СКУЛЬПТУРЫ СФИНКСОВ, ЛЬВОВ И ГРИФОНОВ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Познавательно-обучающая образовательная технология
материал на тему

Стрюкова Марина Игоревна

        Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

 

Скульптуры сфинксов, львов и грифонов

в архитектуре санкт-Петербурга

        Познавательно-обучающая образовательная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gtnthehukonspekt_2_1.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

СКУЛЬПТУРЫ СФИНКСОВ, ЛЬВОВ И ГРИФОНОВ

В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

        Познавательно-обучающая образовательная технология

                                                                                                            АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ: ДЕРГАЧЕВА Е.А.

        Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ТЕМА: Скульптуры сфинксов, львов и грифонов

в архитектуре Санкт-Петербурга

Цель: расширять представления детей о родном городе, через знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к нашему городу, который  является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие.
  • Вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам.
  • Прививать желание изменить город к лучшему.
  • Учить узнавать объекты, высказывать свое впечатление.
  • Развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, умение анализировать.

Игровой момент:

  1. игра «Путаница»;
  2. игра «Море волнуется раз…» (львиные фигуры).

Материалы для проведения НОД по теме:

«Скульптуры сфинксов, львов и грифонов в архитектуре

Санкт-Петербурга»

  1. Кусочки меди, гранита, чугуна.
  2. Карта города 50 х 80.
  3. Цветные фотографии с изображениями скульптур.
  4. Различные карточки с изображениями скульптур (для игр).

Тема разделена на два – три конспекта для детей 6-7 лет с учетом предыдущих занятий по краеведению.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин и иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы и разучивание стихов.
  • Организация подвижных игр «Каменный лев», «Грифоны».
  • Проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Закончи предложение», «Я знаю пять названий».
  • Настольно-печатные игры: Лото «Твой Петербург», кубики «Виды Петербурга», «Петербургское домино», «Прогулка по Санкт-Петербургу».


Конспект 1-го НОД

Воспитатель рассказывает, что сегодня ребята начнут знакомиться со скульптурами львов и мифологических чудовищ – львов, которые поселились в нашем городе. Детям раздают картинки с изображениями всех скульптур. Воспитатель просит сосчитать, сколько скульптур поместилось на листочке, и рассказывает, что их намного больше, что некоторые из них очень дружат друг с другом и никогда не расстаются, так и стоят парами или группами. Воспитатель рассказывает, что из-за того, что их так много, сегодня мы будем говорить только о некоторых львах. Воспитатель рассказывает о Петре I, о его желании видеть наш город самым красивым. Дети вспоминают дома, какими их приказывал строить Петр I? (каменные, красивые, в одну линию и т.д.). А как их украшали? (колонны, валюты, портики, шпили, купола и т.д.). Петр I хотел, чтобы не только дома, но и улицы, парки, набережные и площади были красивыми, поэтому Петр I решил украсить город скульптурой. Воспитатель спрашивает у детей, что такое скульптура, вспоминает при Летний сад, какие там красивые скульптуры, откуда они приехали в наш город.

Именно в Летнем саду появились первые изображения львов, детям выдаются фотографии  с изображением первых скульптур львов в Петербурге (рис.48, 62). Следует рассказать о том, что на них изображено, об их истории. Во время рассказа дети вспоминают слова «миф», «мифологический сюжет», повторяют их значение. Воспитатель рассказывает, что изображения львов понравились горожанам и они стали украшать ими парадные фасады своих домов, набережные, мосты.

Физкультминутка:

А теперь мы отдохнём,

Солнце вышло из-за тучки,                     (потягивания – руки вверх)

Мы протянем к солнцу ручки.

Руки в стороны потом

Мы по шире разведём.                            (потягивания - руки в стороны)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинка.

У многих домов стоят сторожевые львы, детям показывают изображения львов на Дворцовой пристани (рис.41). Воспитатель рассказывает, почему у них под лапой шар и из чего они сделаны (медь), спрашивает, а почему именно львов выбрали сторожить наш город? Воспитатель выдает картинку львов у набережной Макарова (рис.30), рассказывает, из чего они сделаны (розовый гранит), дает сравнить, потрогать руками кусочек меди и гранитный камень, рассказывает, как трудно сделать такие чудесные скульптуры. Детям предлагается сравнить, какой характер у этих львов.

Дети смотрят львов, отлитых из чугуна (рис.56). Воспитатель обращает внимание на их позу, на то, как точно мастер уловил движение львов.

Воспитатель показывает льва с Петроградской стороны (рис.47). Просит детей описать его, как думают дети – этот лев молодой или старый, этот лев страшный сторож. Воспитатель просит обвести на общей картинке львов с больших фотографий, с которыми они познакомились сегодня.

Воспитатель собирает фотографии со львами и оставляет одну картинку с изображениями всех скульптур, выдает игру – «Путаница» (собери льва). Дети складывают львов, ориентируясь на картинку. Воспитатель помогает.

Воспитатель рассказывает, что на следующем занятии мы познакомимся еще с несколькими львами, а сейчас просит детей выбрать трафарет понравившегося льва, разукрасить его дома и подарить родителям.

