Проект «Богатырская сила наша!»
проект (старшая группа) на тему

Рассматривая иллюстрации книг, удетей возникли вопросы "Кто такие богатыри?", "Когда они жили?", "Было ли это на самом деле?". Детей заинтересовала история своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyrskaya_nasha_sila.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей

Проект «Богатырская сила наша!»

Автор проекта:

Гришина Ж.А.

МБДОУ детский сад №8

Проект предназначен для работы с детьми старшего возраста

2014 год.

Тип проекта: информационно - творческий.

По содержанию - ребёнок, общество и его культурные ценности; детско - взрослый, где ребёнок - субъект проектирования; открытый в детском саду; фронтальный.

Участники: дети, родители, воспитатели, педагог дополнительного образования -

музыкальный руководитель, экскурсовод, библиотекарь.

По срокам реализации: краткосрочный (5 дней)

По характеру контакта: в рамках ДОУ.

Проблема: « Кто такие богатыри и кого можно назвать богатырём?».

Актуальность проблемы: рассматривая иллюстрации книг, у детей возникли вопросы: « Кто такие богатыри?», «Когда они жили?», « Было ли это на самом деле? У детей обнаружился интерес к истории своего народа, но не хватала знаний по этой теме.

Цель проекта: познакомить детей старшего возраста с героями русских былин

и сказаний.

Задачи:

1. Познакомить с былинами, сказаниями о русских богатырях;

2. Формировать и обогащать у детей интерес к накопленному человечеством знаний через конкретные исторические факты;

3. Отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;

4. Познакомить родителей с тем, как формировать у детей представление о русских богатырях, привлечь их в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и

детского сада.

Гипотеза: используя подобранные былины, сказания, репродукции картин, фильмы и мультфильмы, а также рассказ экскурсовода, библиотекаря о том периоде и прослушивание музыкальных произведений; и связав это с другими видами деятельности; то возможно, дети будут чётко представлять - кто такие русские богатыри.

Значимость:

- Познакомить детей с культурой Руси;

- Предоставить ребёнку возможность почувствовать себя творцом, созидателем,   преобразователем;

- Испытывать чувство сопричастности к жизни современной России, её истории.

- Воспитывать желание познавать собственные « корни».

Обеспечение проектной деятельности:

- диагностическое: вопросник « Кто такие богатыри?»

- методическое: « Богатыри и витязи Русской земли» - Н. И. Надеждина, « Былины, русские народные сказания. Древнерусские повести»- В. П. Аникин, « Не сказки, а были, о которых люди по сей день не забыли» - М. Александровская,

- материально - техническое: подбор детских мультфильмов и фильмов по этим былинам, сказаниям и сказкам. Использование ИКТ, магнитофон, аудиозаписи, DVD-плеер, диапроектор, слайды, телевизор.

- дидактическое: литература по теме для чтения и рассматривания, книги - раскраски, подборка материала к изготовлению альбома « Русские богатыри», д/игра

« Крестьянин и богатырь»; репродукции картин Васнецова Ю. А. « Три богатыря»,

« Гусляры», « Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовском поле в 1380 году»,

 « Богатыри»; М. Врубеля « Минула Селянинович»; П. Корина « Александр Невский».  

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Подготовительный этап:

На занятиях совместной деятельности дети знакомятся с былинами, сказаниями, рассматривают иллюстрации с изображением богатырей, доспехов, делятся информацией с родственниками, играют в сюжетно - ролевые игры.

День 1.Рождение проблемы.

В группе появляется новая книга И. К. Пименовой «Рождение Руси». Дети, рассматривая иллюстрации, делятся своими впечатлениями и просят педагога почитать книгу. После прочтения у детей возникает спор о том, было ли то, что в ней описано на самом деле, кто такие богатыри и кого можно назвать богатырем. Мнения детей различны. Воспитатель предлагает детям подумать, кого еще можно назвать богатырями, спросить об этом у своих родственников и вернуться к этому разговору завтра.

