

 "Штриховка"

                     Простым   карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают

                     прямыми линиями  сверху - вниз , слева - направо…

"Рисование солью"

                  Мокрый, ещё  не  высохший  рисунок,   посыпается  солью  (можно манкой)  

"Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги."

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет. 

"Рисование пальчиками."

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 

"Скатывание бумаги."

 Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. 

"Восковые мелки + акварель."

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. 

"Свеча + акварель."

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. 

"Отпечатки листьев."

     Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию

"Учимся делать фон."

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

"Коллаж."

 Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель.

                                                                                 

 Приложение №5

Консультация для родителей

«Рисование нетрадиционными способами».

      Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

    Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

    Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

    Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

   Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

 Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

    Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

     Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

    Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете.  Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».

   Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

    Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

 Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

    Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.

     Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.

    А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

     Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

    Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Приложение  № 6дл   


Содержание папки - передвижки

«Нетрадиционные техники рисовании»

                                                             

   Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок, начиная с двух – трёх лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Дети рисуют всё что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту это увлечение проходит, верным рисованию остаются лишь единицы. Творчество требует от человека координации всех  нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его здоровье.

   Одной из простейших графических техник считается монотипия. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название монотипия (от греческого слова "монос" – один, единый и "тупос" – отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и «печатают» их изображения. Детям доставит удовольствие сам процесс работы. И в тоже время они играючи приобщаются к «таинству» работы с красками.

   Старайтесь пробудить фантазию ребёнка, а для этого обратите занятие в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведённой краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать кляксами. Ещё одна весёлая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью на половинке листа плотной бумаги бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам и плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните… Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.

     

Приложение  №  7

Материалы и инструменты  необходимые для работы в нетрадиционной технике рисования

1. Листы бумаги разной фактуры и размера.

2. Краски: гуашь, акварель.

3. Восковые мелки.

4. Цветные карандаши и простой карандаш.

5. Кисточки разного размера, жесткая кисть.

6. Баночки для воды, тряпочки.

7.Паралоновые губки.

8.Тычки (сделанные самими).

9 Зубная щетка.

10 Восковая свечи.

11 Трафареты разной формы и на различные темы.

12 Ватные палочки.

13. Контейнеры для краски при рисовании ладошкой или пальчиком.

14 Овощи (картошка, морковь и др. твердые овощи), пробки для работы со штампами.

15 Листы бумаги тонированная в другие цвета.

16 Образцы работ.

17 Соль, манка и другие виды крупы.

18 Природный материал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Обобщение личного педагогического опыта

Обобщение личного педагогического опыта...

Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)

Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Обобщение личного педагогического опыта работы «Экологические игры в образовательной деятельности с дошкольниками»

Игры экологического содержания помогают ребенку:-  увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы;-  осознать невоз...

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке». Старшая группа.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.Рассказывание на тему из личного опыта«Как мы играем зимой на участке»....