Конспект 2-го НОД

Воспитатель просит детей вспомнить, о чем они говорили на прошлом занятии, раздает картинки с изображениями всех скульптур и продолжает рассказ, начиная со львов Львиного мостика (рис.50). Воспитатель показывает мост и рассказывает, как с помощью этих чугунных львов держится мост, обращает внимание на их необыкновенно огромную гриву и то, что их автор – скульптор Соколов – встретится им еще как автор других украшенных мостов.

Воспитатель показывает львов на Английской набережной (рис.51), просит детей предположить, из чего они сделаны, спрашивает, сторожевые ли они?

Воспитатель показывает львов на Адмиралтейском проспекте у дома Лобанова-Ростовского (рис.54), просит кого-нибудь из ребят рассказать, что он думает об этих львах. Вспоминают ли ребята этот дом?

Воспитатель показывает львов в Академии Художеств (рис.15), рассказывает, что они – точная копия тех, что находятся во Флоренции, рассказывает их историю.

Львы у Михайловского дворца и у парадной лестницы Елагина дворца (рис.35). Воспитатель просит вспомнить детей, как иначе называется Михайловский дворец, и были ли они с родителями на Елагином острове. Показывает фотографии львов на Елагином острове (самые плохо сохранившиеся львы) (рис.24).

Физкультминутка:

А теперь мы отдохнём,

Итак, шагаем на месте:

Я иду и ты идёшь

Я иду и ты идёшь – раз, два, три.

А теперь хлопаем в ладоши:

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

Подпрыгиваем на месте:

Мы идём и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

Слегка размялись – великолепно!

Воспитатель рассказывает историю львов на проспекте Обуховской обороны, показывает их фотографию (рис.11).

Львы со Свердловской набережной (рис.59), целое семейство –
29 штук.

Воспитатель собирает фотографии львов и оставляет одну картинку с изображением всех скульптур, просит обвести изображения львов, с которыми познакомились дети на этом занятии.

Воспитатель достает карту города и маленькие фигурки львов, вместе с детьми  они расставляют львов.

Игра «Море волнуется раз…». Дети делятся на две группы, каждая группа берет в руки листок с изображением всех львов: одна команда изображает одного или нескольких львов, а другие пробуют узнать, и наоборот.

Конспект 3-го НОД

Воспитатель выдает картинку с изображениями всех скульптур и спрашивает детей, что же мы еще не обвели, с какими скульптурами мы еще не познакомились, что это за странные существа?

Воспитатель выдает изображение Банковского мостика (рис.42), просит детей внимательно посмотреть и сказать, почему эти чудища – родственники львов, что у них общего и чем они отличаются, нравятся ли они им. Эти существа называются грифонами, следует рассказ о том, почему их здесь поставили, как с их помощью держится мост.
Этих грифонов сделал тоже скульптор Соколов.

Воспитатель показывает фото маленьких грифончиков у Академии Художеств (рис.19) и, рассказывая о них, показывает фотографию их соседей – настоящих египетских сфинксов (рис.13), рассказывает их историю, почему и как они сюда попали.

Воспитатель показывает фотографию Египетского моста (рис.28), просит детей рассмотреть изображения этих сфинксов, просит сравнить их со сфинксами на Университетской набережной, на кого они больше похожи, на зверей или людей, их также создал скульптор Соколов.

Воспитатель показывает фотографию сфинксов на Свердловской набережной (рис.61), такие же сфинксы, только меньшего размера, стоят во дворе Строгановского дворца на Невском проспекте.

Физкультминутка:

А теперь мы отдохнём,

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями куснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Слегка размялись – великолепно!

Воспитатель просит сравнить сфинксов и грифонов, выделить, что у них общего и какие различия.

Воспитатель показывает фотографию и рассказывает о последнем чудище, родственнике львов – Ши-Дза (рис.57).

Воспитатель просит детей обвести на картинке с изображениями всех скульптур те, с которыми они сегодня познакомились.

Воспитатель достает карту города и маленькие фигурки скульптур, расставляет их вместе с детьми, спрашивает, на каком из островов больше всего львов и их мифологических родственников, а какого бы льва, грифона или сфинкса вы хотели бы поставить у своего дома.

«Игра – путаница». Детям выдают разрезанные изображения львов, сфинксов, кошек, собак, мышей, кроликов. Дети делятся на две группы и собирают натуральный архитектурный памятник и свой, самый смешной (на время).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с памятниками культуры и архитектуры Санкт -Петербурга с одновременным развитием мелкой моторики рук

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробуждение интереса и желания детей-дошкольников ознакомиться  и изучить достопримечательности  Санкт -Петербурга. Используемый подход...

Мастер-класс: Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга через приемы мнемотехники

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником свое...

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

Рабочая программа  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга...

Архитектура Санкт - Петербурга

Занятие по программе Т.М. Дороновой "Миры детства. Конструирование возможностей", путешествие по реке времени....

Влияние знакомства с искусством архитектуры Санкт – Петербурга на развитие речи детей дошкольного возраста.

Я полагаю, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Санкт – Петербург – город с уник...

Историческая и современная архитектура Санкт-Петербурга.

Подборка для создания альбона "Архитектура Санкт-Петербурга"...