Основной этап:

День 2. Сбор и анализ полученной информации.

На следующий день дети делились своими впечатлениями.

Рассматривание репродукции картины Васнецова Ю.А. « Три богатыря».

Чтение отрывков из былин «Добрыня и змей», «Илья Муромец».

Рассмотреть узоры для русских богатырей. Вызвать желание рисовать узоры на силуэтах, кокошниках, сарафанах, шлемах, мечей, щитах. Дать понятие, что через украшение можно выразить характер человека.

Внести игру «Крестьянин и богатырь».

Цель игры: показать, как крестьянин становится богатырем, смена орудия труда на доспехи богатыря.

Знакомство с воинским снаряжением.

После дневного сна воспитатель предлагает детям познакомиться с книгой М. Александровской «Не сказки, а были, о которых люди по сей день не забыли». Из нее дети узнали про героев — защитников земли русской - Кузьму Минина и Пожарского, Ивана Сусанина, Михаила Кутузова.

День 3. Рождение идеи проведения богатырских состязаний.

 - Рассматривание репродукций картин или слайдов (привлечь музыкального работника): В.Васнецов «Гусляры», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовском поле в 1380 году», «Богатыри», М. Врубель «Минула Селянинович», П. Корин «Александр Невский».

- Прослушивание музыки «Тридцать три богатыря», «Рассвет на Москве-реке», кантата «Александр Невский» («Вставайте люди русские») С. Прокофьева.

- Посещение Кашинского музея - просмотр атрибутов богатырей с объяснением работника музея.

- Посещение детской библиотеки - мероприятие «Богатыри земли русской». Ребятам была показана электронная презентация «Богатыри земли русской», из которой они узнали имена великих русских богатырей, послушали об их подвигах. Дети с удовольствием участвовали в викторине «Богатырский разговор» и смотрели мультфильм.

- Дети играли в богатырей в детском саду и на прогулке. На вопрос воспитателя: «Как можно отпраздновать день защитника отечества?» мальчики предложили устроить соревнования богатырей. Воспитатель предложила пригласить на соревнования пап и дедушек, а дети решили придумать задания для пап. Так родилась идея «богатырских соревнований».

День 4. Совместное составление сценария праздника.

- Ручной труд - изготовление атрибутов к предстоящему празднику.

- Придумывание названия, эмблемы своей команды.

 Презентация проекта:

День 5. Семейный праздник « Богатырские состязания».

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель: создать условия для переноса ранее усвоенных знаний в спортивно-игровой деятельности.

Предполагаемые результаты: в результате предлагаемой работы у детей будут сформированы представления о  героях русских былин и сказаний — богатырях.

Семейный праздник «Богатырские состязания»

Мальчики и папы выстраиваются двумя командами.

Мальчики:

Мы сегодня на зарядку

Вышли дружно, по порядку.

И с особым наслаждением

Выполняли упражнения!

Ведь сегодня день особый

Для мальчишек и мужчин –

День защитника Отечества

Знает каждый гражданин!

Чтоб здоровье крепкое

Было у ребят.

Ведь мальчишка-это

Будущий солдат!

Чтобы быть выносливым

В ученье и в бою,

Защищать любимую Родину свою!

                                                                         Л. Чадова

Ведущая. Посмотрите, какая дружина собралась сегодня у нас в зале. Да, не перевелись еще на русской земле богатыри! Сойдутся они сейчас в поединке честном, покажут удаль молодецкую, смелость да смекалку. А судить это состязание мы пригласили мудрейших - наших дедушек (представляет судей). А помогать им будет наша Наталья Премудрая. Жюри прошу занять свои места.

Да, в дружине нашей народ удалой,

Сильный и смелый, хотя молодой.

А мы состязания будем судить.

Ну, молодцы! Не подводить!

Правила быстро все уясняйте,

И без ошибок их выполняйте!

