Еще раз о вопросе дисциплине
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Рассказывается как при воспитание детей  не упустить воспитание дисциплины, как воспитать без наказания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_raz_o_voprose_distsipline.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Еще раз о вопросе дисциплине

Любовь может быть соответствующей, то есть удовлетворяющей эмоциональные потребности ребенка и способствующей его развитию и независимости, и несоответствующей, когда родители сознательно или бессознательно стараются продлить (иногда чрезмерно) время зависимости ребенка от них. Это родители-собственники, рассматривающие ребенка как собственность. А не как личность, которая нуждается в развитии и независимости. Иногда несоответствующая любовь родителей заключается в том, что они требуют, чтобы дети наперекор своим желаниям и способностям воплотили в жизнь их несбывшейся мечты. Иногда родители путают роли и требуют от ребенка любви, внимания, как будто именно ребенок должен дать им эмоциональную уравновешенность, а не наоборот. Обычно так случается, если родители больны или устали, но злоупотребление такой переменой ролей ни к чему хорошему не приводит. И всегда нужно помнить, что бескорыстная, безусловная, соответствующая потребностям ребенка любовь жизненно необходима для его эмоционального равновесия, для физического, психического и духовного развития.

Родителей очень волнует вопрос дисциплины. Обычно они ошибочно понимают взаимоотношения между любовью и дисциплиной и неправильно оценивают значение дисциплины, считая, что любовь и дисциплина – это две вещи, не имеющие между собой ничего общего. На самом деле их нельзя разделять, нужно помнить, что наказание – лишь незначительная часть дисциплины.

Мы должны дать почувствовать ребенку нашу любовь – и это будет первым и наиболее важным условием хорошей дисциплины. Если родители не применяют психологических рекомендаций общего характера: частый контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание, позволяющие постоянно держать наполненным эмоциональный резервуар ребенка, бесполезно требовать от него дисциплины. Может быть, маленького ребенка и можно заставить быть дисциплинированным, но в дальнейшем все сорвется. Только здоровые, основанные на безусловной любви взаимоотношения между родителями и детьми позволяют преодолеть все жизненные кризисы.

При воспитании детей дисциплину следует понимать как тренировку психики, ума и характера, чтобы ребенок  вырос конструктивно мыслящим и конструктивно действующим членом общества, умеющим контролировать себя. Что же необходимо для этого? Подражание лучшим образцам. Копирование положительного примера, устные и письменные инструкции, устные и письменные просьбы, обучение, общение, развлечения и т.д. Наказание тоже надо добавить в этот список, но оно только один из факторов, причем  наиболее отрицательный и примитивный. Если ребенок чувствует безоговорочную любовь своих родителей, то он захочет идентифицировать себя с ними, сможет дисциплинировать себя и принять без вражды и сопротивления руководство со стороны своих родителей. Пристальное внимание при общении с ребенком, когда он знает, что родитель понимает его желания и чувства, еще один аспект настоящей любви. Ребенок более активно будет подчиняться дисциплине при условии, что вы уважаете его как самостоятельную, достойную личность. Крайне ценно в установлении взаимоотношений, особенно в период отрочества, говорить вашим детям, что вы понимаете их ( пусть в душе вы и не согласны). Если вы внимательно слушаете ребенка, сконцентрировав на нем все внимание, то вы можете «сэкономить» нервы, гнев и непослушание ребенка, так как мотивы его непослушания могут оказаться обоснованными и разумными. Кроме того, неумение сдерживаться и контролировать свои чувства, особенно гнев, - злейшие враги родителей, поскольку с возрастом это ухудшает отношения, вызывает неуважение со стороны не только детей, но и супруга. Если же вы не смогли сдержаться, имейте мужество извиниться, иногда это дает неожиданные результаты: восстанавливается эмоциональная связь с ребенком. Очень важно контролировать свой гнев, хотя случается, что усталый, раздраженный, больной родитель не может себя сдерживать. Родителям, которые хотят навсегда сохранить контакт с детьми, надо следить за своим здоровьем, как за физическим, так и за эмоциональным.

Дисциплина – это тренировка ребенка, чтобы он жил достойно. Поэтому чем более дисциплинирован ребенок, тем меньше необходимо наказание. Примитивное понимание дисциплины при отсутствии безоговорочной любви и приводит к мучительному переходному периоду отрочества, когда подросток становится неуправляемым. Безусловная любовь не уничтожает потребности в наказаниях совсем, но сводит их к минимуму. Телесные наказания уничтожают ребенка и приводят к деградации и дегуманизации его личности, вызывают агрессивность и отсутствие уважения к родителям и любым другим авторитетам.

Ваш ребенок плохо себя вдет. Вместо того, чтобы спросить себя: «Что я должен сделать, чтобы исправить это поведение?» - что неминуемо ведет к наказанию, подумайте: «В чем нуждается этот ребенок? Нужен ли ему пристальный любящий взгляд, пристальное внимание, ласковое прикосновение, нужно ли «пополнить» его эмоциональный резервуар?» А потом еже требуйте хорошей дисциплины.

Мы не должны мириться с плохим поведением ребенка, но наказание – это последнее средство, а не первое, как это часто случается. Кроме того, прежде чем наказывать ребенка, выясните: может, у него что-то болит, или он голоден, или устал, или расстроился. Возможно, его плохое поведение – лишь следствие плохого самочувствия или плохого настроения. Надо сначала понять, что вызывает плохое поведение, а потом уже наказывать за него.

Исключительно важно почувствовать, раскаивается ли ребенок в своем плохом поступке и сожалеет ли о нем. Если ребенок искренне раскаивается и переживает, то наказание может оказаться крайне вредным. Чувство вины и раскаяние и желание не повторять этого больше – вот что нам нужно, а вовсе не месть. Если же вы физически наказали ребенка, то никакого чувства вины у него не возникнет, он забудет со временем про «расплату» и снова начнет вести себя плохо. Кроме того, у него появится гнев, обида, горечь останутся с ним дольше, чем того стоит проступок, за который его жестоко наказали. Надо научиться прощать детям их недостаточно хорошее поведение, тогда дети и сами начнут стараться исправиться.

Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву, в противостояние воли характеров. Прежде  чем физически наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и чего они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Сначала используйте все доступные вам меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае прибегайте к наказаниям. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывает у ребенка вседозволенность. Можно использовать систему наград за хорошее поведение, но все эти награды должны ставить себе целью воспитать в ребенке желание быть хорошим, потому что родители любят его и он любит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки [Л], [Л\'], и буква Л. Пересказ русских сказок с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке.

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. "Звуки [Л], [Л\'], буква Л. Пересказ русс...

Вопрос - ответ (часто задаваемые вопросы родителей логопеду)

Самые актуальные вопросы родителей по развитию речи детей дошкольного возраста логопеду. Советы логопеда по разным вопросам речевого развития....

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...

Картотека вопросов для детей и родителей по экологии. «Вопросы детям, а также их родителям»

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением, а проблемные вопросы или ситуации могут поспособствовать этому.  Они позволяют уточнять и расширять представления дете...