Проект мини-музея «Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения»
проект по теме

Никифорова Ньургуйаана Константиновна

Проект мини-музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_obrazovanie_byudzhetnoe_uchrezhdenie.docx347.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование бюджетное учреждение
Центр Развития ребенка – Детский сад №105 «Умка»

Проект мини-музея

«Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения»

Воспитатель

Тимофеева Ньургуйаана Константиновна

г. Якутск 2018

Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения

    Как известно, одной из задач образования на сегодняшний день, является патриотическое воспитание детей. Поэтому мы решили создать мини-музей в группе. В силу своей природы музеи способны играть большую роль в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей. Мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Приумножая экспонаты, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством познания социального опыта. Каждый музей с различной степенью эффективности осуществляет просветительную и образовательную функцию. Детям нужен свой музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать экспонаты, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир. На всех занятиях с использованием мини-музеев дети дошкольного возраста - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности.

Актуальность: 

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, экономическая и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. В век технического прогресса повышенная любознательность, стремление к самостоятельности нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе и т. д. Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о патриотизме, о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.

Поэтому педагоги второй младшей группы в тесном сотрудничестве с родителями организовали проектную деятельность «Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения».

        Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок безопасности окружающего мира

        Задачи:

- Формировать у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- Передать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

        Цели и задачи мини – музея:

Образовательные:
— формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

— продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Развивающие:
— развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
— обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:
— воспитывать уважение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— прививать основы культуры поведения, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для  человека и окружающего мира природы ситуациям.

        Процесс создания мини – музея делится на три этапа:

1. Первый этап - Подготовительный. В начале работы дети и мы, воспитатели группы вместе с родителями, определяли тему и название мини – музея, разрабатывали модель, разработали его содержание,  составили сетевую паутину проекта, выбрали место для размещения, запланировали работу над созданием мини - музея. Мини – музей получился разным по оформлению и по содержанию.

2. Второй этап - Практический. Значительную роль сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Для детей, конечно же, это самый интересный этап. Они каждый день интересовались кто, что принес в музей. И самое главное смогут они играть игрушками в музее. На этом этапе рождается много игр с экспонатами, несущих образовательную, воспитательную, познавательную функцию. Все экспонаты раскрывают содержание темы мини – музея и выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов музея. История предмета в музее может носить общечеловеческий характер, а может быть личная, индивидуальная – поэтому и оформлена она в энциклопедиях, альбомах с картинками и фотографиями машин или книжках самоделках от семей. Так же в музее расположены дидактические игры, настольные игры, дорожные знаки, специализированные машины. На верхней полке шкафа находится городок с мелкими машинами и дорожными знаками, где дети могут поиграть.

3. Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музея.

4.Четвертый этап,  деятельностный - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини – музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также мы предлагаем родителям посетить с детьми действующие музеи и выставки в других группах нашего садика.

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;

- помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

- сформирует у детей представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

- приобщит детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- усвоение детьми знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ.

Паспорт мини-музея

«Основы безопасности  жизнедеятельности и правила дорожного движения»

Мини-музей по ОБЖ

Работая по теме "Формирование знаний основ безопасности собственной жизнедеятельности детей " в группе были оформлены выставки «Наша улица", «Виды транспорта" и экспозиция «Основы безопасной жизнедеятельности". В создании выставок и экспозиции принимали участие дети, родители воспитанников, педагоги учреждения. Разнообразие транспорта от рисунков до игрушек разных размеров и моделей, светофоров, иллюстраций по ОБЖ  привлекает внимание не только детей, но и взрослых, посещающих мини музей.
Данные экспозиция и выставка продолжают пополняться и расширяться.        

Основные задачи по формированию основ безопасности по возрастам:


Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Безопасное поведение в природе:

Безопасность на дорогах:

 

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;

Знакомить с некоторыми видами транспорта.

 

Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;

Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Безопасное поведение в природе:

Безопасность на дорогах:

 

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Расширять ориентировку в окружающем пространстве;

Знакомить детей с правилами дорожного движения;

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);

Знакомить с работой водителя.

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Безопасное поведение в природе:

Безопасность на дорогах:

 

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», Остановка общественного транспорта»;

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;

Знакомить с правилами езды на велосипеде;

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.

 

 


Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе:

Безопасность на дорогах:

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах х насекомых.

 

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);

Расширять знания об источниках опасности в быту и закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»;

Формировать умение обращаться за помощью к врослым;

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон.


Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Безопасное поведение в природе:

Безопасность на дорогах:

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Формирование основы экологической культуры;

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе;

Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенных в нее;

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;

Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;

Расширять представления детей о ГИБДД;

Воспитывать культуры поведения на улице и в общественном транспорте;

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита и пр.);

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности;

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился»;

Формировать умения обращаться к взрослым за помощью;

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;

Закреплять умения называть необходимые данные о себе.


Правила поведения в нашем музее:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Разделы:

1. Специальный транспорт.

2. Военный транспорт.

3. Наземный транспорт.

4. Воздушный транспорт.

5. Водный транспорт.

6. Подземный транспорт-картина

7. ПДД

8. Безопасный маршрут детей.

9. Уголок самостоятельной деятельности.

Дидактические игры:

«Наша улица»

«Поставь дорожный знак

«Угадай, какой знак»

«Виды перекрёстков»

«Улица города»

«Запрещается - разрешается»

«Собери светофор»

«О чём говорят знаки?»

«Где спрятался знак?»

«Кому что нужно?»

«Сложи автомобиль»

«Чего не хватает?»

«Наш город»

«Дороги и велосипедная дорожка»

«Подбери правильный путь»

«Дорога»

«Ловушка»

«Кроссворды»

«Добавь словечко»

«Это я, это я…»

«Назови правильно»

«Как избежать неприятностей»

Экспонаты:

Карты, виды транспорта, макеты улиц, дорог, светофоры, регулировщик, рули, дорожки-зебры.

Заключения

Таким образом, вся проведённая работа дала положительные результаты. У детей появилось желание расширить свой кругозор по данной теме, стремление выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. У них появилась потребность утвердиться в своём отношении с окружающей действительностью, следовать правилам поведения в определённых ситуациях. Совместными усилиями с родителями пришли к выводу, что благоприятные условия, созданные в семье и дошкольном учреждении, способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, и снижению заболеваемости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"

Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители  могут знакомить детей с п...

Родительский клуб: «Правила безопасности для детей. Правила дорожного движения и безопасность на дорогах»

Конспект творческой встречи для детей и родителей: «Правила безопасности для детей правила дорожного движения и безопасность на дорогах»...

Конспект викторины по основам безопасности жизнедеятельности «Знаем правила безопасности» для детей подготовительной группы № 2

Формировать умения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях....

конспект квеста по теме основы безопасности жизнедеятельности дошкольника "правила поведения в экстремальной ситуации"

повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и кбезопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых пра...

Познавательная беседа по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности «О правилах дорожного движения, если ты пешеход» для детей средней группы

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию,формирование основ безопасности жизнедеятельности«О правилах дорожного движения, если ты пешеход»для детей средней гру...