А если случится их нарушать,

Очки за ошибки мы будем снимать!

Состязания, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки!

Если кто-то от зарядки

Убегает без оглядки, -

Он не станет нипочем

Настоящим силачом!

Проводится разминка  для пап.

Любому папе, как главе семьи, желательно иметь не только крепкие нервы, но и крепкую шею, чтобы уметь, взвалив на свои плечи, любой груз забот, шагать по жизни с высоко и гордо поднятой головой! Будем тренироваться!

 «Раскручиваем обруч на шее»

 

Мальчишки! У вас  в руках потрясающий предмет, с помощью которого можно развивать необыкновенную прыгучесть!

 «Прыгаем через обруч» - как через скакалку.

Ведущая.

Ну что же, разминка успешно прошла!

Команды готовы сражаться!

 В бою побеждает наверняка

Тот, кто умеет за друга держаться!

Проводятся состязания:

 «Переправа» Вначале прыгает один участник. С того места, куда он приземлился, начинает прыжок другой участник команды.

«Разминируй поле» В 2 обручах лежат маленькие мячи  и кубики, нужно с завязанными глазами за определенное время собрать как можно больше «мин» (мячей).

 «Силачи» Посередине зала кладется ленточка, обозначающая границу. Команды по свистку начинают «передувать» воздушные шарики на территорию противника.

У кого на территории окажется больше шариков, тот и проиграл.

Ведущая. Много сил потратили, добры молодцы, можно и передохнуть немного. А мы посмотрим, как мамы поддержат свои команды.

Музыкальный конкурс для мам «Угадай мелодию».

Задание - узнать песни военных лет, песни о войне («Катюша», «На Мамаевом кургане тишина», «В землянке», «На безымянной высоте», «День победы», «Темная ночь»).

 «В зоне боевых действий»: участники должны попасть мячами в мишень.

 «Спасение раненого» Сначала бежит папа до стола, надевает колпачок медбрата, белый халат и берет покрывало, возвращается к сыну, сажает его на покрывало и тащит его за собой до конуса и обратно.

«Составьте  богатырские доспехи» Из разрезанных частей нужно составить доспехи богатыря.

Итоги конкурса « Богатырские состязания».

Ведущая. Ну что же, окончены соревнования, пора нам подводить спортивный итог. А пока жюри совещается, ребята споют.

Дети исполняют песню «Мы защитники», музыка Н. Лукониной, слова Л. Чадовой.

Жюри объявляет результаты состязаний.

Ведущая. Наши состязания окончены. Мы увидели, какие богатыри у нас подрастают, спасибо папам, которые показали хороший пример нашим ребятам, спасибо всем, кто пришел на наш семейный праздник. А теперь пора подкрепиться. Давайте пойдем к нам в группу и отведаем блюда богатырские.

Праздник продолжается в группе.

Работа с родителями:

1. Сбор информации по данной теме.

2. Подготовка рисунков к конкурсу « Русские богатыри - как мы их видим».

3. Подбор иллюстраций, картинок для изготовления альбома «Богатыри земли русской».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - физкультурное занятие для детей подготовительной группы: "Богатырская сила наша".

Физкультурное занятие для детей подготовительной группы:"Богатырская  сила наша", направленноена укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни....

Педагогический проект "Богатырская сила"

Развитие физических качеств старших дошкольников при организации спортивных развлечений на основе русского народного фольклора....

Детский проект "Каша - сила наша"

Материал посвящен детскому проекту "Каша - сила наша"....

проект "Каша- сила наша!"

паспорт проекта "Каша-сила наша!"...

Спортивный праздник ко дню Защитника Отечества в старшей группе «Богатырская сила наша».

Задачи:1.Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;2.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уваж...

Проект: «Богатырская сила».

Аннотация проектаДревняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстни...

Проект "Каша-сила наша!"

Проект "Каша-сила наша!"...