доклад на тему "взаимодействие с семьёй"
статья на тему

Ощепкова Любовь Витальевна

Доклад на тему "Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

 структурное подразделение «Детский сад»

       

Подготовила:

Ощепкова Л.В.,

воспитатель

        

Вознесеновка

2016 год

Взаимодействие ДОУ и семьи.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений родителей  и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны. В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Поэтому нам необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы применяем следующие формы работы с семьей внутри детского сада.

В нашем ДОУ родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это -первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

В целях знакомства родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и видами деятельности по развитию личности каждого ребенка ежегодно в сентябре проводится презентация нашего детского сада. Чтобы познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий , в каждой группе проводим открытые занятия для родителей. Для повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания проводим педагогические беседы, консультации с родителями. В течение учебного года 3-4 раза проводим общие родительские собрания,  после проводятся групповые родительские собрания. В нетрадиционной обстановке с участием специалистов проводятся заседания «круглого стола» с родителями. Для демонстрации родителям достижений детей имеются стенды, где выставляются работы,  выполненные во время занятий, объявления для родителей, информация чем мы занимаемся ,что надо закрепить дома.

Нетрадиционные формы

В настоящее время, мы ищем новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве. Приведу примеры некоторых из них.

Учитывая занятость наших родителей, можно использовать и такие формы общения с семьей, как "Родительская почта"( любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.), «Сундучок пожеланий» (родители уходя на работу могли бы оставить короткое пожелание своему ребёнку, а воспитатель озвучил это в течении дня),  «Копилка успехов» (куда могли бы складывать родители и воспитатели смайлики за успехи детей),"Телефонные звонки» (телефонные звонки делаются один раз в месяц для поддержания неформального общения). Можно также выпустить брошюры, пособия, бюллетени, где содержится подробная информация о детском саде.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, уметь видеть вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Правовое воспитание детей через взаимосвязь с семьёй».

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение  которого ребёнок находится в пол...

Сотрудничество ДОО с семьёй воспитанника как фактор индивидуализации развития ребёнка (доклад из опыта работы).

Материал из опыта работы, по взаимодействию с родителями, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Доклад "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьёй"

Доклад "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьёй"...

Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».

Дошкольный возраст -  это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...

Доклад по теме: "Использование нетрадиционных форм с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в ДОУ"

Доклад по теме: «Использование нетрадиционных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в ДОУ»     Подготовила: Мотчанова И...